Классный час «Битва за Москву»

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Воспитательные задачи:

  • способствовать формированию положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм;
  • формировать патриотизм, гордость за свою Родину;
  • воспитывать уважение к старшему поколению, к людям, защитившим нашу Родину от фашистских захватчиков;
  • углубить знаний о своем родном крае;
  • побуждать желание быть полезным своему народу.

Подготовительная работа:

  • распределить фрагменты сценария между учениками;
  • подготовить презентацию;
  • найти видеоматериалы, связанные с битвой за Москву и музыкальные композиции о войне;
  • найти фотографии о Великой Отечественной войне;
  • собрать сведения о наших героях-земляках в возрасте 14-17 лет.

Ход классного часа

2 слайд: “Битва за Москву”

На фоне песни “Священная война” звучит сообщение о вероломном нападении фашистов.

Учитель. Это сообщение, как Вы знаете, советские люди услышали 22 июня 1941 года. Оно прозвучало как гром в ясную летнюю ночь. Ничего не предвещало беду. Накануне выпускники праздновали получение аттестата зрелости, страна жила полной жизнью...

Гитлер же планировал своё вероломное нападение на СССР ещё в 1940 году.

Московская битва – это одно из самых крупных сражений Великой Отечественной войны. Она продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года, т.е. длилась 203 самых тяжелых дней и ночей для нашей страны.

3 слайд:

Битву за Москву можно разделить на 3 этапа:

  1. Стратегически-оборонительная операция — с 30 сентября по 5 декабря 1941 года;
  2. Наступательная операция — с 6 декабря 1941 года по 7 января 1942 года;
  3. Ржевско-Вяземская наступательная операция — с 8 января по 20 апреля 1942 года.

Как уже было сказано, положение на фронте было тяжелое, шли упорные бои. Наши войска даже в окружении продолжали сопротивление, сдерживая основные силы врага.

Гитлер отдал приказ: “Завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве”.

4 слайд: “Подвиг Панфиловцев”

Учитель. Советские бойцы ежедневно совершали героические подвиги. Бои велись за каждую деревушку, улицу, дом, за каждый сантиметр земли. Известен подвиг бойцов во главе с политруком Клочковым.

Ученик 1. 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова прибыла на станцию Волоколамск 11 октября 1941 года. Подготовленной обороны не было, как не было и других войск.

Дивизия заняла оборону на фронте 41-й километр от Рузы до Лотошино и сразу же начала создавать узлы сопротивления на вероятных направлениях удара врага. Иван Васильевич Панфилов был уверен, что враг станет делать ставки на танки как главную ударную силу. Но... “Смелому и умелому танк не страшен”, - говорил Панфилов.

“Врагу Москвы не сдадим, - писал И.В.Панфилов жене Марии Ивановне, - уничтожаем гада тысячами, сотни его танков. Дивизия бьется хорошо...” Только с 20-го по 27-е октября 316-й стрелковой дивизией было подбито и сожжено 80 танков, уничтожено более девяти тысяч солдат и офицеров врага.

Изнуряющие бои не прекращались, к концу октября фронт дивизии составлял уже 20 километров - от разъезда Дубосеково до населенного пункта Теряево. Подтянув новые силы, заменив разбитые дивизии новыми и сосредоточив против дивизии Панфилова более 350 танков, к середине ноября противник был готов к генеральному наступлению. На правом фланге держал оборону 1077-й полк стрелковой дивизии, в центре находились два батальона 1073-го полка майора Елина, на левом фланге, на самом ответственном участке Дубосеково — Нелидово, в семи километрах к юго-востоку от Волоколамска, находился 1075-й полк полковника Ильи Васильевича Капрова. Именно против него были сосредоточены главные силы противника, пытавшегося прорваться к Волоколамскому шоссе и к железной дороге.

16 ноября 1941 года наступление врага началось. Бой, который дала ночью под Дубосеково группа истребителей танков 4-й роты 2-го батальона 1075-го полка во главе с политруком Василием Георгиевичем Клочковым, вошел во все учебники истории. В течение четырех часов панфиловцы сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков. Большинство совершивших этот беспримерный подвиг легендарных воинов, в том числе и Василий Клочков, пали в ту ночь смертью храбрых. Остальные (Д.Ф.Тимофеев, Г.М.Шемякин, И.Д.Шадрин, Д.А.Кожубергенов и И.Р.Васильев) были тяжело ранены. Бой под Дубосеково вошёл в историю как подвиг 28 панфиловцев, всем его участникам в 1942-м году советским командованием присвоено звание героев Советского Союза...

Панфиловцы стали для фашистов страшным проклятием, о силе и мужестве героев ходили легенды. 17 ноября 1941 года 316-я стрелковая дивизия была переименована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию и награждена орденом Красного Знамени. Сотни гвардейцев были награждены орденами и медалями.

19-го ноября дивизия потеряла своего командира... 36 суток сражалась под командованием генерала И.В. Панфилова 316-я стрелковая дивизия, защищая столицу на главном направлении. Еще при его жизни воины дивизии в ожесточенных боях уничтожили свыше 30 тысяч фашистских солдат и офицеров и более 150 танков.

В 1967 году в деревне Нелидово, расположенной в полутора километрах от разъезда Дубосеково, был открыт Музей героев-панфиловцев. В 1975 году на месте боя воздвигнут мемориальный ансамбль из гранита "Подвигу 28" (скульпторы Н.С.Любимов, А.Г.Постол, В.А.Фёдоров, архитекторы В.Е.Датюк, Ю.Г.Кривущенко, И.И.Степанов, инженер С.П.Хаджибаронов), состоящий из шести монументальных фигур, олицетворяющих воинов шести национальностей, сражавшихся в рядах 28 панфиловцев.

2 ученик. Под музыку “Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва” читает стихотворение “подвиг Панфиловцев”

“Прости, родная, мне не до письма –
Всё ближе грозные раскаты,
Смерть бронебойная с холма
Ползет. Готовлю в бой гранаты.
Приказ: громить заклятого врага.
И мы ценой солдатской жизни
Добьемся, что фашистская пурга
Утихнет на полях Отчизны.
За нами звездная Москва.
Давно в боях сгорела осень...
Звенят на холоде “каленые” слова:
“Назад – ни шагу! Нас же двадцать восемь!”
...Панфиловцы со связками гранат
Укрылись чистыми снегами.
– Вот вам на Красной площади парад! –
Короткий разговор с врагами.
Настала жаркая пора –
И испытание гвардейской воли,
Рванули “тигров” под “Ура!”,
Геройства миг – не знает боли.
Заглох фашист у стен Кремля.
Как жаждал он прорыва!..
Вздыхала скорбная земля
От каждого панфиловского взрыва.
И снова благодарная страна
Застывшим утром, в воскресенье,
Героев огласила имена
Под панихидно-хоровое пенье.

5 слайд: “Подвиг 11 саперов”, Волоколамский район.

3 ученик. Приложение рассказ 1.

6 слайд: “Подвиг танкистов”

4 ученик. Приложение рассказ 2

7 слайд: “Бои у деревни Крюково”.

5 ученик. На Ленинградском шоссе у въезда в Зеленоград возвышается холм Славы. Именно здесь, у деревни Крюково, натиск фашистских захватчиков был остановлен и произошел перелом: оборона обернулась наступлением. Бои, шедшие на зеленоградской земле, маршал Рокоссовский впоследствии назвал “вторым Бородино”.

По воспоминаниям панфиловца Тунгучбай Апасова бои 5 декабря 1941 год в районе Красная Поляна, Льялоно, Крюково бои вообще не прекращались, причем у деревни Крюково они носили особенно ожесточенный характер”.

В этот день Крюково переходила из рук в руки. Гитлеровцы лезли напролом. На стороне фашистов воевали финны и австрийцы. Кругом царили хаос и неразбериха, которые усиливались тем, что значительная часть немцев и австрияков была одета в добротные русские валенки и полушубки. Финны не разобравшись в ситуации стреляли по своим соратникам. Но это не ослабляло позиции гитлеровцев. На Крюковский узел сопротивления воины Панфиловской дивизии предприняли девять атак доходивших до рукопашных схваток. В них участвовал и взвод, где помощником командира был гвардии старший сержант Тунгучбай Апасов.

В одной из атак гитлеровцы сделали попытку окружения взвода, обойдя по флангам справа и слева. Оценив опасность, девятнадцатилетний Т. Апасов бросился к замолчавшему станковому пулемету и заменил раненого пулеметчика. Скосив очередями нападающих немцев, он дал возможность бойцам отойти назад.

Командир взвода, молодой лейтенант получил приказ комбата во что бы то ни стало взять и удержать деревню до подхода главных сил. Вести в атаку бойцов он приказал своему замкомвзвода. Личный состав - казахи, киргизы, узбеки, таджики - плохо знали русский язык и не всегда правильно понимали боевые команды. Сержант в этом плане был незаменим - он владеет и русским, и тюркскими языками.

Приказ есть приказ. Установка “Ни шагу назад, всех трусов паникеров, самовольно оставляющих позиции, расстреливать на месте” действовала безотказно. Апасов принял на себя командование и под прикрытием сумерек поднял товарищей в атаку. Под громкое “Ура!” вперемешку с матом на разных языках, беря врага на испуг и нервы, солдаты ринулись вперед. Кончились патроны и гранаты, завязалась рукопашная. На плечах фашистов ворвались в деревню, заняли крайние дома. Немцы отошли по темноте, считая, что противник превосходит их в количестве. На деле в живых осталась лишь половина взвода. Апасов понимал, что затишье ненадолго, враг поймет промах и выбьет остатки взвода. Наладили связь с батальоном, оттуда прежняя команда - держать деревню. Требуют лейтенанта, Апасов сообщает, что командир остался в тылу, по его приказу в атаку взвод вел он, старший сержант.

Под утро фашисты при поддержке танка и двух бронемашин ударили в лоб, противостоять им было невозможно. Враг уже вплотную приблизился к деревне. Обстреливая цепи вражеской пехоты, оставшиеся в живых бойцы начинают отходить от дома к дому. Апасов требует держаться до последнего, он связывается с батальоном и докладывает о критической ситуации. Наконец, поступает долгожданная команда быстро отходить, чтобы не попасть под артобстрел своих орудий. Бойцы выполняют ее без промедления, и на деревню обрушивается шквал огня.

Станция Крюково и деревня Матушкино были последними населенными пунктами, захваченными фашистами в битве под Москвой.

8 слайд: “Герои - земляки”.

6 ученик.

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!

7 ученик. Первым нашим героем-земляком является Рая Ионова. Приложение рассказ 3.

8 ученик.

Враги убить решили смелость,
Но её, как жизнь, нельзя убить!
Взяв на плечи хрупкие свои
Трудные не девичьи заботы,
Ненависть к врагу до эшафота
Гордо вы несли через бои.
Вот уже разверзлась смерти пасть...
А ведь у вас вся жизнь вначале...
Только разве перед палачами
На колени вы могли упасть?!
В. Матвеев

9 ученик. Год 1941... Битва за Москву была в самом разгаре. Из столицы началась эвакуация в глубокий тыл столичных учреждений, оборонных предприятий, учебных заведений. В это время, в Московском политехникуме им. Моссовета училась Валентина Быкова, которая приняла решение уйти на фронт добровольцем. Её сёстры, поняли, что отговорить её невозможно и посоветовали Валентине съездить на несколько дней в родную деревню Кельи проведать мать. В одном из вагонов пригородного поезда, ехавшего в Волоколамск, Валя встретила подругу Анну Самойлову. Анна, закончила Загорский педагогический техникум, и работала в Зеленоградской школе под Ленинградом. Аня тоже ехала в деревню Кельи домой к маме. От Волоколамска девушки добирались вместе. Обстановка была сложной, по пути следования девушек несколько раз проверяли документы и в одном из штабов предложили остаться у них работать. Девушки согласились, но попросили разрешения сходить в Кельи к родным. Однако дома девушкам пришлось задержаться на более длительный срок, так как их родную деревню заняли немцы. Начались грабежи, издевательства над жителями, казни. Самойловых немцы из дома выгнали, а дом Быковых сгорел во время боя. Теперь им вместе с другими семьями пришлось селиться в небольшом ветхом здании сельской школы. Чтобы не привлекать к себе внимания, девушки почти всё время не выходили на улицу.

В декабре 1941 года войска, оборонявшие Москву, перешли в контрнаступление, часть Лотошинского района была освобождена, в том числе и д. Кельи. Валентина и Анна решили идти на фронт оказывать помощь в медсанбате раненым, однако их помощь была нужна самому фронту.

Части 30-й армии, освободив от гитлеровцев северо-восточную часть района, вышли на рубеж деревень Дьяково-Калицино и, встретив упорное сопротивление, неся большие потери, вынуждены были приостановить наступление. Фашисты оборонялись с фанатическим упорством. Две недели наши войска не могли прорвать оборону немцев.

Для продолжения наступательных операций наши войска нуждались в точных разведданных о расположении войск противника, его силах, оборонительных сооружениях, резервах. Девушки-комсомолки вызвались пойти в разведку в немецкий тыл. Ночью 10 января 1942 года их переправили через линию фронта.

Числа 12 или 13 января (точная дата не известна) к околице села Марково подошли две молоденькие, одетые по-городскому девушки. В крайнем доме они спросили, у кого бы можно переночевать. Им ответили, что в селе расположен немецкий штаб и развешаны приказы, гласившие, что никого постороннего не принимать, иначе – расстрел, как за укрывательство партизан. Нужно идти к старосте, он скажет, у кого можно остановиться на ночлег.

Староста Александр Конюшев проверил их документы и оставил ночевать в своем доме. Утром он сообщил девушкам, что должен доставить их в немецкий штаб, таков порядок, там проверят документы и отпустят. Девушки стали его упрашивать, чтобы он их отпустил, но староста был неумолим. В штабе Конюшев оставил девушек и, не взглянув на них, ушёл. Девушек стали допрашивать, им предложили рассказать правду, кто их послал, с каким заданием, из какой части, с кем встречались в тылу – тогда им будет гарантирована жизнь...

Под вечер шесть автоматчиков повели Валю и Аню на расстрел в сад и расстреляли.

... Через несколько дней Марково было освобождено нашими войсками. Когда разведчиц хоронили, обнаружилось, каким чудовищным истязаниям они были подвергнуты, у каждой на теле более десятка ножевых ран, кисти рук между пальцев были разрезаны, у одной выколоты глаза.

Валентина Быкова и Анна Самойлова повторили подвиг Зои Космодемьянской: приняли мученическую смерть, но никого не выдали врагам.

Учитель. Об этом тяжело говорить, но надо. Надо потому, что мы, живущие, не можем, не имеем права забывать о том, какой ценой досталась нам Победа. Надо потому, что память о героях, отдавших свои жизни в этой войне, должна свято храниться.

На месте казни девушек-разведчиц в д. Марково был установлен памятник.

Учитель. Ребята, я рекомендую вам поговорить со своими родственниками, которые помнят из рассказов отцов и дедов о битве за Москву и на основе полученной информации составить “книгу памяти”.

9 слайд: Черные дни деревни Калицино. Приложение рассказ 4.

10 слайд: Бой за д. Калицино.

26 декабря мороз достиг 23 градусов. Дул сильный ветер, дороги стали труднопроходимыми для автотранспорта.

Картина В. Шишлова "Бой за Калицино и Дьяково 25 декабря 1941 г."

30 декабря юго-восточнее села Калицино в район высоты 169,3 выдвигается 923-й стрелковый полк 251-й стрелковой дивизии полковника С. И. Орестова, 107-я мотострелковая дивизия генерал-майора П.Г. Чанчибадзе, 82-я кавалерийская дивизия полковника Н. В. Горина. Этой группе ставилась задача прорвать фронт противника южнее Калицино, выйти в район деревень Абушково, Верейки, Софийвское и отрезать калицинскую группировку врага, В этот же день 44-я стрелковая бригада 1-й Ударной армии вела наступление на деревню Гаврилово. К концу дня ее позиции начала занимать 62-я морская стрелковая бригада полковника В. М. Рогова. Новый год на лотошинской земле советские воины встретили в тяжелейших боях. Во второй половине дня 31 декабря моряки полковника В.М. Рогова освободили Мармыли и Званово и вышли к реке Лобь у деревень Теребетово и Малеево. До Лотошино оставалось совсем немного... В бою отличились старшины второй статьи Н. Мелехин и В. Кузнецов, политрук Л.Подольский, а так же минометчик Михаил Гусев - наш земляк из д. Афанасово, Освобождавший от врага родную лотошинскую землю.

11 слайд: Бой за д. Дьяково. Приложение рассказ 5.

12 слайд:

10 ученик читает под музыку “Горе народное” (Симфонического оркестра Госкино СССР, дирижёра Сергея Скрипка и Московского камерного хора, дирижёра В.Минина).

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты: рыбак, шахтер,
Рабочий, иль пастух,
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог.
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег!
М.В. Исаковский

Учитель: И мы все в неоплатном долгу перед участниками войны. И к ним обращены слова нашей благодарности.

Минута молчанья...
Склонитесь и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал...

И пусть каждый из вас проникнется чувством гордости за своих героев и за своё Отечество. Некоторые из них предстали сегодня перед вами. Такие картины Великой Отечественной войны должен знать каждый россиянин, который хочет считать себя патриотом своей Родины.

Минута молчания (метроном отбивает такты минуты молчания).