Тип кейса: научно-исследовательский.
Содержание кейса
В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Мусор на территории городского пляжа, улиц, парков г. Архангельска содержит много ценных веществ: алюминий (крышки от молочных бутылок, фольга от чая, конфет), олова (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой).
На территории нашего города есть мусороперерабатывающии комбинат (г. Архангельск, ул. Кузнечихинский Промузел, стр. 8, проезд 6), который работает с 2002 года. Производительность мусоросортировочной линии составляет 110 тыс. тонн/ год.
С 2014 года Архангельский мусороперерабатывающий комбинат запустил программу по раздельному сбору мусора (отходы бумаги и картона, пластик, стеклянная и алюминиевая тара). Таким образом, часть городского мусора проходит первичную переработку, что уменьшает конечный объем отходов, вывозимых на городскую свалку, улучшая тем самым и общую экологическую ситуацию в городе.
На комбинате мусор сортируют, а вот дальнейшая переработка осуществляется в регионах, расположенных в Средней полосе.
Переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор – совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде – дело очень трудоемкое и дорогое.
Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако, вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.
Оборудование и реактивы: стакан воды, магнит, предметное стекло, держатель, спиртовка, бумажный фильтр, воронка, стеклянная палочка, химический стаканчик, делительная воронка, тигельные щипцы
Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, куски полиэтилена ( полиэтиленовый пакет разрезан на куски), моделирующая мусор и смесь нефти/ растительного масла и воды
1. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этих смесей.
2. Заполните таблицу 1:
Таблица 1
Что делаю? | Что наблюдаю? | Вывод |
3. Сделайте выводы о способах разделения смесей и получения чистых веществ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1998.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2006.
- Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2013.
- http://ampk.ru Архангельский мусороперерабатывающий комбинат