Подготовка к защите проектов на тему «Лингвистическая сказка»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


1. Организационный момент.

Слайд 2. Звучит музыка “В гостях у сказки”

Учитель:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.

Учитель: Ребята, на нашем уроке, как всегда, за каждый правильный ответ я буду выставлять вам на доске баллы (плюсики). Те, кто наберет большее количество баллов, получат “пятерки”.

2. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Первое задание подскажет вам, чему мы будем учиться на уроке. Вспомните и назовите литературное произведение по иллюстрации. Назовите его жанр и дайте характеристику.

Слайд 3. Иллюстрация к сказке “Царевна-лягушка”.

Ученик: Это сказка “Царевна-лягушка”. Она волшебная. Русская народная.

Слайд 4. Иллюстрация к сказке “Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо”.

Ученик: Это сказка “Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо”. Она волшебная. Русская народная.

Слайд 5. Иллюстрация к сказке “Журавль и цапля”.

Ученик: Это сказка о животных “Журавль и цапля”. Русская народная.

Слайд 6. Иллюстрация к сказке “Солдатская шинель”.

Ученик: Это бытовая сказка “Солдатская шинель”. Русская народная.

Слайд 7. Иллюстрация к сказке “Спящая царевна”.

Ученик: Это волшебная сказка “Спящая царевна”. Авторская, написана В.А. Жуковским.

Слайд 8: Иллюстрация к сказке “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.

Ученик: Это волшебная сказка “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Авторская, написана А.С. Пушкиным.

Слайд 9: Иллюстрация к сказке “Черная курица или подземные жители”.

Ученик: Это волшебная сказка “Черная курица или подземные жители”. Авторская, написана А. Погорельским.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились. А теперь скажите, пожалуйста, как называется вот эта сказка?

Слайд 10. Иллюстрация к сказке “Ч и Щ в городе букв”.

Ученик: (варианты ответов).

Учитель: Да. Это новый для вас жанр сказки. Лингвистическая сказка.

Сегодня на уроке мы познакомимся с лингвистической сказкой, научимся ее составлять и сочинять.

Чему мы будем учиться?

Запишите число. Классная работа.

4. Словарная работа

Слайд 11. Определение понятия “Лингвистическая сказка”.

Ученики пишут: Лингвистическая сказка - это занимательный рассказ, героями которого являются лингвистические понятия.

Учитель: Какими лингвистическими терминами мы можем продолжить ряд примеров?

Ученики: (варианты ответов)

Слайд 12. Понятие Лингвистика

Учитель: Запишите что такое лингвистика.

Ученики пишут: Лингвистика – это языковедение, наука о языке.

Учитель: Разберите слово “языковедение” по составу и вам будет понятно, что такое лингвистика.

Ученик: (разбирает у доски). Языком ведает.

Слайд 13. Лингвистика это наука о языке.

Учитель: Верно. Лингвистика – это наука о языке.

5. Повторение. Игра “Соотнеси раздел науки о языке с понятием”

Слайд 14. Соотнесите.

Учитель: Лингвистика делится на несколько разделов. Шесть из них мы с вами изучили. Сейчас ваша задача соотнести раздел науки о языке с теми понятиями, который он изучает.

(Раздает карточки) Возьмите карточки. Лежащие у вас на столе и соотнесите понятия с разделом. У доски это задние выполнит Богдан.

Слайд 14. Тикают часы.

Ученики: (У доски ученик проводит стрелочки от разделов к понятиям, остальные ученики в карточках на партах).

Учитель: А теперь проверьте ваши карточки. Пожалуйста, Настя, что изучает Фонетика?

Настя: Фонетика изучает звуки и буквы.

Слайд 14. Появление стрелочек.

(Далее учитель называет ученика и задает вопрос. Ученик отвечает. Ученики сверяют в карточке правильность стрелочек.)

6. Физминутка. “В гостях у сказки”

Слайд 15. Появление картинок со сказками во время песенки.

7. Алгоритм написания лингвистической сказки.

Слайд 16. Алгоритм написания лингвистической сказки.

Учитель: А теперь мы приступим непосредственно к созданию лингвистических сказок.

(Раздает карточки) Перед вами алгоритм создания лингвистических сказок. Прочитайте по цепочке.

Ученик: 1. Выберите правило русского языка, которое бы вы хотели перевести на язык сказки.

Учитель: Какие правила русского языка вы помните?

Ученики: (Называют правила)

Ученик: 2. Подумай, какие герои будут действовать.

Учитель: Каких героев вы можете назвать, если создаете лингвистическую сказку.

Ученики: (Называют понятия русского языка).

Ученик: 3. Продумай построение сказки, сюжет.

Учитель: Конечно, в вашей сказке должен быть зачин, основная часть, и счастливый конец. В ней может присутствовать троекратный повтор. В вашей сказке герои могут отправиться в путешествие, преодолевая трудности, или поссориться, а в конце помириться. Или встретиться после долгой разлуки.

Ученик: 4. Составь план.

Учитель: Что значит составить план?

Ученики: Составить план значит озаглавить каждую часть текста.

Ученик: 5. Запиши сказку, если необходимо, сделай иллюстрацию.

Учитель: Конечно, сказку вы напишете сначала на черновике, и только после тщательной проверки перепишите на чистовик.

Ученик: 6. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

7. Отредактируй текст.

8. Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты будут уместны, какая будет уместная интонация.

Учитель: Впереди вас ждет защита проектов. Поэтому последний пункт для вас очень важен.

Прежде чем написать свою лингвистическую сказку я предлагаю вам отредактировать сказки, придуманные вашими сверстниками.

8. Редактирование лингвистической сказки.

Слайд 17. Редактирование сказки.

Учитель: (Раздает карточки) Возьмите, пожалуйста, карточки с текстом сказок. Прочитайте задание.

Ученики: Прочитайте. Расставьте предложения по порядку предложения. Озаглавьте.

Учитель: Приступайте к выполнению задания.

Слайд 17. Редактирование сказки. Звучит музыка “В гостях у сказки”

Учитель: Переходим к этапу выразительного чтения. Прошу прочитать получившуюся сказку.

Слайд 18. Выразительное чтение.

Ученики: (Читают)

9. Домашнее задание.

Учитель: У вас прекрасно получилось. Откройте дневники. Запишите домашнее задание: Сочинение: “Лингвистическая сказка”. Алгоритм.

Слайд 19. Домашнее задание.

10. Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Расскажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке?

Ученики: (Отвечают)

Учитель: Подведем итоги. Сегодня больше всех баллов получает…

Учитель: Приглашаем Вас. На защиту проектов “Лингвистические сказки”. Спасибо за внимание.