Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста путем решения проблемных, поисковых ситуаций

Разделы: Работа с дошкольниками


Главным методическим принципом в развитии творческих музыкальных способностей у детей дошкольного возраста является повторяемость действий, но на новом витке усложнения, через самоанализ, самооценку, если это ребенок с высоким уровнем развития музыкальных способностей.

Для ребенка со средним уровнем развития музыкальных способностей в решении творческих задач достаточно помощи в виде наводящих подсказок, напоминаний, а для детей с низким уровнем развития - непосредственная помощь педагога. Педагогическая ценность развития творческих музыкальных способностей состоит в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Для развития творческого музыкального мышления мы используем задания с несколькими вариантами сложности, учитывая уровень развития музыкальных способностей дошкольника.

Вариант 1. “Сыграй свою песенку, о чем хочешь”.

Ребенку предлагаются на выбор инструменты - фортепиано, ксилофон, металлофон. Детские импровизации записываются на магнитофон и впоследствии прослушиваются и анализируются. Ведется протокол наблюдения за ребенком. Фиксируются эмоциональная отзывчивость на музыку, степень увлеченности деятельностью, характеристики внимания, высказывания ребенка и другие проявления, которые покажутся интересными педагогу.

Дети с высоким уровнем развития с увлечением импровизируют, создавая оригинальные по мелодии и ритму, законченные (или незаконченные) по форме пьесы (иногда - со словами). Таких детей трудно остановить, они с радостью принимают предложение “Сыграй еще что-нибудь (о чем-нибудь)”.

Вариант 2. “Сыграй про зайку (мишку, куклу - на выбор)”.

Если ребенок не принимает первый вариант, ему дают несколько более простое задание, в котором конкретизируется содержание импровизации. Как и в первом случае, предлагается 2-3 попытки решения задачи.

Дети со средним уровнем развития импровизируют, “сочиняют” свою мелодию так же с увлечением, но чаще мелодическая линия по ритму, по характеру, по завершенности мелодии повторяет предыдущую, сыгранную другим ребенком. Эти дети любят продолжать работу тогда, когда они хорошо ее усвоили, на знакомых вариантах, но если им что-то кажется более трудным, интерес может и угаснуть.

Вариант 3. “Давай так поиграем: я начну сочинять музыку, а ты - продолжишь”.

Этот вариант используется в работе с детьми с низкими показателями уровня развития музыкальных способностей, включает 4-5 музыкальных фраз разной сложности (от простого к сложному), которые педагог последовательно играет на фортепиано. Ребенок отвечает на каждую фразу- “вопрос”. Хочется услышать самостоятельное пропевание, либо импровизацию на окончание музыкального предложения.