Гидросфера. Охрана водных ресурсов планеты

Разделы: География, Начальная школа, Внеклассная работа, Экология, Краеведение


“Загляни в каплю воды,
и ты увидишь весь мир”
(латинская пословица)

I. Организационный момент

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть на очередном часе экологического общения и очень хочу поскорее начать с вами работу.

- Проверим ваше внимание. Игровая разминка “Руки-ноги” (Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя: один хлопок – поднять руки, два хлопка – встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть.)

- Хорошего вам настроения и интересных открытий! 

Учитель: Указом Президента Российской Федерации 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды. Как вы это понимаете? (надо охранять окружающую среду)

Просмотр клипа “Наследие потомкам”

Учитель: От чего, от кого надо охранять окружающую среду, кто главный враг чистоты, равновесия в природе? (человек)

- О каких экологических проблемах заставляет задуматься этот видеоролик? (загрязнение окружающей среды, уничтожение растений и животных, потребительское отношение к природе).

- Почему названные экологические проблемы называют глобальными? (Это проблемы касающиеся всего человечества. Ни одно государство не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно.)

Учитель: В каком мире предстоит нам жить и расти? Какую землю мы оставим нашим потомкам? Такими вопросами задается сегодня каждый разумный житель планеты. Эти вопросы очень волнуют и нас.

II. Уточнение темы занятия.

Учитель: Думаю вы сможете более точно сформулировать тему занятия самостоятельно. Перед началом занятия вы объединитесь в микрогруппы, восстановив целостность разрезанных картинок  (Приложение 1). Прикрепите собранные сюжеты на магнитную доску.

- Что же получилось?...

Получили: КУВШИНКА В ПРУДУ, ВОДОПАД, ОБЛАЧНОЕ НЕБО НАД МОРЕМ, ЗИМНЯЯ РЕКА, АЙСБЕРГ, ЛЕТНИЙ ЛИВЕНЬ, РОСА НА ТРАВЕ.

- О какой природной стихии будем говорить? (о воде)

- Какова сегодня тема нашего экологического общения? (охрана воды)

Название темы открывается на доске.

Цель нашего занятия – узнать, что мы, ученики можем сделать для сохранения водных ресурсов планеты Земля.

III. Определение цели и задач урока.

Учитель: Предлагаю совершить кругосветное путешествие и ...: (план)

Уточнить, что мы уже знаем о воде?

Выяснить, как велики запасы воды на планете?

Узнать, что именно угрожает водным ресурсам планеты Земля?

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ЗАНЯТИЯ:

  • Что мы можем сделать для сохранения водных ресурсов? (цель)

Учитель: Удобнее, подчиняясь закону круговорота воды в природе, отправиться в путешествие в роли капелек воды, и увидеть все своими собственными глазами (Посыльные от групп получают браслетики – капельки, дети одевают их на руку).

IV. Реализация намеченного плана.

1.Уточнить, что мы уже знаем о воде?

Стихи о воде. Н.Рыжова “Волшебная вода”

Капелька 1

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!

Капелька 2

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана -
И всё это только вода.

Капелька 3

В кружево будут одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода.

Капелька 4

На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
М её не замечаем.

Капелька 5

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить.

Капелька 1

Путешествует всегда
Наша спутница вода!

2. Выяснить, как велики запасы воды на планете?

Учитель: Для ответа на этот вопрос предлагаю отправиться в научную лабораторию к профессору Водичкину (мальчик в белом халате, в очках, бейджик - Профессор Водичкин).

Оборудование лаборатории: глобус, 3-х литровая банка с водой, стакан 200 мл, пипетка, салфетка.

Капелька 6: (держит в руках глобус) Здравствуйте, профессор!

Капелька 7: Мы пришли к Вам за советом.

Капелька 6: Профессор Водичкин, нам кажется, что водные богатства нашей планеты так велики и безграничны, что их хватит и нам, и нашим потомкам. Вовсе не обязательно их считать, беречь, охранять.

Капелька 7: Взгляните хотя бы на глобус! Воды так много, что планета выглядит голубой. Нам кажется, что даже название “Земля” ей не совсем подходит. Более логично было бы назвать нашу планету - “Водой”.

Профессор Водичкин:

Наш общий дом, планету Земля космонавты называют Голубой планетой, именно так она выглядит из космоса. Так велики ее водные запасы. Примерно 70% земной поверхности покрыто водой. Но, для того что бы понять, нуждается ли вода в защите, предлагаю провести несложный опыт.

Масштабированный опыт “Сколько воды на Земле?”

Ход опыта: профессор демонстрирует детям трехлитровую банку с водой.

Комментарий: в банке - вся вода, имеющаяся на Земле, и пресная, и соленая.

Учитель: назовите все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду.

Профессор отливает часть воды в стакан объемом 200 мл.

Комментарий: в стакане - вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот и т.д.)

Профессор набирает воду из стакана пипеткой, капает 2-3 капли на пол.

Комментарий: я сейчас пролили всю воду, находящуюся в реках, озерах и болотах всего мира.

Капелька 6:

- Так вот почему говорят: “Воды на Земле одновременно и много и мало”.

Капелька 7:

- Её много в морях и океанах. Но морская вода солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов.

Учитель: Вода – одно из самых распространенных на нашей планете веществ, но и одно из самых ценных. Да, да! Нет ничего более драгоценного, чем самая обыкновенная пресная чистая вода.

Учитель берет книгу с выставки и зачитывает высказывания о воде.

“Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.

“Капля воды дороже алмаза”, - говорил известный русский ученый – химик Д.И.Менделеев.

Учитель: Разумеется, по денежной стоимости вода алмазу – не соперник. Алмаз – минерал редкий. Маленькая его крупинка ценится в тысячи рублей. Но есть и другая мера ценности. Ученые научились выращивать искусственные алмазы, а вот без воды не обойтись никому и никогда и заменить ее нечем.

Нуждается ли вода в защите? Что именно угрожает водным ресурсам планеты Земля?

Учитель: Ответить на этот вопрос нам помогут очень точные слова французского писателя,  поэта и профессионального лётчика Антуана де Сент-Экзюпери. Как летчик он имел счастье созерцать с высоты красоту природы. Давайте попробуем мысленно сопроводить его в этом полете. Слова писателя процитирует Капелька 8, а я проиллюстрирую их снимками, сделанными в различных уголках нашей планеты.

(Просмотр презентации)

Капелька 8

“Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью... Ты – самое большое богатство на свете.”

Учитель: В наше время мы все чаще слышим предупреждения об угрозе водного голода, о жажде даже там, где 100 лет назад пресной воды вполне хватало? Да, на Земле есть места, где пресной воды всегда было мало. Но сегодня более половины нашей планеты находится на жестком водном пайке, воды недостает во многих крупных городах мира.

- Почему? Ведь воду никто не уничтожает. И сколько ее было миллионы лет назад на планете Земля, столько ее присутствует в природе и сейчас.

Предполагаемые ответы детей:

- увеличилось население нашей планеты;

- растут потребности человека;

- строятся новые города;

- строятся новые заводы, фабрики;

- распахиваются новые поля, они требуют орошения.

Эти замечательные строки Антуан де Сент-Экзюпери написал в первой половине 20 века. Он погиб на войне, защищая родную Францию от немецко-фашистских захватчиков.

Если мы сегодня пролетим на самолете над водными просторами планеты, то нам могут открыться совсем другие “достопримечательности”...

Повторный просмотр презентации, вторая подборка фотографий, слова читает учитель (с сарказмом, удивлением, грустью).

Учитель: Хозяйственная деятельность человека до неузнаваемости изменила многие уголки нашей планеты. Коснулись эти изменения и водных ресурсов нашей планеты.

- Какая угроза нависла над водными запасами планеты?

(Над водой нависла угроза – загрязнение. Берем мы у природы воду чистую, а отдаем грязную.)

Что мы можем сделать для сохранения водных ресурсов?

Учитель: Капельки, куда нам лететь дальше, где и у кого искать совета и помощи?

Фонограмма: звук журчащего ручейка...

Волга и Вазуза - Маршак С.

Русская народная сказка

Капелька 9:

Меж болот из малого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.

Капелька 10:

Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.

Капелька 9:

Перейдешь его через дощечку,
А глядишь - ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыпленок летом перейдет.

Капелька 10:

Но поят ее ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз, -
И течет она рекой широкой,
Разливается в спокойный плес,

Капелька 9:

Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной.

Капелька 10:

Волга - рекам родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться.
Высятся над Волгой города.
На волнах качаются суда...

Учитель: Конечно, домой, в родной город Волгоград, к Волге-матушке. Это самая большая, самая красивая, самая полноводная река в Европе.

Наверняка вы задавались вопросом, откуда взялось это хорошо знакомые, родное название нашей реки “Волга”? Многие географические названия возникли несколько тысячелетий назад. Никто не знает, когда к Волге подошел человек. Но находки археологов доказывают, что много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. В прибрежных зарослях леса люди охотились, а в реке ловили рыбу. Река соединяла друзей и защищала от врагов, разделяя племена и государства. Уже в те далекие времена по реке передвигались разные племена на грубых, выдолбленных или выжженных из древесных стволов челнах.

Учитель: Предлагаю поработать с текстом, который составлен на основе энциклопедических данных и постараться узнать о нашей родной реке новое.

Посыльные получают для работы в группе текст, задание, бланк ответа. Группе предлагается за 3 минуты ознакомиться с текстом, найти ответ на вопрос, заполнить бланк ответа, обсудить форму отчета группы, по истечении времени – прикрепить бланк ответа на доску.

Работа в группах (Приложение 2)

Учитель: Волга подверглась большим техническим преобразованиям. Сегодня это река - труженица. Волжская вода вращает турбины мощных гидроэлектростанций, орошает земли, идет на промышленные предприятия городов и сел Поволжья. По ней перевозится сотни тонн грузов.

Динамическая пауза (фонограмма: звук бурлящей реки...)

Учитель: Ребята, как образуется большая река? ( Из ручейков.)

Попробуйте смоделировать как при сливании маленьких ручейков и речушек получает большая полноводная говорливая река.

(Дети “ручейками” хаотично движутся по классу, постепенно объединяются в одну колонну и “текут”. Как одна полноводная река. По команде учителя занимают свои места)

Учитель: Прислушайтесь к журчанию реки, может ей тоже нужны наши заботливые руки? (Приложение 3)

Учитель: Перечислите возможные источники загрязнения реки.

Предполагаемые ответы детей:

- сточные воды заводов, фабрик, городов,

- свалки мусора по берегам реки отравляют водоем,

- оставленный мусор на берегу после отдыха,

- утечка горюче-смазочных материалов.

- мытье машин вблизи рек...

Учитель: Если не принимать срочных мер, умрет водоём, умрёт целый мир существ, обитающих в нём и подле него...

- Сформулируй четко свое отношение к происходящему, начиная ответ со слов

Для сохранения чистоты водоёмов люди должны

Предполагаемые ответы детей:

  • построить очистные сооружения на фабриках и заводах;
  • загрязнённую воду очищать и снова использовать на производстве.

или

Для сохранения чистоты водоёмов люди не должны

Предполагаемые ответы детей:

  • мусорить у водоём во время отдыха;
  • превращать берег реки в свалку мусора;
  • мыть машины на берегу рек.

Учитель: В последние годы правительством страны, администрацией городов и поселков ведется строгий контроль за работой промышленных предприятий, и сброс вредных, неочищенных веществ в Волгу не допускается.

На высоком технологическом уровне строятся такие очистные сооружения, которые позволяют очистить загрязнённую воду и снова использовать на производстве. Все это позволило приостановить загрязнение реки Волги. Но без активного участия местного населения, включая молодежь, с проблемой загрязнения и захламления Волги не справиться! Хочется обратиться к каждому человеку:

Не загрязняйте водоемы!

Учитель: Мы, жители Волгограда, встречаемся с водой каждый день. У нас есть возможность пользоваться ванной, душем, водопроводом — это великое благо. В быту мы часто неразумно расходуем воду (Приложение 4).

Итоги исследования: “Правильно ли мы расходуем воду”.

Детям ранее было предложено найти примеры неэкономного расхода воды в быту и предложить свои методы экономии воды. 

Учитель: Хотелось бы услышать от вас конкретные предложения по экономному использованию воды в домашних условиях, как надо поступать, чтоб вода не расходовалась впустую?

Предполагаемые ответы детей:

Экономно расходовать воду – это значит: 

  • расходовать воду разумно;
  • не умываться под сильной струёй воды;
  • не оставлять кран открытым без надобности;
  • следить за исправностью водопроводных кранов;
  • своевременно устранять протечку в сливном бочке;
  • максимально загружать стиральную и посудомоечную машины;
  • при обычном мытье посуды затыкать сливное отверстие;
  • при приеме душа отключать воду во время намыливания;
  • закрывать воду во время чистки зубов;
  • принимать душ, а не ванну;
  • не держи постоянно открытую воду при приготовлении пищи.

Учитель: Хочется обратиться к каждому жителю нашего города: Берегите воду! Даже если каждый из нас будет соблюдать хотя бы одно из предложенных правил, мы внесем заметный вклад в охрану нашей реки Волги, а значит и всех водных запасов планеты.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Пришло время подводить итог нашего совместного часа экологического общения. Какое новое знание вы открыли?

Ученики-капельки:

- Мы узнали, что нашей реке Волге, как и всем водным ресурсам планеты Земля угрожает две беды: загрязнение вод и неразумное, неэкономное их использование.

Учитель: Какой ответ дадите на главный вопрос урока?

Ученики-капельки:

- Мы, ученики, осознали, что правила экономного использования воды нужно выполнять уже сейчас, и начинать надо с себя, со своей семьи, со школы.

Учитель: Что будем делать, какие практические шаги, действия предпримем в задуманном направлении?

Ученики-капельки:

- нужно рассказать ученикам других классов нашей гимназии о том, как можно экономно использовать воду в домашних условиях, как надо поступать, чтоб вода не расходовалась впустую?

- можно нарисовать условный знак, который будет напоминать о том, что кран необходимо закрыть и прикрепить у рукомойников в нашем буфете, в туалетах.

- такой знак можно прикрепить дома, на кухне;

- останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу.

Учитель: Какой условный знак можно установили на берегу реки?

Учитель: Очень хочется донести наши разумные мысли до всего человечества. Давайте построим “Радуга пожеланий” (Приложение 5).

(Посыльные получают карточки 7 цветов радуги, команда составляет фразу и крепит ее на доске в форме радуги. Работа сопровождается звучанием песни “Радуга желаний”.)

Учитель: Где б мы не жили, в деревне или городе, нас объединяет то, что мы живем на одной планете, где все так тесно связано друг с другом, что проблемы на одном краю земли могут вызвать проблемы на другом. Мы дышим одним воздухом, у нас один общий запас воды. Мы живем в одном общем доме, и этот дом – наша планета Земля. Берегите ее!

Так какую планету выбираешь ты? Расскажи о своем выборе, прикрепи свою капельку.

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8