Ресурсы клубного пространства для достижения старшеклассниками метапредметных и личностных результатов: опыт, проблемы, способы оценивания

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (255 кБ)


Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов на основе взаимосвязного коммуникативного и социокультурного развития. Анализ экзаменационных тестов, олимпиад и конкурсов показывает тенденцию увеличения заданий страноведческого характера, в то время как учебные пособия предлагают нам или отдельные разрозненные факты по страноведению или сложные неадаптированные материалы, которые нужно перерабатывать. Результаты входного теста по страноведению показывают, что раздел страноведения освоен учащимися хуже, чем другие разделы.

Клуб виртуальных путешествий по англоговорящим странам на английском языке даёт пространство и возможности расширить страноведческий кругозор учащихся через проектную деятельность. Работа в клубе придаёт новый статус учебным проектам и делает их более актуальными, учебные проекты сольются и станут основой коллективного социального практико-ориентированного проекта с получением конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. То есть внутри некой оболочки, которая представляет собой социальный проект, задачей которого является создание цифрового банка страноведческого материала, адаптированного к школьному уровню с продуктом на выходе в виде диска, содержатся учебные проекты по одной определённой теме. В разработанном проекте клуба прописаны актуальность, проблема, цели задачи, используемые технологии, этапы работы над проектами, деятельность учителя и учащихся, критерии оценивания проекта, прогнозируемый результат и содержательная составляющая. Проект прошёл защиту на школьном экспертном совете. Проект долгосрочный. Проект рассчитан на 6 лет. Клуб работает 6-й год и есть промежуточные результаты:

  • Разработаны входной и заключительный тесты по страноведению
  • На конкурсной основе созданы эмблема клуба и бонусные карточки
  • Разработана программа и тематика заседаний клуба
  • Записано пять дисков: “Путешествие по Англии”, “Путешествие по Америке”, “Путешествие по Австралии”, “Путешествие по Канаде” и “Путешествие по Индии”
  • Разработан алгоритм ведения заседания клуба

Мониторинг входного и конечного тестирования показывает положительную динамику. Итоговые тесты показали, что уровень знаний по страноведению повысился на 35%. Кроме того в ходе проектной деятельности учащиеся приобрели умения разделять процессы на этапы, звенья, ранжировать объекты исследования, различать факт, мнение, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника), перефразировать мысль. Учащиеся овладели умениями совместной деятельности, такими как координация и согласование деятельности с другими её участниками, научились объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, оценивать свою деятельность с точки зрения эстетических ценностей. При выборе тем своих проектов учащиеся сами осознано определяют сферы своих интересов и возможностей. Защита проекта происходит в виде публичного выступления на заседании клуба, на котором присутствуют все члены клуба. Каждая группа защищает свою часть проекта с обязательным условием использования ИКТ. На таких заседаниях учащиеся развивают умения дискуссионного обсуждения, аргументации своего мнения, культуры задавать вопросы, выражать эмоциональную поддержку партнёру.

По результатам рефлексии каждому члену группы вручается клубная бонусная карточка (от 1 до 5 бонусов) в зависимости от коэффициента участия.

Так как членами клуба являются учащиеся 10 и 11 классов, то соблюдается некая преемственность.

Весь собранный материал обрабатывается специальной командой из членов группы и записывается на диск. Обложка диска разрабатывается на конкурсной основе, также как это было с эмблемой клуба и бонусными карточками.

Последнее заседание клуба носит открытый характер и проходит с приглашением учителей и учеников.

Инновация заключается в том, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Продукт на выходе – электронные путеводители по англоговорящим странам.

Используемые технологии

  • Проектная технология
  • Учит решать конкретные проблемы, достигать поставленных целей, добиваться ожидаемого результата
  • ИКТ
  • Приобщает к современному поиску и использованию информации
  • Коллективная творческая деятельность

Развивает коммуникативные способности, учит распределению ролей и взаимной ответственности.

Данные технологии используются комплексно и в системе.

Прогнозируемый результат

В результате создания электронных путеводителей в рамках проектной деятельности учащиеся

  • повышают уровень знаний в области культуроведения и страноведения англоговорящих стран;
  • развивают поисково - познавательные навыки;
  • умеют самостоятельно сконструировать свои знания, сами разрабатывать план своих действий и следовать ему;
  • умеют ориентироваться в информационном пространстве и находить нужные ресурсы (в том числе – информационные) для решения своей задачи;
  • умеют обрабатывать и передавать информацию , презентовать результат своего труда – качественно, рационально, эффектно.

Критерии оценивания проекта

Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей, которые обеспечивают проектное обучение.

Продукт проекта оценивается по следующим критериям:

  • Содержание (полнота, доступность, соответствие теме, познавательность)
  • Оформление (адекватность дизайна, разнообразие, красочность)
  • Необычность, уникальность, креативность
  • Обсуждение на английском языке (собеседование с выступающими: вопросы, оценивание)
  • Шкала: 1-3 балла – 2 бонуса, 4-6 бал. – 3 бонуса, 7-9 бал. - 4 бон., 10-12 бал. – 5 бонусов

Формирование надпредметных компетенций (способности презентовать продукт своей деятельности, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, делать свой выбор, владеть устным и письменным общением.) играет немаловажную роль. Этому способствует особая атмосфера клуба, атмосфера сотрудничества и работы на общий результат, когда отношения учителя и учеников становятся партнёрскими. Ресурсы клубного пространства позволяют развивать интегративные коммуникативные умения (включая умения дискуссионного обсуждения, аргументации своего мнения, культуры задавать вопросы, выражать эмоциональную поддержку партнёру).

Приложение.