Создание условий для успешного взаимодействия с семьями воспитанников

Разделы: Работа с дошкольниками


"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Перед нами стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Ещё Н.К. Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет ...на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "...В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать, развивая доверие сторон.

Взаимное доверие, по моему мнению, возникает в результате эффективного обмена информацией. Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителем. Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями и мне удаётся добиться этого доверия. Достигаю его с помощью определенных методических приемов. Прежде всего “транслирую” родителям положительный образ ребенка.

По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определённые полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребёнка. Если родителям будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые потребуются для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании своего ребенка и в последующие годы будет весьма велика.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Активное участие родителей позволяет выполнять следующие задачи родительского образования:

  • У родителей формируется восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
  • Формируются представления об этапах развития личности ребенка;
  • Выявляются принципы взаимодействия между родителями ребенка, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Содержание сотрудничества с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом. Особо уделяю внимание вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольников группы, включенности в НОД, проектную и другие виды детской деятельности. Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.

Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. [ФГОС ДО]. Образовательный процесс в дошкольном учреждении носит открытый характер. Это выражается в сотрудничестве воспитателя с семьями воспитанников.

Во – первых, семьи воспитанников непосредственно включаются в образовательный процесс. В том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Во-вторых, взаимодействие с семьей происходит по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

Активно использую метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Взаимодействие педагогов с родителями реализуется посредством разных форм. В работе используем разработанные творческой группой детского сада формы нетрадиционного взаимодействия с семьями воспитанников. Одна из них называется “Маршрут”.

В зависимости от поставленной цели меняется смысловая направленность представленной формы. Такой подход даёт возможность приобщить семьи воспитанников к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. “Маршрут” организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в активный процесс. Поэтому общей задачей педагогического коллектива в “Маршруте” является “фасилитация” (поддержка) – помощь в процессе обмена информацией: – поддержка активности участников, обращенная к личному опыту участников, поощрение творчества, происходит соединение теории и практики; выявляется многообразие точек зрения,

Специфика проведения такова, что родителям предлагаются разработанные маршруты – “Маршрутные карты”, по которым происходит передвижение по территории детского сада. Заранее определён круг вопросов, на которые бы они хотели получить ответ. Такой подход побуждает родителей серьезно задумываться над тем, в каком направлении осуществлять развитие способностей детей.

Современная образовательная политика детского сада опирается на следующие уровни взаимодействия родителей с дошкольным учреждением. В ходе их анализа можно выделить пять уровней: оказание разовой помощи; способности родителей время от времени используются при проведении занятий; родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе; родители помогают определять основные направления работы в группе; родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада. [3]

Таким образом, семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Список литературы.

  1. Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе проектной деятельности/ Мальцева П.А., 2013.
  2. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова “Общение педагога с родителями в ДОУ. “Методический аспект”. Изд. Творческий центр “Сфера”. М, 2005.
  3. О. В. Солодянкина “Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ”. Изд. “Аркти”, М. 2005.
  4. Т. Н. Доронова “Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями”. М., 2002.
  5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Пер. с англ. яз. М.: Кочито-центр, 2002. .[3]
  6. ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155).