Цель: Обучение дошкольников образованию родственных слов.
Задачи:
- активизировать предметный словарь и словарь признаков детей;
- расширять представление о родственных словах;
- упражнять выделять “лишнее” слово (неоднокоренное) из ряда родственных слов;
- упражнять в навыках словообразования;
- закреплять умения составлять предложение с заданными словами;
- развивать зрительное внимание, мышление, речеслуховую память;
- воспитывать умение слушать ответы сверстников, не перебивать, анализировать свои успехи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, фигурки Снеговичка и Снеговички, бумажные кружки белого, желтого и синего цвета, коробочки – копилочки, серебристо-белый мячик, белый зефир в индивидуальной упаковке. Песня Виктории Каминской “Приглашение в сказку”.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Г.Х. Андерсен “Снеговик”, “Снежная королева”, “Снегурочка”, Е. Смородина “История про снеговика который не любил зиму”, А. Усачёва в сказках “Школа снеговиков” и “Чудеса в Дедморозовке”.
Разучивание стихов и загадок про снег, снежинки, Снегурочку и Снеговика.
Поисковая деятельность с родителями “Копилка снежных слов”.
Ход занятия
- Снеговик и Снеговичка приглашают вас в Волшебную страну снежных слов. К путешествию надо приготовится, ведь впереди нас ждут различные приключения, тайны, которые надо раскрыть и, конечно же, нас ждет волшебство.
Все это можно преодолеть только сообща в дружной команде. В путешествие отправляются две команды – команда синих и команда желтых. Предлагаю вам выбрать, кто оправится за приключениями в команде синих, а кто в команде желтых.
(дети распределяются на команды)
- И так рассаживайтесь по удобнее – путешествие начинается. Закройте глазки, мы с вам телепартируемся в волшебную страну. (звучит музыкальный отрывок “Приглашение в сказку”)
- Ребята, послушайте шуточное снежное стихотворение: слайд № 2
Новый год! Новый год!
Снеговик домой идет.
Всем несет он по подарку:
Снежной бабе – снеговарку,
Чтоб варила холодцы,
Снегритятам – леденцы,
А Снегурочке – обновку:
Новую морковку!
(А. Усачёв)
- Какие слова в стихотворении звучат похоже? (снеговик, снеговарка, снежная баба, Снегурочка). Все эти слова похожи друг на друга общей частью. Давайте разгадаем зашифрованное слово, мы узнаем, какая это общая часть.
- Перед вами зашифрованное слово. Назовите первые звуки в словах (на экране слова: сани, носок, енот, голубь). Какое слово получилось? слай 3-4
- Давным-давно люди потеряли слово СНЕГ, потеряли и забыли о нем, а слово попало в землю, и появились слова-ростки: давайте вспомним слова из стихотворения. Послушали люди, а слова эти похожи как родственники.
- Снеговичок нам предлагает поиграть в игру “Узнай по описанию”. (в процессе отгадывания картинки появляются на экране). Он будет описывать предмет, а вы должны узнать, о чем он говорит. Если ответ будет правильным, то команда получает снежок (бумажный кружок белого цвета.) Складывать свои снежки можно вот в эти коробочки, ведь в руках снежки растают.
Дети лепят его из снега, он круглый, крепкий, холодный, им можно кидаться, строить из них крепости (снежок).
Падает с неба, белая, искристая, лучистая (снежинка). слайд 5
Декоративный кустарник, белые плоды которого, созревают к осени и не опадают до зимы (снежноягодник.)
Растение с бело-голубыми цветками, распускающимися сразу после таяния снега (подснежник). слайд 6
Зрительная гимнастика со Снеговичком слайд 7
- Снеговичка получила письмо и расстроилась. В нем очень много не понятных для нее слов. Вот послушайте:
“Однажды ночью сильно снежило. Уром охотник взял снегомер и пошел в лес на снегоступах. Там он увидел снеголом. А в город вернулся, а там снеготаялки так хорошо поработали, что снега в городе совсем не стало. Снегоходы в гаражах пригорюнились, снегокаты на чердаках заскучали”.
- Давайте поможем ей. Игра “Объясни слово”. Вы знаете, что такое? - снеготаялка, снегоступ, снегомер, снегокат, снеголом, снегоход (ребята объясняют, как они понимают значения слов).
– Ребята, а ведь я поняла эти слова звучат похоже, и все они говорят о снеге – это слова родственники!
- Наше путешествие продолжается. Снеговичок нам предлагает поиграть в игру “Лишняя картинка”.
- Какие картинки здесь лишние и почему? слайд 8
Мороженное, снегоступы, снеговик, снегокат
Пожалуйста, составьте предложение с оставшимися картинками. (Приблизительные ответы детей: Во дворе дети лепят снеговика. Охотник на снегоступах идет по лесу. Петя катается на снегокате с горки)
Снегурочка, санки, снежинка, снегопад слайд 9
Пожалуйста, составьте предложение с оставшимися картинками. (Приблизительные ответы детей: Снегурочка с Дедом Морозом водит хоровод. Вчера был сильный снегопад. Мы вырезали снежинки для украшения.)
Загадки друг другу по командам.
- Снеговичка очень любит разгадывать загадки. И она знает, что дома вы с родителями искали загадки, в которых встречаются родственные слова от слова снег. Снеговичка нам предлагает посоревноваться, какая команда знает больше загадок со словом снег. Условия загадывать друг другу по очереди. За каждую загадку и отгадку команда получает снежок.
- Мы снова отправляемся в путь. Снеговичок прикатил снежный ком и приглашает вас на снежную поляну поиграть в кругу в игру “Кручу, верчу, сказать хочу”. У кого в руках комок, тот и говорит ответ на вопрос. Слушайте друг друга внимательно, чтоб ваши ответы не повторялись. (за каждое сказанное слово команда получает снежок).
Каким может быть снег?
Ответы: рыхлым, пушистым, мокрым, в виде снежной каши, в виде хлопьев белый, холодный, искристый, сверкающий, мягкий, липкий.
А какой бывает снежинка?
Ответы: белая, лёгкая, ажурная, прозрачная, красивая.
Что бывает снежным?
Ответ: снежная горка, снежные заносы, снежный шторм, снежная буря, снежная баба, снежная крепость, снежные праздники.
- Когда из облаков падает много снега как это назвать? (снегопад). - А сколько звуков в слове снегопад? Какие? [СН’ЭГОПАТ]. В каких еще словах, начинающихся с сочетания СНЕГО 8 звуков? (снеговик, снегокат.) Запомните свои слова.
Снегопад из копилки.
- У вас в копилках накопилось много снежков. Давайте посчитаем у кого сколько. (подсчет снежков)
А хотите увидеть снегопад прямо сейчас? Давайте тогда ваши снежки сюда. Я сейчас немного поколдую: “- Крибли, крабли, БУМС!”
Вот какой снегопад у нас получился. Посмотрите, на вас тоже попал снежок. Отряхнись.
- Давайте вспомним слова из 8 звуков со словом снег. Предлагаю командам выложить эти слова из снежков на столах. Договоритесь, друг с другом, кто какую букву будет выкладывать, чтобы получилось слово. (Пока дети выкладываю слово, тихо звучит песня “Приглашение в сказку”)
Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться. Закрыли глазки, потянулись, вот мы и вернулись!
Итог: - Ребята, какие слова во время нашего путешествия мы сегодня находили? (родственные)
- А какие это слова?
- Родственными называют слова похожие по значению и звучанию. слайд 10
Слова, как родные,
Похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать
И вдуматься в суть –
Они об одном говорят.
- Снеговику и Снеговичке очень понравилось с вами путешествовать, и они приготовили для вас подарок. Они дарят вам снежки, которые не растают, и от которых не заболит горло – это сладкие снежки. (белый зефир в индивидуальной упаковке)