Цели: Знать, что такое обращение, какими частями речи может быть выражено. Сформировать умение находить его, правильно ставить знаки препинания при обращении.
Ход урока
Введение в тему
Начало урока заложено в его теме. Войдите в класс со словами: “Здравствуйте! Садитесь, ребята. Проверив ваши тетради, хочу сказать, что вы (обращения-имена) прекрасно справились с заданиями, а вы (обращения - имена) хуже, чем могли бы сделать, а вам (обращения-имена) надо обратить внимание на ...”
И вдруг перебейте себя: “Скажите, друзья мои, а почему, поздоровавшись со мной, вы сели?”
- Вы же велели нам садиться,-недоумевают ученики.
- А откуда вы узнали, что мои слова обращены именно к вам? А как узнали такие-то (имена учеников), что они хорошо выполнили домашнее задание? А как узнали такие-то (имена учеников), что я ожидал(а) от них большего?
- Вы их назвали. А всем сказали: “Садитесь, ребята,”-примерно таким будет ответ.
- Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?-задаёте вы главный вопрос. Дети уже готовы ответить и записать в качестве темы урока: “Обращение”.
Теперь Вы привлекаете внимание детей к закрытой до этого момента записи на доске:
Мороз и солнце! День чудесный.
Ещё ты дремлешь, друг прелестный!
Пора, красавица, проснись...
Интонационно выделяете обращения, предлагаете записать знакомые пушкинские строки в тетрадь.
- Строки какого известного поэта прозвучали?
- Найдите слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
- Красавица, - отвечают дети.
- Какой частью речи выражено обращение? (Именем существительным)
- Посмотрите внимательно. А всегда ли обращение это одно слово? Найдите в данной записи ещё одно обращение. (Друг прелестный)
- Чем выражено обращение?
- Теперь посмотрите, где может стоять обращение?
- Какими знаками препинания на письме выделяется обращение?
Работа с учебником.
- Размышляя об обращении, вы о многом догадались сами, поэтому откроем учебнику и убедимся в правильности наших выводов. (открывают учебник и читают правило)
Закрепление темы.
Продолжая знакомить детей с обращением, выполняем задание 58.
- Мы с вами сегодня поработали над развитием внимания, мышления, а теперь поработаем над нашим слухом. (Учитель читает отрывки из известных произведений А.С.Пушкина, а ребята называют обращения)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним.
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.
- Молодцы!
- Ребята, а из каких произведений А.С.Пушкина прозвучали строки 1 и 4 предложений?
- Что вы знаете о няне Арине Родионовне?
А.С.Пушкина мы знаем не только как поэта, прозаика, но сказочника.
Домашнее задание будет связано с творчеством А.С.Пушкина. Вам необходимо будет найти в сказках А.С.Пушкина как можно больше предложений с обращениями, выписать их.
Итог урока.
- Расскажите об обращении, используя таблицу.
- Как найти в предложении?
- Для чего служат?
- Какие знаки препинания используются?