Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Весенние приметы»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: способствовать формированию у детей представлений об особенностях природы родного края в весенний период.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область “Речевое развитие”.

  • Побуждать к составлению повествовательных рассказов, придерживаясь структуры, последовательности. Обобщать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Способствовать развитию интонационной выразительности речи. Закреплять умение подбирать антонимы. Разучить с детьми пословицы, поговорки, приметы. Развивать речеслуховую память.

Образовательная область “Познавательное развитие”.

  • Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Способствовать формированию интереса детей к природе.

Фото-кейс “Березы тоже плачут”.

  • Расширить представление детей о бережном отношении к природе, умении без вреда использовать природные богатства, умение анализировать проблему, умение работать в коллективе.

Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”.

  • Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
  • Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Активизация словаря: март, апрель, май, проталины, капель, первоцветы и т. д.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за погодой во время прогулки.

2. Чтение сказок и рассказов: “Ручей” Н. Сладков, “Весна” Г. Скребицкий, стихотворение “Весна” А. Плещеев; разгадывание загадок о весне.

3. Подвижные игры: “Солнечные зайчики”, “Перелет птиц”.

Демонстрационный материал: “Весенние месяцы” и “Первоцветы”; видеописьмо от медвежонка “Умка”, ребус, декоративное дерево для игры “Наряди дерево”.

Раздаточный материал: С/картинки, альбомные листы; гуашь; баночки под воду; пленка полиэтиленовая; салфетки; кисточки;

Атрибуты: ноутбук, видеофильм, звукозаписи, скайп.

Ход деятельности

1 часть: “Сюрпризный момент”

Дети входят в группу и встают в полукруг. Воспитатель привлекает внимание детей у мольберта, где под листком спрятано слово. Воспитатель предлагает выслушать стихотворение-загадку. Угадаем, какое слово здесь спряталось:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает
Как это время называется?
(Весна.)

Воспитатель: Ответ, мы можем найти, разгадав ребус.

Д/И “Составь слово по первой букве в слове”.

Воспитатель: Кто может сказать это слово радостно? Удивленно? Равнодушно? Шепотом? Без голоса?

2 часть: “Видео-сообщение”

Раздается позывной звук из ноутбука. Воспитатель предлагает обратить внимание на видео-сообщение.

Воспитатель: К нам пришло сообщение. Интересно от кого оно? Давайте посмотрим. Дети садятся около ноутбука на стульчики.

Демонстрация отрывка из мультфильма “Умка”, в котором Умка просит детей рассказать ему о весне, которую он еще не видел.

Воспитатель: Давайте дети расскажем Умке о весне. Что происходит весной? (Предполагаемый ответ: появляются проталинки, бегут ручьи, ярче и теплее греет солнце, чернеет снег, возвращаются из теплых краев птицы).

Воспитатель: У каждого слова есть родственные слова. У слова “весна” также есть. Давайте их подберем. Посмотрите, у нас есть весеннее солнышко, но оно без лучей. А лучами будут правильно подобранные родственные слова. И тогда наше солнышко будет греть по-весеннему.

Воспитатель: А как оно будет греть?

(Горячее, жарче, жгуче).

Воспитатель: Предлагаю подобрать родственные слова, прикрепляя лучики.

(Предполагаемый ответ: весенний, весняночка, веснушка, весеннее, весенняя).

Воспитатель: Хотите поиграть с весенними словами? Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю. Весенний, что это? (Ручей, день, цветок, праздник). Весенняя? (Погода, лужа, травка, картина, капель). Весеннее (солнце, небо, облако, настроение).

Воспитатель: После какого времени года наступает весна? (После зимы).

Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Нет).

Воспитатель: Давайте про это расскажем.

Д/и “Скажи наоборот”.

  • Зимой снег белый, а весной – серый;
  • Зимой снег чистый, а весной – грязный;
  • Зимой дни холодные, а весной – теплые;
  • Зимой дни короткие, а весной – длинные;
  • Зимой солнце тусклое, а весной – яркое;
  • Зимой небо серое, а весной - голубое;
  • Зимой небо низкое, а весной – высокое;
  • Зимой холодно, а весной - тепло.
  • Зимой снег идет, а весной - тает.
  • Зимой вода замерзает, а весной - бежит ручьем.

3 часть: “Весенние приметы”

Воспитатель: Как называются весенние месяцы? (Март, апрель, май).

Воспитатель: Скажите, какие приметы каждого месяца мы знаем.

Воспитатель: Дети, на столе лежат три круга, на которых написаны название весенних месяцев. Предлагаю детям разделится на три команды и взять по кругу. Обсудив все высказывания о приметах каждого месяца, кто-то один расскажет от каждой команды.

1-й ребенок: Март - протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи.

2-й ребенок: Апрель - снегогон, потому что быстро снег тает и разливается ручьями. Набухают почки на деревьях, кое- где на пригретых участках земли появилась травка.

3-й ребенок: Май - травень, потому, что всюду появляется трава, и тянутся к солнцу первые цветы, расцветут деревья и кустарники.

Д/И “Наряди дерево”

Воспитатель: А сейчас для Умки мы подберем слова, которые относятся к весне. Воспитатель выставляет дерево, на которое дети вывешивают карточки весны (капель, проталинки, солнце, веточка дерева с почками, нос с веснушками, часть земли с первой травкой, цветок - подснежник, грачи, скворцы и несколько карточек не относящихся к приметам весны). Вот и нарядили дерево. Мы его сфотографируем и отправим Умке это фото, чтобы он познакомился со словами о весне. (Каждый ребенок индивидуально подходит к столу и выбирает карточку и вешает на дерево, проговаривая слово)

Воспитатель: А чем же еще мы можем помочь медвежонку, чтобы он узнал о приметах весны? А вот еще подсказка.

Воспитатель: В народе говорят “вестники весны”. Кто же это?

Ответы детей: птицы, первые цветы

Воспитатель: Давайте дети разделимся на две команды, одна команда будет работать с карточками, где дети помогут медвежонку узнать какие первые птицы прилетают из теплых краев в наш город. А другая команда будет следить за правильностью ответов (сидя на стульчиках). Затем дети выбирают одного ребенка аргументировать свой ответ, а другая проверяет. Команды меняются местами, и другая команда помогает медвежонку узнать о первых цветах, которые расцветут в нашем крае.

Интерактивная игра: “Аквариум”

Воспитатель: А еще в народе говорят: “Весной природа просыпается”. Как же все просыпается? Что это значит?

Ответы детей: появляется первая травка, набухают и лопаются почки, вырастают первые подснежники, раскалывается лед на реке.

Воспитатель: От чего набухают почки?

Дети: От того, что в стволах деревьев начинается сокодвижение.

Воспитатель: Правильно, но иногда сокодвижение оборачивается бедой для дерева.

Воспитатель: А сейчас, я вам расскажу одну историю. Присядем на стульчики и выслушаем ее.

4 часть: “Березы тоже плачут” (показ фотокартины).

Фото- кейс: В город пришла весна. Солнце сильно пригрело и разбудило деревья, Почки быстро набухли и лопались. Мальчики из соседнего подъезда надломили веткуу березы и повесили небольшое ведерко. Из ветки стекал березовый сок и скоро ведерко было полное. Дети выпили полезный вкусный сок и ушли. На земле через некоторое время образовалась лужица. И только первоклассник Алеша, наблюдавший за событиями грустил. Как вы, думаете почему? (Послушайте еще раз историю).

Рассуждения детей.

Воспитатель: Очень интересно рассказали, о том как нужно беречь деревья. Умке было интересно слушать вас.

Физ.минутка: А сейчас мы превратимся в деревья и представим свое пробуждение (включается звукозапись):

Весенний легкий ветерок
Нам разбудить весну помог
Зимой сугробы выше, выше
Ну а весной- ниже, ниже
И вот уж всюду ручейки,
Бегут прозрачны и легки,
Исчезнет лед, растают кочки,
И лопнут на деревьях почки.
В небе солнце улыбается,
И листочки распускаются,
Птички весело поют,
На деревьях гнезда вьют.

5 часть “Песочные часы” (составление рассказов по алгоритмам).

Воспитатель: Я люблю весну за то, что все оживает. А вы за что?

Дети: Я люблю весну, потому что можно кататься на велосипеде, потому что можно долго гулять и играть в игры, любоваться природой.

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что про весну в народе говорят “пришлавесна- красна”. Как вы думаете, почему так говорят?

Дети: потому, что весной все красиво, все расцветает, все оживает.

Воспитатель: А как люди готовятся к встрече весны?

Дети: убирают прошлогодний мусор, листву, окапывают деревья и кусты, белят деревья, сажают цветы, делают для птиц скворечники.

Воспитатель: Умке было интересно узнать от ребят о приметах весны.Давайте ребята составим рассказ о весне и подарим его Умке. В подсказку в составлении рассказов о весне вам помогут алгоритмы. Сейчас вы разделитесь на две группы, возьмете по алгоритму, придумаете совместно рассказ. Затем выберите одного человека от команды и расскажите перед скайпом рассказ для Умки о весне. Время вам для обсуждения и составления рассказа зафиксировано песочными часами.

Составление рассказов детьми.

Воспитатель: Ребята время закончилось, Умка на связи, у кого готов рассказ?

Все дети сидят на стульчиках возле компьютера, а один ребенок сидит перед скайпом впереди, держа в руках алгоритм. Затем второй ребенок от другой команды выполняет то же действо.

После рассказов появляется картинка Умки с голосовым сопровождением.

Умка: Большое спасибо ребята за хорошие рассказы, и когда придет весна я ее узнаю.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы помогли Умке узнать все о весне, и на прощание для медвежонка мы нарисуем рисунки о весне, и отправим по электронной почте. (Дети садятся за столы рисовать рисунки, включается звукозапись “Весна”).