Задание, радующее глаз, веселящее сердце. Использование "речевых коллажей" в работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Известно, что каждый возрастной период детства имеет свои приоритеты. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

Какие показатели могут свидетельствовать о том, что речь малышей 2-4 лет развивается полноценно?

- При нормальном развитии уже в 2-2,5 года дети способны выполнять простые словесные поручения, воспринимать несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); дошкольники начинают овладевать умением понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.

- У детей 2-4 лет должна быть хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и фразы (несложные для воспроизведения и более сложные).

- К 3-3,5 годам ребенок начинает активно стремиться к речевому общению со взрослыми, выражая с помощью уже имеющегося у него и интенсивно пополняющегося словарного запаса свои впечатления, мысли, желания.

- Дети с готовностью откликаются на предложение педагога почитать им, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

Решение каких главных задач поможет обеспечить необходимый уровень речевого развития детей?

Во-первых, это интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги, по поводу специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение детям художественных текстов; пение с малышами песенок, игры с текстами и т.п.).

Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения посредством специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, игры, предметы, картинки) и тексты художественных произведений для маленьких (литературные калейдоскопы).

Но с помощью каких методов и на каком материале возможно обеспечить эффективное решение поставленных задач, если состав детей в группе неоднороден (от 2 до 4 лет) и тем более, если воспитанники, поступающие в группу, имеют особенности физического развития (ослабленное здоровье, слабая концентрация внимания, малая активность).

Мы работаем с детьми данного возраста в санаторных группах уже более 15 лет и создали серию уникальных разработок помогающих нам в работе по развитию речи. Об одной из них хотелось бы рассказать подробнее.

Для развития речи детей мы изготавливаем “речевые коллажи” крупного формата. Их особенностью является насыщенность и яркость видеоряда, сочетание крупных и мелких деталей. “Речевой коллаж” притягивает взгляд, захватывает внимание, требует длительного рассмотрения.

При работе с “речевым коллажем” мы придумываем задания для детей – найти похожие предметы; предметы противоположные по величине и форме, одинаковые по цвету; предметы, которых много; предметы, присутствующие на картинке в одном экземпляре; предметы, находящиеся за, под или над другими; и т.д. Вариантов заданий может быть огромное количество, все зависит от фантазии педагога.

Наблюдения за поведением и самочувствием детей разного возраста, пробные занятия, позволили выявить варианты объединения детей разного возраста (2-4 лет, 2-3 лет, 2,5-4 лет). Они предполагают разный характер заданий для дошкольников с разным уровнем речевого развития.

Выполнить задание непросто: прежде чем назвать то или иное слово, требуется исследовать коллаж взглядом. Это серьезная работа для зрительного анализатора и работа, тренирующая предельной концентрации внимания. Однако, дети не догадываются о том, какими серьезными задачами нагружено рассмотрение коллажа. Для них это просто интересное задание, радующее глаз, веселящее сердце.

Главное, не забывать дать ребенку почувствовать, что все его старания и усилия замечены и поддерживаются взрослыми, чтобы ребенок знал, что им довольны, что у него все получается.

Использование “речевых коллажей” в работе с воспитанниками позволило нам легко и ненавязчиво решать важнейшие для речевого развития младших дошкольников конкретные задачи.

Словарная работа. Она включает обогащение, уточнение и активизацию словаря. К трем годам в словарном запасе говорящего ребенка появляются все части речи (имена существительные, глаголы, наречия, имена прилагательные, числительные, местоимения); служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.

Помощь ребенку в овладении грамматической структурной речи (правильное употребление падежных форм имен существительных (без предлогов, со многими предлогами), форм глаголов, различение форм единственного и множественного числа имен существительных, форм настоящего и прошедшего времени глаголов).

Воспитание желания и потребности слушать, рассматривать картины, иллюстрации, рисунки в книгах. Содержание этого направления является базой в дальнейшем для подготовки детей к обучению рассказыванию.