Тип занятия: Дидактическая игра “Дорожная мозаика”.
Возраст детей: учащиеся второго класса.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, магнитофон, аудиозапись Гимна юных инспекторов движения, таблицы “Общественный транспорт и грузовые автомобили”, “Легковой автомобиль”, рисунки по теме, плакаты, сигнальные карточки, макет трамвая.
Подготовительная работа:
1. Под руководством учителя ребята готовят стихи о знаках дорожного движения.
2. Рисуют рисунки по теме “Виды транспорта”.
3. Изготавливают вместе с учителем макет трамвая (картон, цветная бумага, ножницы, клей)
Формы и методы работы
Методы: В обучении – практический, наглядный, наблюдений, словесный, частично – поисковый, объяснительный, иллюстративный, метод дидактических игр, видеометод.
Формы: рассказ, беседа, практические занятия, беседа, экскурсия, конкурсы, соревнования, игры ( дидактические, интерактивные), рисование.
Цель занятия: Познакомить учащихся с основными видами транспортных средств, движущимся по улицам и дорогам, объяснить обязанности пассажиров транспорта.
Задачи
Познавательные:
1. Повторить полученные ранее знания по теме.
2. Закрепить знания о правилах перехода улицы (дороги) при высадке из общественного транспорта.
3. Научить детей правильно обходить стоящий транспорт
4. Закрепить на практике полученные знания
Воспитательные:
1. Воспитывать внимательных и вежливых участников дорожного процесса.
2. Формировать культуру общения пассажиров в транспорте
Развивающие:
1. Развивать творческие способности учащихся, логическое и пространственное мышление, воображение. память.
2. На занятие можно пригласить сотрудника ГБДД, родителей, социального педагога.
Протяженность занятия: 45 минут.
Методические рекомендации: Из числа нарушений, совершаемых учащимися, к несчастным случаям чаще всего приводит внезапный выход на проезжую часть в обход стоящего транспорта. В большинстве случаев они происходят потому, что учащиеся не знают правил перехода улицы или дороги после высадки из общественного транспорта, либо сознательно нарушают их. В ходе занятия необходимо проанализировать эти ситуации. На занятие можно пригласить сотрудника ГБДД, родителей, социального педагога.
Планируемый результат занятия: разъяснение основных положений, терминов и понятий темы, усвоение обязанностей пешеходов и пассажиров позволит подготовить детей к осмысленному поведению на дороге, научит их быть дисциплинированными и вежливыми участниками дорожного движения.
Этапы занятия:
- Вводный. Актуализация – 5 минут
- Сообщение новых знаний - 10 минут
- Закрепление в практической деятельности – 10 минут
- Физминутка – 1 минута
- Дидактические игры - 10 минут
- Упражнения. Рефлексия – 10 минут
Ход занятия
1. Вводная часть. Звучит гимн ЮИД. Класс делится на 3 команды. Выбираются капитаны команд. Команды придумывают названия и девизы.
2. Актуализация. Учитель говорит, что дороги и улицы городов заполняют разнообразные виды транспорта : автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, и велосипеды. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью.
Учитель сообщает тему занятия и предлагает вспомнить правила дорожного движения, которые знают ребята. Командам дается задание проанализировать поведение пешеходов и выяснить, кто из них не знает дорожные правила.
слайд № 2
Далее учитель рассказывает о том, как классифицируются автомобили.
слайд №3 - №5
- К специальным автомобилям относятся автокраны, пожарные, медицинские и др.
- Грузовые автомобили предназначаются для перевозки грузов и подразделяются по грузоподъемности.
- Пассажирский транспорт включает легковые автомобили, трамваи, троллейбусы, автобусы.
- Легковые автомобили служат для перевозки пассажиров, они подразделяются по типу кузова и рабочему объему двигателя.
- Трамваи и троллейбусы относятся к городскому (общественному) электротранспорту и предназначаются для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию.
- Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на городские, пригородные и междугородние.
- Железнодорожный транспорт служит для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям с помощью локомотивов (тепловозов и электровозов).
3. Практическая часть. Разбор опасных ситуаций на дороге слайды №6 - №8
Каждая команда получает задание проанализировать ситуацию и объяснить, в чем здесь заключается опасность для пешеходов.
Ситуация первая: требуется перейти на другую сторону улицы после выхода из автобуса. Вопрос: как следует поступить?
Ответ: переходить проезжую часть после высадки из автобуса можно только по пешеходному переходу, а если его нет, то после отхода автобуса, когда дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны)
Ситуация вторая: Пассажиру нужно перевезти в троллейбусе колющий или режущий предмет. Как ему следует поступить?
Ответ: Если нужно перевезти колющий или режущий предмет, его необходимо тщательно упаковать, чтобы не травмировать других пассажиров.
Ситуация третья: В чем заключается опасность при обходе трамвая сзади?
Ответ: Водитель встречного трамвая, не видя переходящих улицу пешеходов, будет продолжать движение.
4. Команды получают задание составить памятку – плакат, проиллюстрировав свою дорожную ситуацию.
5. Физминутка.
Учитель демонстрирует дорожные знаки слайд №9 - №11, а ребята рассказывают о них в стихах и показывают движения (стихи разучиваются заранее)
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг?
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу?
Предписывающий знак: круговое движение (ребята совершают вращательные движения руками, повороты корпуса)
Знак с лопатой на пути,
Знай: работы впереди,
Ограничен там проезд –
Проезжай, шофер в объезд.
Предупреждающий знак: дорожные работы (ребята делают наклоны)
Эти знаки встали в строй
И качают головой.
Знаки дружно тут стоят,
Проходить нам не велят.
Запрещающие знаки: движение запрещено (ребята качают головой)
6. Задания командам. Команды получают карточки с дорожными знаками (карточки ребята делают заранее).
Нужно сгруппировать их по назначению на те, которые должен знать пешеход; и на те, которые должен знать водитель .
7. Учитель разъясняет учащимся правила пользования городским общественным транспортом:
- Трамвай, троллейбус, автобус, такси нужно ожидать на специально отведенной посадочной площадке (остановке, отмеченной специальным указателем)
- Выходить на проезжую часть дороги или улицы во время ожидания транспорта запрещено.
- Садиться в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства можно только после полной их остановки.
- Ни в коем случае нельзя прыгать в автомобиль, трамвай на ходу, цепляться сзади за транспорт.
- Покупка билета на право проезда является первейшей обязанностью каждого пассажира.
- В салоне запрещается шуметь, шалить и громко разговаривать.
- Следует уважать других пассажиров и выполнять все указания кондуктора или водителя.
8. Конкурс капитанов: учитель попеременно задает каждому капитану вопрос по правилам дорожного движения. Ответ производиться с помощью сигнальной карточки, где красная сторона – ответ “нет”, а зеленая – “да”.
Вопросы:
- Где нужно ожидать автобус, трамвай троллейбус? (на остановке)
- Когда можно начинать посадку в общественный транспорт? (после полной остановки транспортного средства)
- Как должны вести себя пассажиры в общественном транспорте? (нельзя шуметь, громко разговаривать, отвлекать водителя)
- Где безопаснее переходить проезжую часть после выхода из общественного транспорта? (проезжую часть можно переходить только по пешеходному перекрестку)
- В чем заключается опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (или у обочины) транспортного средства? (автомобиль, проезжающий по дороге не сможет быстро затормозить и остановиться)
- Что должен приобрести пассажир в салоне автобуса, троллейбуса, трамвая? (билет)
9. Задание командам: разгадать кроссворд слайд №11 - №12
По горизонтали:
1) Хозяин перекрестка (регулировщик)
2) Место, где останавливается общественный пассажирский транспорт для посадки и высадки пассажиров (остановка)
3) По ней идут пешеходы и едут машины (дорога)
4) Сельский населенный путь (деревня)
По вертикали:
5) Дорога для пешеходов (тротуар)
6) Крупный населенный путь (город)
7)
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд.
Между ними две лавины –
Пешеходы и машины (улица)
8)
Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут (пере ход)
10. Конкурс “Собери картинку”: собрать из отдельных частей картинку с изображением светофора.
11. Упражнения. Рефлексия.
Оборудование: плоскостной макет трамвая (изготавливается заранее на одном из интегрированных занятий)
Макет устанавливается плотно, около трамвая обозначена посадочная площадка. Участники командной игры подходят к трамваю, совершают посадку, приобретают билеты и едут. Выходят из трамвая в сторону тротуара, идут по тротуару, доходят до перекрестка (разметка делается ребятами заранее) и по пешеходному переходу проходят проезжую часть с трамвайными путями.
Выигрывает команда, которая справится со всеми заданиями быстро и правильно.
12. Итогом занятия является экскурсия по городу по теме “Транспорт моего города. Правила пешеходов”.