Цель: организовать деятельность обучающихся по систематизации знаний о царстве грибов и изучению нового геометрического объекта – окружности.
Планируемые результаты: младшие школьники узнают об особенностях геометрических объектах – круга и окружности; научатся чертить окружность заданного размера; смогут расширить свои представления о царстве грибов; получат возможность развивать логическое мышление, умения наблюдать и анализировать, творческие способности.
Авторский медиапродукт: презентация Power Point
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; карточки для групповой работы; цветная бумага: циркули; карандаши; ножницы; клей.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Эмоциональное вхождение в урок. Формулирование темы урока.
Мы в лес за наукой сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Мы будем учиться окружность чертить,
Природу родную беречь и любить.
Расположите данные числа в порядке возрастания и вы узнаете, что мы будем искать в лесу.
Правильно, это грибы!
Хорошо в грибное лето
В лес приехать до рассвета.
Когда нет еще теней,
Гриб заметней. Он видней.На опушке или в чаще
Нагибайся до земли,
Лесу кланяйся почаще,
Чтоб грибы к тебе пошли!
III. Каллиграфическая минутка.
- Какое из этих чисел является наибольшим? (80)
- Что вы о нём можете сказать?
- Какими слагаемыми можно представить это число?
- Напишите данное число по образцу в своей тетради.
IV. Актуализация знаний.
1. Дидактическая игра “Верю-не верю”
- Грибы – это растения? (Не верю)
- Грибы – это животные? (Не верю)
- В лесу растут шляпочные грибы? (Верю )
- Грибница – это девочка, которая собирает грибы? (Не верю)
- Шляпочные грибы имеют ножку и шляпку? (Верю)
- Наземная часть гриба состоит только из шляпки? (Не верю)
- По ножке гриба продвигаются питательные вещества? (Верю)
- В шляпке гриба созревают споры? (Верю)
- Споры разносит ветер? (Верю)
- Для того, чтобы споры проросли нужна сухая почва? (Не верю)
- Грибы и деревья дружат? (Верю)
2. Аналитическая беседа “Что такое грибы?”
Долгое время считалось, что грибы – это растения. Но это не так. Ведь грибы, подобно растениям, не имеют зелёной окраски. Они не могут, как растения, образовывать кислород из углекислого газа. Но это и не животные. Поэтому специалисты по грибам предложили выделить грибы в особое самостоятельное царство. Грибы – это грибы. Их на свете много - 100 тысяч видов! Та часть гриба, которая находится на поверхности, называется плодовым телом. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей – грибницы или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибница и есть тело организма гриба. Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Деревья и грибы дружат между собой. Грибы дают дереву воду и соли, а дерево грибам – питательные вещества.
Прогулку в лес по грибы любят многие люди. Сбор грибов в народе называют “тихой охотой”.
3. Дидактическая игра “По грибы”
После теплого дождя в лесу всегда много грибов. Но сорвать их может только тот, кто знает правила сбора.
- Не собирать грибы, которые не знаешь.
- Не собирать грибы старые, трухлявые.
- Не выдёргивать грибы, а срезать их ножом или выкручивать. Ямку надо притоптать ногой и закрыть мхом.
- Не переворачивать и не разбрасывать сухую листву и мох, под лучами солнца незащищённая грибница погибнет.
“Сорви грибок”
А теперь, дружок,
Реши пример,
Сорви грибок.
- 27:3
- 9+47
- 25+5
- 18-12
- 6+21
- 0*10
- 80:10
- 63:7
“Чей гриб?”
- Не только людям нужны грибы. Кому они ещё необходимы?
- Угадайте, кто какой гриб нашёл?
“Грибные тайны”
- Найдите верное равенство, и вы узнаете, какие грибы никогда не бывают червивыми:
Подберёзовик | 3* 0 = 3 |
Лисички | 100 – 40 = 60 |
Сыроежки | 12 + 24 = 37 |
Опята | 100 – 0 = 10 |
V. Самоопределение к деятельности
- Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство грибов.
Что сегодня нам предстоит выяснить?
- А знаете ли вы, как связаны грибы и математика?
VI. Открытие новых знаний.
- Рассмотрите шляпку гриба. Какую геометрическую фигуру она напоминает? (Круг)
1. Игра “На лесной полянке”.
- Найдите на лесной полянке предметы, которые своей формой напоминают круг.
2. Анализ геометрических фигур “Круг. Окружность”.
- Какие геометрические фигуры изображены?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
- О какой фигуре эта загадка?
Я кругу подруга,
Известна вам моя наружность.
Иду по краю круга я
И называюсь...
(окружность).
3. Практическая работа.
- А теперь вы будете чертить окружность у себя в тетрадях, а я на доске.
Взяли циркуль, одну ножку циркуля закрепили на листе бумаги (она должна находиться в одной и той же точке).
Вращая циркуль вокруг неподвижной точки, следите за тем, чтобы не изменилось расстояние между остриём циркуля и остриём карандаша (или кусочка мела), вставленного в другую ножку циркуля. В этом случае карандаш (мел) опишет линию, которая называется окружностью.
Теперь возьмите красный карандаш и закрасьте всю площадь внутри окружности. У вас получился круг.
Посмотрите, в шляпку какого гриба превратился мой круг. (Мухомора).
Средь хвойного бора,
Дремучего бора
Нельзя не заметить
Меня, мухомора!
Большой, как тарелка,
Пятнист я и красен.
Меня берегись –
Я очень опасен!
- Почему этот гриб опасен?
- Многие думают, что раз мухомор ядовит, то он вреден и его необходимо уничтожить. Так ли это?
(Мухомор – лекарство для лесных жителей и украшение природы.)
- А теперь посмотрите внимательно на свой чертёж.
Ту точку, на которой стояла ножка циркуля, обведите жирнее. Это – центр круга и окружности одновременно.
На краешек моего “ грибка” села мушка. Соединяю эту точку с центром. Это - радиус окружности и круга.
А теперь на “ грибок” прилетела ещё одна мушка и села напротив. Я проведу отрезок через центр от одной до другой .Такой отрезок называется диаметром.
4. Работа по учебнику.
- Сформулируйте правило, что такое центр, радиус, диаметр окружности (круга).
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике.
VI. Физкультминутка.
Гришка шёл, шёл, шёл.
На полянке гриб нашёл.
Наклонился, гриб сорвал,
Высоко его поднял:
Вот какой красавец!
VII. Упражнение в построении окружности заданного радиуса. Изготовление шляпок грибов из цветной бумаги. Групповая работа.
- Используя приобретённые на этом уроке знания и умения, вы сможете изготовить шляпку гриба и превратиться в жителя грибного царства.
- Прочитай карточку, отгадай о каком грибе эта загадка.
- Выбери из набора бумагу нужного цвета.
- Построй окружность радиусом 17 см.
- С помощью ножниц вырежи полученный круг.
- Сделай разрез до центра круга.
- При помощи скрепки сделай из круга конус.
Грибная шляпка готова!
VIII. Инсценирование “В царстве грибов”.
(Учащиеся в изготовленных ими шляпках участвуют в инсценировке).
На солнечной полянке
Встречают нас грибы.
Загадки отгадайте,
Узнайте, кто они?
Лета первая примета
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
(Подберёзовик)
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Подосиновик)
Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые...
(лисички).
Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут...
(маслята).
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные –
Самые заметные.
(Сыроежки).
Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка.
Шляпку держит очень смело,
Потому что гриб он –
(белый).
Хором:
Мы яркие и бледные, съедобные и вредные.
Грибы – ребята дружные, природе очень нужные!
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание по индивидуальным карточкам:
Найдите верные равенства, и вы узнаете, какие из этих рекомендаций правильные:
Собирай только те грибы, которые, хорошо знаешь. | 80:10*8=64 |
Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в стороны листву и мох. Так грибы будут лучше видны. | 50:(10*5)=10 |
Не бери старые грибы. В них может быть опасный для человека яд. | 60:( 2*5)=6 |
Лучше собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, чтобы далеко не ездить. | 49-(64-44):2=29 |