Урок по теме «Элементы V группы главной подгруппы»

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Задачи урока:

Образовательные:

  • Определить положение элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева
  • Познакомить учащихся с особенностями существования элементов V группы главной подгруппы в природе
  • Сравнить строение атомов данных элементов
  • Дать характеристику физическим свойствам простых веществ
  • Дать характеристику химическим свойствам галогенов.
  • Познакомить с областями применения, их роли в работе организма человека.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений учащихся на основании положения элементов в Периодической системе, определять строение атомов.
  • Продолжить формирование умений учащихся на основании электронного строения атомов предполагать химические свойства элементов и оценивать возможность изменения этих свойств.
  • Продолжить формирование умений учащихся составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.

Воспитывающие:

  • Продолжить формирование у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.

Оборудование:

  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
  • Учебник “Химия – 9” И.И Новошинский, Н.С. Новошинская
  • компьютер,
  • проектор,
  • электронная презентация урока Power Point “Элементы V группы главной подгруппы” (Презентация)

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Ход урока

I. Организационный момент

Тема урока на слайде 1.

II. Вводная часть

Мы продолжаем подробное знакомство с группами химических элементов.

Сегодня речь пойдёт об элементах, расположенных в пятой группе, главной подгруппе периодической системы. К ним относятся: азот, фосфор, мышьяк, сурьма, висмут.

(Слайд № 2).

III. Основная часть урока

1. Положение в Периодической системе. (Слайд № 3).

Элементы находятся в V группе главной подгруппе.

2. Строение атомов (Начинаем заполнение таблицы вместе с учащимися).

  • Как определить заряд ядра атома и количество энергетических уровней?
  • Как определить число электронов на внешнем энергетическом уровне?
  • Как записать электронную формулу внешнего энергетического уровня атомов галогенов?
  • Как изменяется сверху вниз радиус атомов?
  • Как изменяется электроотрицательность данных атомов и вместе с ней окислительные свойства?

Вывод: неметаллические свойства элементов вниз по группе уменьшаются.

3. Физические свойства простых веществ (Слайд № 4).

Заполняем таблицу вместе с учащимися.

Азот образует двухатомную молекулу. Остальные элементы – нет.

С чем связано характерное изменение агрегатного состояния, цвета, температур плавления и кипения?

Вывод: неметаллические свойства простых веществ вниз по группе уменьшаются.

4. Характер соединений. (Слайд № 5).

Все элементы V группы главной подгруппы образуют оксиды и гидроксиды. Формулы данных соединений записываем в таблицу, сопоставляя форму записи гидроксидов со свойствами соответствующих элементов.

Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов с увеличением атомной массы элементов?

Вывод: кислотные свойства оксидов и гидроксидов вниз по группе уменьшаются.

5. Нахождение в природе.

Беседа по содержанию слайдов.

а) азота (Слайд № 6).

б) фосфора (Слайд № 7).

в) мышьяка (Слайд № 8).

г) сурьмы (Слайд № 9).

д) висмута (Слайд № 10).

IV. Заключение

  • В чём сходство электронного строения элементов V группы главной подгруппы?
  • Какие свойства в окислительно-восстановительном плане проявляют эти элементы?
  • Какой элемент подгруппы азота наиболее химически активен?
  • Как изменяется активность вниз по группе?

Сделайте общий вывод по свойствам элементов V группы главной подгруппы и их соединений.

V. Домашнее задание

  • Учебник “Химия-9” И.И Новошинский, Н.С. Новошинская. Параграф 55, № 1 – 5.