Цель: познакомить детей с красотой зимнего пейзажа.
Задачи:
1. Образовательные: формирование понятия о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; совершенствование различных техник изобразительного искусства;
2. Воспитательные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего, любви к природе;
3. Развивающие: развитие эстетического вкуса, творческого воображения, развитие умений находить правильное композиционное решение при заполнении пространства, а также коммуникативных навыков при работе в группах, развитие познавательного интереса к предмету.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний;
Форма урока: урок-творчества
Методы работы:
- Объяснительно-иллюстративный (изложение учебного материала);
- Формирования познавательного интереса;
- Наглядный.
Оборудование, зрительный ряд: мультимедийный проектор, слайды с изображением картин знаменитых художников; музыка: записи музыкальных произведений на тему “Зима”.
Материалы: тонированная бумага, трафареты, скребок, гуашь, кисти, салфетки, бумага с подготовленной основой, зубные щетки, расчески, стаканчик для воды.
Задание: нарисовать пейзаж, используя различный техники и средства изображения (на подготовленной основе, на листе тонированной бумаги, с помощью трафарета)
Структура урока
№ | Этапы урока | Деятельность уч-ся | Время |
1 | Организационный момент | Знакомство | 1 |
2 | Вступительная беседа | с помощью слайдовой презентации
выявляются знания учащихся. Указываются особенности пейзажа |
15 |
3 | Физкультминутка | Выполнение физ.упражнений | 1-2 |
4 | Творческое задание | Выполнение задания | 20 |
5 | Итог урока | Выставка работ | 2 |
6 | Рефлексия | Оценка работы на уроке | 2 |
7 | Уборка рабочих мест | Уборка | 1 |
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада всех видеть на моем уроке. И надеюсь на наше тесное и творческое сотрудничество.
2. Вступительная беседа.
- Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.
- Ребята, сейчас вашему вниманию я представлю несколько картин. (слайды с картинами)
- Какой из жанров изобразительного искусства вы увидели сейчас? (пейзаж).
- А что такое пейзаж? (изображение природы).
- А какие пейзажи бывают по жанрам? (индустриальный, сельский, городской, морской). (показ слайдов)
- А как называется художник, который пишет море? (маринист).
- Ребята, а давайте вспомним с вами известных русских художников-пейзажистов. (слайды с художниками Шишкин, Айвазовский, Паленов )
- Какими средствами художник раскрыл перед нами красоту природы? (с помощью колорита). (Слайд с зимним пейзажем)
- А что такое колорит? ( гармоничное сочетание цветов и оттенков)
- А сейчас мы с вами внимательно посмотрим на следующую картину, на которой изображен зимний пейзаж. (Слайд с картиной)
- Какое настроение художник передал вот в этой работе? (спокойствие).
- Какими оттенками художник передал настроение спокойствия ? (Розовый, нежно-голубой)
- Скажите, а оттенок снега в разное время суток разный? (да, утром розовый, вечером сиреневый и т.д)
- А теперь посмотрите внимательно на следующую картину (слайд), какое настроение художник передал в этой картине? (волнение)
- Какими оттенками художник передал волнение? (Более темными – темно-синий и т.д.)
- А сейчас ребята для вас прозвучит музыка, попробуйте почувствовать настроение музыки. (Отрывок Г. Свиридова)
- Какое настроение передал композитор? (спокойствие)
- А сейчас прочувствуйте настроение следующего музыкального отрывка. (отрывок Мусоргского)
- изменилось ли настроение музыки?
- Какое настроение передает музыка? (волнение, тревогу)
Ребята, скажите, а можно ли провести параллель между музыкальными отрывками и нашими картинами? (да) Обоснуйте ответ.
- а сейчас мы вернемся к нашим пейзажам и прослушаем их. Можно сказать что наши пейзажи зазвучали? При помощи чего? (музыки и настроения).
- Ребята, а ведь еще и поэты воспевали русскую зиму в стихах. Кто сможет вспомнить несколько строк? (дети рассказывают стихи)
- Ребята в стихотворении можно проследить развитие сюжета, а в живописи - развитие пейзажа. Посмотрим, как развивался пейзаж. Мы вместе с вами вспоминаем построение пейзажа. (Слайды) (положение линии горизонта в пейзаже, законы воздушной перспективы, ближние предметы четче, ярче и т.д.)
3. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше
4. Творческое задание
- А сейчас у нас творческое задание
Посмотрим, насколько вы вдохновились на творчество, просмотрев зимние пейзажи, прослушав музыку и стихи о зиме. Сегодня вы будете выполнять зимний пейзаж, используя различные техники и средства изображения. Мне бы очень хотелось чтобы композиционным центром ваших работ ( на переднем плане) было зимнее дерево:
1. В технике “Граттаж”
2. В технике “Тампонирование” на тонированной бумаге
3. В технике “Набрызг”
Знакомы ли вам данные техники? (объяснение выполнения работ)
5. Итог урока. Предлагаю посмотреть выставку с вашими работами.
– Молодцы! Вы все сегодня справились с работой. Очень красивые получились работы.
6. Рефлексия. Близится к концу наш урок.
- Ребята скажите, чем отличается художник от обычного человека? Особенность творчества художника состоит в том, что он острее, глубже, ярче других, видит то, что его окружает. Талант художника состоит в умении передавать чувство природы, красоты тонко улавливать настроение окружающего нас мира. Мир природы удивителен, неповторим, он полон красоты, тайн, загадок, но эта красота открывается не всем, а лишь тем, кто внимательно наблюдает, всматривается в нее. А вы ребята именно такие. Поэты, музыканты художники и вы ребята помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок. Зима в самом разгаре, и я, надеюсь, она порадует нас зимними пейзажами, морозом.
Давайте оценим нашу работу на уроке. На доске вы видите солнечный круг, на столе лежат лучики от солнышка двух цветов, их нужно прикрепить к солнышку:
- Красного цвета, если занятие понравилось и вы получили много интересной информации;
- Жёлтого цвета, если занятие вас не заинтересовало и вы не получили никакой полезной информации
7. Домашнее задание: понаблюдать за зимней природой.
8. Уборка рабочих мест.