Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- вывести формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников;
- уточнить данные формулы для правильных треугольника, четырехугольника, шестиугольника;
- начать формирование умения применять данные формулы при решении задач;
Развивающие:
- развивать грамотную устную и письменную математическую речь обучающихся;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, активность, самостоятельность;
- воспитывать умение сотрудничества.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор, экран;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал (Приложение 2).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап (2 мин) | Здравствуйте! Садитесь! Проверьте
свою готовность к уроку: наличие рабочей тетради,
письменных и чертежных принадлежностей. Учитель сообщает классу ход урока (слайд 1): Проверим домашнее задание; Вспомним теоремы и определения, необходимые сегодня на уроке; Выведем формулы; Применим выведенные формулы для решения задач; Подведем итого урока, домашнее задание. |
При отсутствии чего-либо из
перечисленного учителем, берут запасные
экземпляры у учителя. Слушают учителя. |
Проверка домашнего задания (4 мин) | Проверим домашнее задание. (Приложение 1) Задача 1. (слайд 2) Задача 2. (слайд 3) |
Один обучающийся у доски предлагает
свой вариант решения, затем на слайде появляется
решение учителя. Обсуждение возникших затруднений, если они были. |
Актуализация опорных знаний (5 мин). | Вспомним определения и теоремы, которые помогут нам сегодня на уроке. (слайд5,6) | Отвечают на представленные вопросы. |
Постановка цели урока, формулировка темы урока. Первичное усвоение новых знаний (9 мин) | Тема урока: “Формулы для радиусов
вписанных и описанных окружностей правильных
многоугольников”. (слайд4) Сформулируйте цель урока. Обсуждение задач урока, которые необходимо выполнить для достижения цели урока. В зависимости от активности и уровня математической подготовки класса: при качественной и быстрой актуализации знаний, переходим к выводу формул; (слайд7) при некачественной и затянувшейся актуализации знаний, переходим к применению формул. (слайд8) |
Вывести формулы и научиться их применять при решении задач. |
Первичная проверка понимания. Первичное закрепление (20 мин) | Выдать раздаточный материал (одна
карточка на парту). (Приложение2) В процессе работы над каждой задачей подробно обсудить расположение многоугольника и окружности по отношению друг к другу: “вписанная фигура – описанная фигура”. Например, в задаче №5: треугольник вписан в окружность, значит, окружность для треугольника описанная; шестиугольник описан около окружности, значит, окружность для шестиугольника вписанная. |
№1. , ; . №2. , ; . №3. ; . ; ; ; . №4. ; ; ; , ; ; . №5. ; ; . №6. ; ; . №7. ; ; . |
Рефлексия. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин) | Обсудить с обучающимися возникшие у них
в процессе работы над задачами вопросы. Чтобы и на следующих уроках формулы помогали при решении задач, их надо ... Чтобы правильно выбирать необходимую формулу для конкретной задачи, надо ... Запишите домашнее задание. Обсудить план решения каждой задачи. |
... выучить. ... еще потренироваться. |
Список литературы.
[1] Геометрия. 9 класс. Тематические тесты (к учебнику А.В. Погорелова). – М.: Издательство Просвещение, - 2010.
[2] Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: ИЛЕКСА, - 2010.
[3] Погорелов А.В. Геометрия: учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.В. Погорелов. – 10-е изд. – М.: Просвещение: ОАО “Московские учебники”, 2009.