Цель: способствовать формированию у детей представлений об особенностях природы родного края в весенний период.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область “Речевое развитие”.
- Побуждать к составлению повествовательных рассказов, придерживаясь структуры, последовательности. Обобщать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Способствовать развитию интонационной выразительности речи. Закреплять умение подбирать антонимы. Разучить с детьми пословицы, поговорки, приметы. Развивать речеслуховую память.
Образовательная область “Познавательное развитие”.
- Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Фото-кейс “Березы тоже плачут”.
- Расширить представление детей о бережном отношении к природе, умении без вреда использовать природные богатства, умение анализировать проблему, умение работать в коллективе.
Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”.
- Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
- Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
Активизация словаря: март, апрель, май, проталины, капель, первоцветы и т. д.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за погодой во время прогулки.
2. Чтение сказок и рассказов: “Ручей” Н. Сладков, “Весна” Г. Скребицкий, стихотворение “Весна” А. Плещеев; разгадывание загадок о весне.
3. Подвижные игры: “Солнечные зайчики”, “Перелет птиц”.
Демонстрационный материал: “Весенние месяцы” и “Первоцветы”; видеописьмо от медвежонка “Умка”, ребус, декоративное дерево для игры “Наряди дерево”.
Раздаточный материал: С/картинки, альбомные листы; гуашь; баночки под воду; пленка полиэтиленовая; салфетки; кисточки;
Атрибуты: ноутбук, видеофильм, звукозаписи, скайп.
Ход деятельности
1 часть: “Сюрпризный момент”
Дети входят в группу и встают в полукруг. Воспитатель привлекает внимание детей у мольберта, где под листком спрятано слово. Воспитатель предлагает выслушать стихотворение-загадку. Угадаем, какое слово здесь спряталось:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает
Как это время называется?
(Весна.)
Воспитатель: Ответ, мы можем найти, разгадав ребус.
Д/И “Составь слово по первой букве в слове”.
Воспитатель: Кто может сказать это слово радостно? Удивленно? Равнодушно? Шепотом? Без голоса?
2 часть: “Видео-сообщение”
Раздается позывной звук из ноутбука. Воспитатель предлагает обратить внимание на видео-сообщение.
Воспитатель: К нам пришло сообщение. Интересно от кого оно? Давайте посмотрим. Дети садятся около ноутбука на стульчики.
Демонстрация отрывка из мультфильма “Умка”, в котором Умка просит детей рассказать ему о весне, которую он еще не видел.
Воспитатель: Давайте дети расскажем Умке о весне. Что происходит весной? (Предполагаемый ответ: появляются проталинки, бегут ручьи, ярче и теплее греет солнце, чернеет снег, возвращаются из теплых краев птицы).
Воспитатель: У каждого слова есть родственные слова. У слова “весна” также есть. Давайте их подберем. Посмотрите, у нас есть весеннее солнышко, но оно без лучей. А лучами будут правильно подобранные родственные слова. И тогда наше солнышко будет греть по-весеннему.
Воспитатель: А как оно будет греть?
(Горячее, жарче, жгуче).
Воспитатель: Предлагаю подобрать родственные слова, прикрепляя лучики.
(Предполагаемый ответ: весенний, весняночка, веснушка, весеннее, весенняя).
Воспитатель: Хотите поиграть с весенними словами? Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю. Весенний, что это? (Ручей, день, цветок, праздник). Весенняя? (Погода, лужа, травка, картина, капель). Весеннее (солнце, небо, облако, настроение).
Воспитатель: После какого времени года наступает весна? (После зимы).
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Нет).
Воспитатель: Давайте про это расскажем.
Д/и “Скажи наоборот”.
- Зимой снег белый, а весной – серый;
- Зимой снег чистый, а весной – грязный;
- Зимой дни холодные, а весной – теплые;
- Зимой дни короткие, а весной – длинные;
- Зимой солнце тусклое, а весной – яркое;
- Зимой небо серое, а весной - голубое;
- Зимой небо низкое, а весной – высокое;
- Зимой холодно, а весной - тепло.
- Зимой снег идет, а весной - тает.
- Зимой вода замерзает, а весной - бежит ручьем.
3 часть: “Весенние приметы”
Воспитатель: Как называются весенние месяцы? (Март, апрель, май).
Воспитатель: Скажите, какие приметы каждого месяца мы знаем.
Воспитатель: Дети, на столе лежат три круга, на которых написаны название весенних месяцев. Предлагаю детям разделится на три команды и взять по кругу. Обсудив все высказывания о приметах каждого месяца, кто-то один расскажет от каждой команды.
1-й ребенок: Март - протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи.
2-й ребенок: Апрель - снегогон, потому что быстро снег тает и разливается ручьями. Набухают почки на деревьях, кое- где на пригретых участках земли появилась травка.
3-й ребенок: Май - травень, потому, что всюду появляется трава, и тянутся к солнцу первые цветы, расцветут деревья и кустарники.
Д/И “Наряди дерево”
Воспитатель: А сейчас для Умки мы подберем слова, которые относятся к весне. Воспитатель выставляет дерево, на которое дети вывешивают карточки весны (капель, проталинки, солнце, веточка дерева с почками, нос с веснушками, часть земли с первой травкой, цветок - подснежник, грачи, скворцы и несколько карточек не относящихся к приметам весны). Вот и нарядили дерево. Мы его сфотографируем и отправим Умке это фото, чтобы он познакомился со словами о весне. (Каждый ребенок индивидуально подходит к столу и выбирает карточку и вешает на дерево, проговаривая слово)
Воспитатель: А чем же еще мы можем помочь медвежонку, чтобы он узнал о приметах весны? А вот еще подсказка.
Воспитатель: В народе говорят “вестники весны”. Кто же это?
Ответы детей: птицы, первые цветы
Воспитатель: Давайте дети разделимся на две команды, одна команда будет работать с карточками, где дети помогут медвежонку узнать какие первые птицы прилетают из теплых краев в наш город. А другая команда будет следить за правильностью ответов (сидя на стульчиках). Затем дети выбирают одного ребенка аргументировать свой ответ, а другая проверяет. Команды меняются местами, и другая команда помогает медвежонку узнать о первых цветах, которые расцветут в нашем крае.
Интерактивная игра: “Аквариум”
Воспитатель: А еще в народе говорят: “Весной природа просыпается”. Как же все просыпается? Что это значит?
Ответы детей: появляется первая травка, набухают и лопаются почки, вырастают первые подснежники, раскалывается лед на реке.
Воспитатель: От чего набухают почки?
Дети: От того, что в стволах деревьев начинается сокодвижение.
Воспитатель: Правильно, но иногда сокодвижение оборачивается бедой для дерева.
Воспитатель: А сейчас, я вам расскажу одну историю. Присядем на стульчики и выслушаем ее.
4 часть: “Березы тоже плачут” (показ фотокартины).
Фото- кейс: В город пришла весна. Солнце сильно пригрело и разбудило деревья, Почки быстро набухли и лопались. Мальчики из соседнего подъезда надломили веткуу березы и повесили небольшое ведерко. Из ветки стекал березовый сок и скоро ведерко было полное. Дети выпили полезный вкусный сок и ушли. На земле через некоторое время образовалась лужица. И только первоклассник Алеша, наблюдавший за событиями грустил. Как вы, думаете почему? (Послушайте еще раз историю).
Рассуждения детей.
Воспитатель: Очень интересно рассказали, о том как нужно беречь деревья. Умке было интересно слушать вас.
Физ.минутка: А сейчас мы превратимся в деревья и представим свое пробуждение (включается звукозапись):
Весенний легкий ветерок
Нам разбудить весну помог
Зимой сугробы выше, выше
Ну а весной- ниже, ниже
И вот уж всюду ручейки,
Бегут прозрачны и легки,
Исчезнет лед, растают кочки,
И лопнут на деревьях почки.
В небе солнце улыбается,
И листочки распускаются,
Птички весело поют,
На деревьях гнезда вьют.
5 часть “Песочные часы” (составление рассказов по алгоритмам).
Воспитатель: Я люблю весну за то, что все оживает. А вы за что?
Дети: Я люблю весну, потому что можно кататься на велосипеде, потому что можно долго гулять и играть в игры, любоваться природой.
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что про весну в народе говорят “пришлавесна- красна”. Как вы думаете, почему так говорят?
Дети: потому, что весной все красиво, все расцветает, все оживает.
Воспитатель: А как люди готовятся к встрече весны?
Дети: убирают прошлогодний мусор, листву, окапывают деревья и кусты, белят деревья, сажают цветы, делают для птиц скворечники.
Воспитатель: Умке было интересно узнать от ребят о приметах весны.Давайте ребята составим рассказ о весне и подарим его Умке. В подсказку в составлении рассказов о весне вам помогут алгоритмы. Сейчас вы разделитесь на две группы, возьмете по алгоритму, придумаете совместно рассказ. Затем выберите одного человека от команды и расскажите перед скайпом рассказ для Умки о весне. Время вам для обсуждения и составления рассказа зафиксировано песочными часами.
Составление рассказов детьми.
Воспитатель: Ребята время закончилось, Умка на связи, у кого готов рассказ?
Все дети сидят на стульчиках возле компьютера, а один ребенок сидит перед скайпом впереди, держа в руках алгоритм. Затем второй ребенок от другой команды выполняет то же действо.
После рассказов появляется картинка Умки с голосовым сопровождением.
Умка: Большое спасибо ребята за хорошие рассказы, и когда придет весна я ее узнаю.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы помогли Умке узнать все о весне, и на прощание для медвежонка мы нарисуем рисунки о весне, и отправим по электронной почте. (Дети садятся за столы рисовать рисунки, включается звукозапись “Весна”).