Звучит музыка. <Слайд 1> Ребята и родители рассаживаются на свои места.
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами все вместе на необычный урок. Наш урок-праздник посвящается прощанию с первой книгой-учебником, который нам дал путь в стану знаний – прощанию с “Азбукой”. Итак, наш праздник начинается.
Выходят ребята первоклассники, читают стихи <Слайд 2>
1.
Праздник не простой у нас, он бывает только раз.
С Азбукой прощаемся, с Чтением встречаемся.
2.
Этот праздник - день прощания, грустный и весёлый.
Азбука, до свидания! Здравствуй, здравствуй Чтение.
3.
Потрудились мы не мало, ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало на страницах Азбуки.
4.
33 родные буквы узнавали с сентября.
И за это все ребята благодарны Азбуке.
5.
Если буквы будешь знать, книжку сможешь прочитать.
И услышать в тот же час увлекательный рассказ.
6.
Ты прочтёшь любые книги, разберёшься в словаре,
Потому что всюду буквы те же, что и в Азбуке.
7.
Солнце светит ярко, день такой чудесный.
Мы начнём наш праздник звонкой, дружной песней.
Ребята первоклассники исполняют песню “Азбука” <Слайд 2>.
Выходит “Азбука”.
Азбука: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, наши гости! Вы меня узнали?
Ребята: Да ты Азбука!
Азбука: А кто знает, как появилось моё имя?
Ребята: Дивным - давно в славянской азбуке буква А называлась АЗ, а буква Б - БУКИ. АЗ и БУКИ - получается АЗБУКА. <Слайд 2>
Азбука: Правильно! Молодцы! Но пришла я к вам сегодня не случайно. Мы отправимся в увлекательное путешествие в мир книг, в страну Литературного Чтения. С нами в долгую дорогу отправятся мои помощники - 33 богатыря. <Слайд 3> Это буквы Алфавита. Они никогда вас не покинут в трудную минуту в стране Литературного Чтения. Но при одном условии: вы должны их хорошенечко знать.
Выходят ребята 4-го класса с буквами А, Б, Д, Ж, Р, У.
Азбука: Посмотрите, к нам на праздник пришли несколько букв. Назовите мне их.
Ребята: А, Б, Д, Ж, Р, У.
Ребята-буквы читают стихотворения. <Слайд 4 >
А: Абрикос, арбуз, айва, очень сладкие слова, и все на букву А.
Б: Букве Б и страх неведом: бой, баран, боец, победа!
Д: Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
Ж: Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет!
Р: Роет землю серый крот, разоряет огород.
У: Ученик учил уроки,у него в чернилах щёки.
Звучит музыка. (Слайд 4) Ребята - буквы кружатся и выстраиваются в слово ДРУЖБА. <Слайд 5>
Азбука: Ребята, прочитайте, какое слово получилось?
Ребята: Дружба.
Азбука: А кто может из вас объяснить, что такое дружба?
Ребята объясняют значение слово ДРУЖБА.
Ребята первоклассники вместе с ребятами-буквами поют песню “Улыбка” . <Слайд 5>
Азбука: А на какие две группы можно поделить буквы из слова ДРУЖБА.
Ребята: У, А - гласные буквы, Д, Р, Ж, Б- согласные буквы.
Азбука: Ах, какие вы умницы!
Выходят ребята первоклассники и читают стихотворения про гласные и согласные звуки.
1.
Ель, топор, лопата, руки - в каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
2.
Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка, но не желают свистеть и ворчать.
3.
А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Азбука: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришёл!
Звучит музыка. Выбегает Буратино. <Слайд 6>
Буратино:
Знаю, кто уроки учит, ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь, ты всегда откроешь дверь.
Эй, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Буквы то вы знаете, а из них слова составлять умеете?
Ребята: Умеем!
Буратино: А вот сейчас и проверим! Давайте поделимся на три группы. Я приготовил вам картинки с предметами. <Слайд 7> Вы должны напечатать название каждого предмета с помощью букв из разрезной Азбуки.
Ребята из разрезной азбуки печатают название каждого предмета на магнитных досках. После окончания выполнения задания ребята каждой группы хором читают получившиеся слова.
Буратино: Ну, вы молодцы! А теперь первые буквы из ваших слов ушли и пришли буквы Л, Т, П. <Слайд 7> Добавьте нужную букву, чтобы получилось новое слово.
Ребята каждой группы добавляют в начало слова новую букву и хором читают получившиеся слова ( ПАР, ЛУК, ТОМ,).
Буратино: Как вы замечательно справились с моим заданием! А теперь попробуйте объяснить смысл получившегося слова.
Ребята объясняют смысл слов ЛУК, ТОМ, ПАР. < Слайд 8 >
Буратино: Отлично! Пожалуй, я останусь учиться дальше в вашем классе.
Азбука: Садись, Буратино, рядом с ребятами, они ещё многому смогут тебя научить.
Буратино садится рядом с первоклассниками.
Азбука: Наш праздник продолжается. И к нам в гости пришла девочка с необычными синими волосами, которая учила Буратино. Кто это?
Ребята: Мальвина.
Звучит музыка. Выходит Мальвина <.Слайд 9 >
Мальвина. Здравствуйте, друзья! Какой у вас замечательный праздник! Я знаю, что вы уже научились многому, а что такое пословицы знаете?
Ребята: Знаем.
Азбука: Я к вам очень торопилась и пословицы, которые несла в подарок, рассыпались. Конец потерял своё начало. Помогите мне собрать все пословицы и объяснить их смысл.
На экране появляются разбросанные начало и концы пословиц.<Слайд 9 > Дети их собирают и объясняют смысл.
Мальвина : Какие же вы умницы-разумницы! Пожалуй я останусь с вами учиться , чтобы узнать много нового и интересного.
Азбука: Ой, кто там стучится в нашу дверь? Это мы сможем узнать, если по порядку от меньшего к большему расставим на доске числа, а под ними буквы, соответствующие этим числам.
На доске расставлены числа с буквами:
3 5 1 6 7 2 4 8 з а Н й к е н а
Ребята расставляют числа от меньшего к большему и под ними соответствующие числам буквы. Получается слово Незнайка.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Н | е | з | н | а | й | к | а |
Азбука : Ребята, а кто объяснит, почему Незнайка мы напечатали с большой буквы?
Ребята: Это его имя. А все имена пишутся с большой буквы.
Звучит музыка. Выбегает Незнайка. <Слайд 10 >
Незнайка: Здравствуйте, уважаемая Азбука! Здравствуйте, ребята и наши гости! Как у вас тут интересно и весело! Знаю, что вы уже многому научились вместе с Азбукой. Я тоже умный и даже умею писать стихи. Вот послушайте, что у меня получается:
Тает снег, течёт ручей, на полях полно врачей.
Азбука: Ой, ребята, мне кажется, Незнайка в своё стихотворение вставил неправильное слово. Кто может исправить ошибку?
Ребята: На полях полно не ВРАЧЕЙ, а ГРАЧЕЙ.
Незнайка: И, правда, я перепутал. Ведь должно быть:
Тает снег, течёт ручей, на полях полно грачей.
Незнайка вместе с первоклассниками читает стихотворение с исправленным словом)
Незнайка: Ну ладно, а вот в этом стихотворении точно всё верно:
Синеет море перед нами, летают майки над волнами.
Ребята: Летают не МАЙКИ, а ЧАЙКИ.
Незнайка: Ой, опять я ошибся. Ведь и правда должно быть:
Синеет море перед нами, летают майки над волнами.
(Незнайка вместе с первоклассниками читает стихотворение с исправленным словом)
Азбука: Что- то ты, Незнайка, слова в свои стихотворения вставляешь неправильные. Садись с ребятами рядышком, будешь дальше вместе с ними учиться.
Незнайка садится рядом с первоклассниками.
Азбука: А вот ребята первоклассники не только стихотворения, даже частушки сочиняют. И у них это так здорово и грамотно получается! Давайте послушаем.
Выходят ребята первоклассники и исполняют частушки.
1.
Мы частушки вам споём, вас на праздник позовём.
Непременно приходите, и улыбки приносите!
2.
Брючки новые надеты ,белая рубашечка.
Полюбуйтесь на меня, какой я первоклашечка!
3.
Был на речке на Чернильной город маленький, не пыльный.
С незапамятных времен Азбукой зовётся он.
4.
Дружно Азбуку читаем, все уже мы буквы знаем.
Можем книжку прочитать умными мы можем стать.
5.
Гласные, согласные, буквы наши разные.
Мило улыбаются, с нами занимаются.
6.
Делим мы слова на слоги, ставим ударение.
ЖИ и ШИ мы тоже знаем - хватит нам терпения.
7.
Мы частушки вам пропели хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.
Появляется Литературное Чтение. <Слайд 11 >
Литературное Чтение: Милые мои друзья! Как здорово, что вы с успехом добрались до моей страны. С сегодняшнего дня вы становитесь полноправными членами нашей школьной библиотеки. Здесь вы узнаете много нового и интересного, прочитаете поучительные и забавные произведения, встретитесь с книгами различных писателей и поэтов. Добро пожаловать в страну Литературного Чтения!
Выступление школьного библиотекаря. <Слайд 12 >
Награждение всех ребят подарочными книгами и памятными дипломами.
Азбука, Литературное чтение:
Вам спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех.
За азарт соревнований, обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь:
Все герои:
Говорим вам: до свидания! До счастливых новых встреч! <Слайд 13>