1. Организационный момент.
Слайд 2. Звучит музыка “В гостях у сказки”
Учитель:
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Учитель: Ребята, на нашем уроке, как всегда, за каждый правильный ответ я буду выставлять вам на доске баллы (плюсики). Те, кто наберет большее количество баллов, получат “пятерки”.
2. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: Первое задание подскажет вам, чему мы будем учиться на уроке. Вспомните и назовите литературное произведение по иллюстрации. Назовите его жанр и дайте характеристику.
Слайд 3. Иллюстрация к сказке “Царевна-лягушка”.
Ученик: Это сказка “Царевна-лягушка”. Она волшебная. Русская народная.
Слайд 4. Иллюстрация к сказке “Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо”.
Ученик: Это сказка “Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо”. Она волшебная. Русская народная.
Слайд 5. Иллюстрация к сказке “Журавль и цапля”.
Ученик: Это сказка о животных “Журавль и цапля”. Русская народная.
Слайд 6. Иллюстрация к сказке “Солдатская шинель”.
Ученик: Это бытовая сказка “Солдатская шинель”. Русская народная.
Слайд 7. Иллюстрация к сказке “Спящая царевна”.
Ученик: Это волшебная сказка “Спящая царевна”. Авторская, написана В.А. Жуковским.
Слайд 8: Иллюстрация к сказке “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
Ученик: Это волшебная сказка “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Авторская, написана А.С. Пушкиным.
Слайд 9: Иллюстрация к сказке “Черная курица или подземные жители”.
Ученик: Это волшебная сказка “Черная курица или подземные жители”. Авторская, написана А. Погорельским.
3. Постановка учебной задачи.
Учитель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились. А теперь скажите, пожалуйста, как называется вот эта сказка?
Слайд 10. Иллюстрация к сказке “Ч и Щ в городе букв”.
Ученик: (варианты ответов).
Учитель: Да. Это новый для вас жанр сказки. Лингвистическая сказка.
Сегодня на уроке мы познакомимся с лингвистической сказкой, научимся ее составлять и сочинять.
Чему мы будем учиться?
Запишите число. Классная работа.
4. Словарная работа
Слайд 11. Определение понятия “Лингвистическая сказка”.
Ученики пишут: Лингвистическая сказка - это занимательный рассказ, героями которого являются лингвистические понятия.
Учитель: Какими лингвистическими терминами мы можем продолжить ряд примеров?
Ученики: (варианты ответов)
Слайд 12. Понятие Лингвистика
Учитель: Запишите что такое лингвистика.
Ученики пишут: Лингвистика – это языковедение, наука о языке.
Учитель: Разберите слово “языковедение” по составу и вам будет понятно, что такое лингвистика.
Ученик: (разбирает у доски). Языком ведает.
Слайд 13. Лингвистика это наука о языке.
Учитель: Верно. Лингвистика – это наука о языке.
5. Повторение. Игра “Соотнеси раздел науки о языке с понятием”
Слайд 14. Соотнесите.
Учитель: Лингвистика делится на несколько разделов. Шесть из них мы с вами изучили. Сейчас ваша задача соотнести раздел науки о языке с теми понятиями, который он изучает.
(Раздает карточки) Возьмите карточки. Лежащие у вас на столе и соотнесите понятия с разделом. У доски это задние выполнит Богдан.
Слайд 14. Тикают часы.
Ученики: (У доски ученик проводит стрелочки от разделов к понятиям, остальные ученики в карточках на партах).
Учитель: А теперь проверьте ваши карточки. Пожалуйста, Настя, что изучает Фонетика?
Настя: Фонетика изучает звуки и буквы.
Слайд 14. Появление стрелочек.
(Далее учитель называет ученика и задает вопрос. Ученик отвечает. Ученики сверяют в карточке правильность стрелочек.)
6. Физминутка. “В гостях у сказки”
Слайд 15. Появление картинок со сказками во время песенки.
7. Алгоритм написания лингвистической сказки.
Слайд 16. Алгоритм написания лингвистической сказки.
Учитель: А теперь мы приступим непосредственно к созданию лингвистических сказок.
(Раздает карточки) Перед вами алгоритм создания лингвистических сказок. Прочитайте по цепочке.
Ученик: 1. Выберите правило русского языка, которое бы вы хотели перевести на язык сказки.
Учитель: Какие правила русского языка вы помните?
Ученики: (Называют правила)
Ученик: 2. Подумай, какие герои будут действовать.
Учитель: Каких героев вы можете назвать, если создаете лингвистическую сказку.
Ученики: (Называют понятия русского языка).
Ученик: 3. Продумай построение сказки, сюжет.
Учитель: Конечно, в вашей сказке должен быть зачин, основная часть, и счастливый конец. В ней может присутствовать троекратный повтор. В вашей сказке герои могут отправиться в путешествие, преодолевая трудности, или поссориться, а в конце помириться. Или встретиться после долгой разлуки.
Ученик: 4. Составь план.
Учитель: Что значит составить план?
Ученики: Составить план значит озаглавить каждую часть текста.
Ученик: 5. Запиши сказку, если необходимо, сделай иллюстрацию.
Учитель: Конечно, сказку вы напишете сначала на черновике, и только после тщательной проверки перепишите на чистовик.
Ученик: 6. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
7. Отредактируй текст.
8. Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты будут уместны, какая будет уместная интонация.
Учитель: Впереди вас ждет защита проектов. Поэтому последний пункт для вас очень важен.
Прежде чем написать свою лингвистическую сказку я предлагаю вам отредактировать сказки, придуманные вашими сверстниками.
8. Редактирование лингвистической сказки.
Слайд 17. Редактирование сказки.
Учитель: (Раздает карточки) Возьмите, пожалуйста, карточки с текстом сказок. Прочитайте задание.
Ученики: Прочитайте. Расставьте предложения по порядку предложения. Озаглавьте.
Учитель: Приступайте к выполнению задания.
Слайд 17. Редактирование сказки. Звучит музыка “В гостях у сказки”
Учитель: Переходим к этапу выразительного чтения. Прошу прочитать получившуюся сказку.
Слайд 18. Выразительное чтение.
Ученики: (Читают)
9. Домашнее задание.
Учитель: У вас прекрасно получилось. Откройте дневники. Запишите домашнее задание: Сочинение: “Лингвистическая сказка”. Алгоритм.
Слайд 19. Домашнее задание.
10. Итог урока.
Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Расскажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке?
Ученики: (Отвечают)
Учитель: Подведем итоги. Сегодня больше всех баллов получает…
Учитель: Приглашаем Вас. На защиту проектов “Лингвистические сказки”. Спасибо за внимание.