Урок русского языка на тему "Обращение"

Разделы: Русский язык


Цели: Знать, что такое обращение, какими частями речи может быть выражено. Сформировать умение находить его, правильно ставить знаки препинания при обращении.

Ход урока

Введение в тему

Начало урока заложено в его теме. Войдите в класс со словами: “Здравствуйте! Садитесь, ребята. Проверив ваши тетради, хочу сказать, что вы (обращения-имена) прекрасно справились с заданиями, а вы (обращения - имена) хуже, чем могли бы сделать, а вам (обращения-имена) надо обратить внимание на ...”

И вдруг перебейте себя: “Скажите, друзья мои, а почему, поздоровавшись со мной, вы сели?”

- Вы же велели нам садиться,-недоумевают ученики.

- А откуда вы узнали, что мои слова обращены именно к вам? А как узнали такие-то (имена учеников), что они хорошо выполнили домашнее задание? А как узнали такие-то (имена учеников), что я ожидал(а) от них большего?

- Вы их назвали. А всем сказали: “Садитесь, ребята,”-примерно таким будет ответ.

- Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?-задаёте вы главный вопрос. Дети уже готовы ответить и записать в качестве темы урока: “Обращение”.

Теперь Вы привлекаете внимание детей к закрытой до этого момента записи на доске:

Мороз и солнце! День чудесный.
Ещё ты дремлешь, друг прелестный!
Пора, красавица, проснись...

Интонационно выделяете обращения, предлагаете записать знакомые пушкинские строки в тетрадь.

- Строки какого известного поэта прозвучали?

- Найдите слово, называющее того, к кому обращаются с речью?

- Красавица, - отвечают дети.

- Какой частью речи выражено обращение? (Именем существительным)

- Посмотрите внимательно. А всегда ли обращение это одно слово? Найдите в данной записи ещё одно обращение. (Друг прелестный)

- Чем выражено обращение?

- Теперь посмотрите, где может стоять обращение?

- Какими знаками препинания на письме выделяется обращение?

Работа с учебником.

- Размышляя об обращении, вы о многом догадались сами, поэтому откроем учебнику и убедимся в правильности наших выводов. (открывают учебник и читают правило)

Закрепление темы.

Продолжая знакомить детей с обращением, выполняем задание 58.

- Мы с вами сегодня поработали над развитием внимания, мышления, а теперь поработаем над нашим слухом. (Учитель читает отрывки из известных произведений А.С.Пушкина, а ребята называют обращения)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним.
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.

- Молодцы!

- Ребята, а из каких произведений А.С.Пушкина прозвучали строки 1 и 4 предложений?

- Что вы знаете о няне Арине Родионовне?

А.С.Пушкина мы знаем не только как поэта, прозаика, но сказочника.

Домашнее задание будет связано с творчеством А.С.Пушкина. Вам необходимо будет найти в сказках А.С.Пушкина как можно больше предложений с обращениями, выписать их.

Итог урока.

  • Расскажите об обращении, используя таблицу.
  • Как найти в предложении?
  • Для чего служат?
  • Какие знаки препинания используются?