Цели урока:
- Познакомить с изображением человека разных эпох
- Познакомить с историей возникновения портрета
- Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного и исторического образа человека
- Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения
Задачи урока:
1. Предметные
- Используя метапредметную связь истории и МХК, ИЗО продолжить изучение раздела живописи: портрет; закрепить знания о жанре портрета.
- Развивать умение понимать язык искусства, его содержание (знаково-cимволические универсальные учебные действия).
2. Метапредметные:
познавательные:
- умение ориентироваться во множественных источниках информации;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты;
регулятивные:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
коммуникативные:
- развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса; умение общаться, слышать и чувствовать других людей; работать совместно, добиваясь общей цели;
личностные:
- формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации; приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Тип урока: урок смешанного типа
Основные понятия: культура, искусство, шедевр, портрет.
Материал и оборудование для учителя: доска, проектор, музыкальный ряд.
Материал и оборудование для учащихся: листы бумаги А4, карандаш, краски.
План урока
1. Вводная часть. Формулирование темы урока.
2. Ход урока.
– Определение жанра портрет, история его развития в мире и России.
– Закрепление знаний о разновидностях портрета.
3. Практическая работа.
– Средства художественной выразительности.
– Цветовое решение портрета (закрепление) – мастер-класс.
4. Подведение итогов урока.
Ход урока
Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта). “Портрет” сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
Зарождение портрета относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портретов встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение портрета было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Необходимость “дублирования” модели (портрет как двойник её в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого человека.
В Древней Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. С конца 5 в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма (конец 4-1 вв. до н. э.) к драматизации образа. Высокого расцвета античной скульптуры портрет достигает в искусстве Древнего Рима. Развитие древнеримского портрета связало с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримского портрета - чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начал. В период империи отдельные мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному портрету. В своих лучших образцах древнеримский портрет отмечен жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Древнем Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портрет на монетах, камеях и т.п., отчасти живописные портреты.
Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет, 1-4 вв.) (Рис. 1, 2). Во многом связанные с традициями древневосточного портрета, с религиозно-магическими представлениями фаюмские портреты вместе с тем создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах - специфическую духовность.
Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные с применением техники энкаустики в Римском Египте в I—III веках н.э. Свое название они получили по месту первой крупной находки в оазисе Фаюм в Египте в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
После того, как портреты привезли в Европу, их - в качестве заморских диковин, показывали на ярмарках и выставляли в модных тогда кунсткамерах. И посчитали экзотикой.
Ученые же называют фаюмские портреты элементом местной погребальной традиции, трансформированной за несколько веков под влиянием греков и римлян. Портрет заменял древним египтянам традиционную погребальную маску на мумии.
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики - от греческого слова “выжигать”, очень распространенной в то время. Это - восковая живопись расплавленными красками. Ее отличает объемность – пастозность - мазка. Это позволяет сделать именно энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде - отсюда и название.
Неизвестные мастера хорошо знали лицо: направление мазков обычно следует его формам — на нос, щеки, подбородок и в контуры глаз краски накладываются плотным слоем, а периферия - контуры лица и волос, очерчивалась более жидкими красками.
Исполненные таким способом портреты отличаются выпуклостью и свежестью цвета. Они оказались удивительно долговечны.
Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах позолочен весь фон, на других золотом выполнены лишь венки или головные повязки, на некоторых портретах особо отделаны позолотой драгоценности и детали одежды.
Основа портретов — древесина различных пород: платан, липа, смоква, тис, а также завезенные из Южной Европы кедр, сосна, ель, кипарис, дуб. Но есть и портреты – видимо, тех, кто победней, выполненные на загрунтованном клеем полотне.
Фаюмский портрет стал самостоятельной категорией в живописи. Всего в мире насчитывается около 900 фаюмских портретов. И во много раз больше – подделок и хороших копий.
Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве.
Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана). Самый известный портрет в мире — “Мона Лиза” кисти да Винчи был написан именно в эту эпоху (Рис 3).
Рисунок 3
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается не разгаданной?
Известный искусствовед А.М. Эфрос писал, что “Джаконда” - это менее всего портрет супруги Франческо дель Джаконда, а изображение какого то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, не то хмурого. А еще Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ, и что вот уже пять столетий ни кто этот ключ не найдет. Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским приемом светотени, введенным в живопись Леонардо (“сфумато” - с итальянского, мягкий, не ясный, растворяющийся, исчезающий).
Исследователь М.А. Гуковский писал о “Джаконде”, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя не ловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвести глаз от этого замечательного портрета.
В лице “Джаконды” не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется. Следовательно, в лице “Джаконды” - движение. Но ведь всякое движение происходит во времени, а живописная картина – статична, она запечатлела какое то мгновение.
Из немецких живописцев этого периода особенно знаменит портретист А. Дюрер. Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера. Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны. Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера. Уникальность Альбрехта Дюрера состоит и в том, что автопортрет занимает ведущее место в ранний период его портретного творчества. Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом.
Рисунок 4
Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком (Рис. 4). Уже в то время рукой Дюрера руководила тяга к самопознанию, которая получила дальнейшее развитие в первых трех его живописных автопортретах. Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов. В последней работе Альбрехт изображен строго в фас. Обрамленное небольшой бородкой и длинными волосами его правильное лицо напоминает нам изображения Христа-Пантократора (Рис. 5).
Рисунок 5
“Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти”. Альбрехт Дюрер
В исполненном углем “Портрете матери” (1514) в асимметричном старческом лице с исхудавшими чертами, в глазах запечатлены следы жизненных невзгод и разрушений (Рис 6). Напряженно вьющиеся экспрессивные линии обостряют яркую выразительность образа. Эскизность, местами густой и черный, местами легкий штрих придают рисунку динамичность.
Рисунок 6
В России сложилась своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием. К концу XVIII века русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский.
Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и полупарадного портрета к камерному. К концу века русской портретной школе свойственна деликатность, подчеркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность, некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
Рисунок 9 |
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий