Интеллектуально-творческая игра "Город дорожной науки"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Обучающая: в игровой форме закрепить знания детей по ПДД.
  • Развивающая: развивать творческую активность детей, логическое мышление, внимательность.
  • Воспитательная: воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания детей о соблюдении правил дорожного движения.
  • Развить навыки применения учащимися ПДД.
  • Сформировать у учащихся вывод о соблюдении правил дорожного движения на основе личных наблюдений.
  • Развить познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление.

Оборудование: плакаты с  изображением транспортных средств, карточки с вопросами, стихами и рассказами, шаблоны или плакат дорожных знаков, карандаши или авторучки, бумага, пазлы, табло для «Поля чудес», игрушечные машинки, вешки с дорожными знаками для эстафеты.

Место проведения: актовый или спортивный зал.

Участники:

  • Ведущий.
  • 2 команды учащихся (5-7 класс)
  • Жюри ( педагоги – предметники, родители, представители ГИБДД)

Ожидаемый результат:

Учащиеся

  • закрепят знания о правилах дорожного движения,
  • самостоятельно смогут применять знания по ПДД на практике,
  • сформируют вывод о необходимости соблюдения ПДД, как способе безопасного поведения на улице,
  • повысят уровень правовой культуры,
  • приобретут опыт совместной творческой деятельности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Фоном звучит музыка (песни о дороге). Учащиеся выстраиваются командами. Каждая команда имеет свое название, эмблему форму.

I. Вступительное слово ведущего

Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения» – строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в то же время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизни. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня мы покажем, что знаем эти правила. А проверят ваши знания наши уважаемый инспектор ГИБДД и жюри, состоящее из учителей нашей школы и Ваших родителей ( Представить членов жюри). А также Вас будут поддерживать Ваши друзья и одноклассники.
Я  командам желаю удачи и победы в игре.

II. Выступление инспектора ГИБДД

Перед началом игры необходимо предоставить слово инспектору ГИБДД, который может рассказать о необходимости знания и соблюдения Правил дорожного движения и о том, что многие мамы и папы — водители, а значит, обязаны знать правила. Дети — пешеходы и водители велосипедов, а значит, тоже участники дорожного движения и им также необходимо знание дорожной азбуки

III. Приветствие команд

Капитаны команд представляют свою команду (название, девиз, эмблему).

IV. Станция «Машины разные нужны, машины разные важны»

Задание: команды по очереди должны отгадать загадки о различных видах транспорта. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

1. Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасётся,
По дорогам он несётся. (Автомобиль)

2. Две пары ног на мостовой,
И две руки над головой.
Что это? (Троллейбус)

3. Наш приятель тут как тут –
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется... (трамвай)

4. Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один. (Комбайн)

5. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ: это мой ... (велосипед)

6. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Повезу вас под землёй. (Метро)

7. Мы машины нужные,
На помощь нас зови.
У нас на дверце боковой
Написано – 03. (Скорая помощь)

8. Мы машины нужные,
И если вдруг беда,
У нас на дверце боковой
Написано – 02. (Милиция)

9. Мы машины нужные,
Пожар мы победим
Если пламя вспыхнет,
Звоните – 01. (Пожарная машина)

10. Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу. (Экскаватор)

11. Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
Не лопатой, не метлой,
А железною рукой? (Снегоочиститель)

12. Однорукий великан
Поднял руку к облакам,
Занимается трудом:
Помогает строить дом.  (Подъёмный кран)

13. Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса? (Поливальная машина)

14. Конь добрый, хвост долгий,
Грива густая, башка пустая. (Поезд)

V. Станция « Говорящие знаки»

Задание: Участники команды по очереди вытаскивают карточки с написанными на них стихами о дорожных знаках. Читают стих и находят его изображение на плакате. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Если ты спешишь в пути
через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
там, где знак ... (пешеходный переход)

2. Знак висит у переезда:
Беззаботности нет места.
Тут шлагбаум не положен.
Буду очень осторожен. (Железнодорожный переезд без шлагбаума)

3. А под этим знаком ни за что на свете
Не катайтесь, дети, на велосипеде. (Движение на велосипеде запрещено)

4. Затихают все моторы,
И внимательны шофёры,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!» (Дети)

5. Чудо-конь – велосипед.
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак.
Не понять его никак! (Велосипедная дорожка)

6. Видно, строить будут дом –
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна. (Въезд запрещён)

7. Белый круг с каёмкой красной –
Значит, ехать не опасно?
Может, и висит он зря?
Что вы скажете, друзья? (Движение запрещено)

8. Форма странная у знака,
Больше нет таких, ребята!
Не квадрат он и не круг,
А машины встали вдруг. («Движение без остановки запрещено»)

VI. Станция «Паззломания»

Задание: Каждой команде вручается разрезанный на небольшие куски дорожный знак. Необходимо быстро собрать его и назвать. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

VII. Станция «Спортивная»

Задание: На трассе эстафеты ставятся вешки с дорожными знаками: объезд слева или справа, проезд без остановки запрещён, круговое движение — в конце эстафеты, а на старте — въезд запрещён. Участникам вручаются игрушечные автомобили на верёвочке, которые необходимо провести по трассе эстафеты, соблюдая правила: объехать вешку справа или слева, остановиться перед знаком, объехать последнюю вешку по круговому движению справа, а на обратном пути передать автомобиль следующему участнику перед знаком «въезд запрещён». Выполняют задание по очереди все члены команды. Чья команда справится с заданием быстрее, получает 2 балла. Проигравшая команда получает 1 балл.

VIII. Станция «Один за всех» (конкурс капитанов)

Задание: Каждому капитану по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Предшественником чего можно считать сказочный камень с надписью «Налево пойдёшь — коня потеряешь, направо пойдёшь — сам пропадёшь!» (Дорожных знаков.)
  2. В России это появилось впервые в Одессе в 1891 году и в Петербурге в 1895 году. (Автомобиль.)
  3. В 1929 году на улицах Москвы появился человек, который, стоя в определённом месте, поворачивал стрелку на круге. Что это было? (Первый светофор. Круг был трёхцветным, стрелку поворачивали на нужный сигнал светофора.)
  4. Назовите самые первые в истории дорожные знаки. («Неровная дорога», «Поворот», «Перекресток», «Пересечение с железной дорогой».)
  5. Где появился первый светофор? (В Лондоне.)
  6. Что означает слово «шофёр»? (Кочегар.)

IX. Станция «Школа Дяди Степы»

Задание: Командам предлагается прочитать  рассказ «Мы идем в турпоход». Дети должны на листах бумаги коротко написать ошибки, которые совершили герои рассказа и затем зачитать их. За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл.

МЫ ИДЁМ В ТУРПОХОД

Наш класс сегодня идёт в турпоход. Решили собраться пораньше, затемно. Я живу в посёлке, улица у нас не заасфальтирована, и я всегда хожу посередине её, там меньше луж. Чтобы не было холодно, я надел тёмный спортивный костюм и такой же рюкзак. На улице очень темно. Фонари мы давно уже все перебили. Как обычно, я шел посередине улицы, когда из-за поворота выехала на большой скорости машина, которая резко затормозила в полметре от меня. Это был грузовик дяди Саши, он вёз моего друга Колю на место сбора.
Дядя Саша сначала выругал меня, сказал, что я не забочусь о своей безопасности, а затем, усадив рядом с Колей, повёз в школу. С Колей мы сидим на одной парте и нам всегда на ней не хватает места. В кабине тоже места нам было мало. Мы начали толкаться и дотолкались до того, что дядя Саша чуть не врезался в дерево. Только после этого мы успокоились и дальше ехали без приключений. Высадив нас около школы и пожелав благополучного возвращения, дядя Саша уехал, а мы устроили догонялки на проезжей части дороги. То и дело слышался визг тормозов проезжающих автомобилей. Наши девочки с нами не бегали, а взявшись за руки, ходили взад-вперёд, занимая весь тротуар.
Наконец прибыла Людмила Ивановна — наша классная. Она построила, пересчитала нас и сказала, что все на месте, и хотя темно, мы можем двигаться. Меня с красным флажком поставили впереди, Колю — сзади колонны, чтобы на нас не наехали машины. И мы двинулись, но дошли только до первого работника ГАИ. Он остановил наше шествие и рассказал, что мы сделали неправильно и как мы должны действовать в дальнейшем.

Пока команды работают над заданием, проводится игра со зрителями — викторина «Весёлый автомобиль». Болельщикам каждой команды по очереди задаются вопросы, за правильный ответ болельщиков команды получают дополнительные баллы в свою копилку.

Вопросы для болельщиков

  1. Какая деталь автомобиля может использоваться при переправе через реку? (Мост)
  2. Какой деталью автомобиля можно пользоваться для чтения, если у вас отключили свет? (Свеча)
  3. Назовите общую деталь у автомобиля и у курицы? (Крыло)
  4. Каким запорным устройством автомобиля мы пользуемся дома? (Замок)
  5. Без какого предмета двигателя внутреннего сгорания не будут держаться брюки и юбки? (Ремень)
  6. Защитник водителя (часть автомобиля, деталь)? (Тормоз)

X. Станция «По литературным дорожкам»

Задание: Участникам предлагается ответить на вопросы по мультфильмам и сказкам, в которых упоминаются транспортные средства. Каждая команда по очереди вытаскивает любые 5 карточек. По содержанию текста на карточке, команда схематично изображает ответ.

  1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
  2. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
  3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)
  4. Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед)
  5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
  6. На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете)
  7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
  8. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)
  9. Ехали медведи на велосипеде,
    А за ними кот задом наперёд,
    А за ним комарики...
    На чём летали комарики?
    (На воздушном шарике).
  10. Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-Чанга»? (Кораблик)
  11. На чём катался Кай? (На санках)
  12. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
  13. В чём плыли по морю царица с младенцем в сказке о царе Салтане? (В бочке)
  14. На каком транспорте передвигались Бременские музыканты? (На повозке)
  15. На чём приехала Василиса Премудрая к царю во дворец? (В карете)

XI. Станция «Поле чудес»

Задание: (по правилам телевизионной игры «Поле чудес»). Право первого хода можно разыграть с помощью детской игры «Камень – ножницы – бумага»  среди капитанов.  Команда называет буквы (по одной) для того чтобы отгадать слово. Если такой буквы нет, ход переходит другой команде. Выигрывает балл та команда, которая полностью назовет правильное слово.

1) Угадай одно из первых названий велосипеда.

к

о

с

т

о

т

р

я

с

2) Как назвал свою «беговую лошадь» Карл Драиз, когда получил патент в Бадене /Германия/?

д

р

е

з

и

н

а

3) Назовите имя великого художника Возрождения, который нарисовал эскиз велосипеда.

л

е

о

н

а

р

д

о

4) Назовите фамилию изготовителя литых резиновых шин.

т

о

м

с

о

н

XII. Станция «03»

Задание: Этот конкурс посвящён знаниям и умению оказания медпомощи нуждающимся  людям при экстремальных ситуациях.

а) первое задание – Каждая команда отвечает на один вопрос

1. Если пострадавший в ДТП потерял сознание, как оказать ему первую медицинскую помощь?

) ничего не предпринимать до приезда «скорой помощи»;
б) постараться поставить его на ноги;
в) расстегнуть ворот, освободить грудь и живот от стягивающей одежды, уложить без подушки, слегка приподнять ноги, протереть лицо и шею водой, дать нашатырь.

2. Какие меры необходимо предпринять при сильном ушибе?

а) вызвать «скорую»;
б) не обращать внимания, перетерпеть;
в) наложить «холод»
б) второе задание – каждая команда показывает навыки первой медицинской помощи – рана кисти руки. (Теория – как обработать? Практика – наложить марлевую повязку)

XIII. Подведение итогов

Ведущий. Спасибо всем за участие. А теперь послушаем, что нам скажет жюри. (Жюри подводит итоги, награждает победителей.)
Инспектор ГИБДД проводит награждение победителей.

Пока жюри подводит итоги, со зрителями можно провести игру
Для игры надо подготовить 12-20 карточек размером 40×8 см.
Задание: с лицевой стороны карточек пишется слово полностью, с оборотной стороны – с пропущенными буквами. Зрители должны угадать слово, глядя на оборотную сторону.

Подбор слов для игры:

СВЕТОФОР
ВОДИТЕЛЬ
ПАССАЖИР
МОТОЦИКЛ
ВЕЛОСИПЕД
АВТОМОБИЛЬ
БЕНЗОВОЗ
ГРУЗОВИК
РАЗМЕТКА
ФАРЫ
БОРТ
ПЕШЕХОД

Пример карточки

Лицевая сторона           

С – Е – О – О –

Оборотная сторона      

СВЕТОФОР