Задачи урока:
Образовательные:
- Определить положение элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева
- Познакомить учащихся с особенностями существования элементов V группы главной подгруппы в природе
- Сравнить строение атомов данных элементов
- Дать характеристику физическим свойствам простых веществ
- Дать характеристику химическим свойствам галогенов.
- Познакомить с областями применения, их роли в работе организма человека.
Развивающие:
- Продолжить формирование умений учащихся на основании положения элементов в Периодической системе, определять строение атомов.
- Продолжить формирование умений учащихся на основании электронного строения атомов предполагать химические свойства элементов и оценивать возможность изменения этих свойств.
- Продолжить формирование умений учащихся составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.
Воспитывающие:
- Продолжить формирование у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.
Оборудование:
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
- Учебник “Химия – 9” И.И Новошинский, Н.С. Новошинская
- компьютер,
- проектор,
- электронная презентация урока Power Point “Элементы V группы главной подгруппы” (Презентация)
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Ход урока
I. Организационный момент
Тема урока на слайде 1.
II. Вводная часть
Мы продолжаем подробное знакомство с группами химических элементов.
Сегодня речь пойдёт об элементах, расположенных в пятой группе, главной подгруппе периодической системы. К ним относятся: азот, фосфор, мышьяк, сурьма, висмут.
(Слайд № 2).
III. Основная часть урока
1. Положение в Периодической системе. (Слайд № 3).
Элементы находятся в V группе главной подгруппе.
2. Строение атомов (Начинаем заполнение таблицы вместе с учащимися).
- Как определить заряд ядра атома и количество энергетических уровней?
- Как определить число электронов на внешнем энергетическом уровне?
- Как записать электронную формулу внешнего энергетического уровня атомов галогенов?
- Как изменяется сверху вниз радиус атомов?
- Как изменяется электроотрицательность данных атомов и вместе с ней окислительные свойства?
Вывод: неметаллические свойства элементов вниз по группе уменьшаются.
3. Физические свойства простых веществ (Слайд № 4).
Заполняем таблицу вместе с учащимися.
Азот образует двухатомную молекулу. Остальные элементы – нет.
С чем связано характерное изменение агрегатного состояния, цвета, температур плавления и кипения?
Вывод: неметаллические свойства простых веществ вниз по группе уменьшаются.
4. Характер соединений. (Слайд № 5).
Все элементы V группы главной подгруппы образуют оксиды и гидроксиды. Формулы данных соединений записываем в таблицу, сопоставляя форму записи гидроксидов со свойствами соответствующих элементов.
Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов с увеличением атомной массы элементов?
Вывод: кислотные свойства оксидов и гидроксидов вниз по группе уменьшаются.
5. Нахождение в природе.
Беседа по содержанию слайдов.
а) азота (Слайд № 6).
б) фосфора (Слайд № 7).
в) мышьяка (Слайд № 8).
г) сурьмы (Слайд № 9).
д) висмута (Слайд № 10).
IV. Заключение
- В чём сходство электронного строения элементов V группы главной подгруппы?
- Какие свойства в окислительно-восстановительном плане проявляют эти элементы?
- Какой элемент подгруппы азота наиболее химически активен?
- Как изменяется активность вниз по группе?
Сделайте общий вывод по свойствам элементов V группы главной подгруппы и их соединений.
V. Домашнее задание
- Учебник “Химия-9” И.И Новошинский, Н.С. Новошинская. Параграф 55, № 1 – 5.