Класс: 7
Тип урока: урок систематизации и обобщения ЗУН.
Цели урока: формирование универсальных учебных действий (УУД):
- общеучебные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формирование проблемы.
- логические: анализ; сравнение, подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; доказательство.
- познавательные: искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
Задачи: учить аргументированному ответу; формировать умения определять языковые средства и приемы построения текста; учить использовать в рассуждениях средства публицистической выразительности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент.
(мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
||
- Добрый день, ребята! На столах у вас
смайлики, выберите тот, который соответствует
вашему настроению. - Как много улыбок засветилось, спасибо! - А это мое настроение... Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! |
Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение. | Самоопределение, смыслоообразование
(Л); Целеполагание (П); планирование учебного сотрудничества (К). |
Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
||
Изображение: бусы. -Я сегодня принесла символ нашего урока - бусы. Что он означает? - Как вы думаете? Сделайте вывод. Изображение: земляника - Что вы видите на рисунке? Опишите. Просмотр мультипликационного фрагмента. - Что вы увидели? Расскажите. Изображение: задумавшийся мальчик. - Как вы думаете о чем он думает? А кем хотите стать вы и почему? - Как думаете, какова тема урока? (если детям сложно, можно помочь вопросами: что объединяет тексты, которые мы составили?) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? |
Дают ответ (сплочение, соединение всех
деталей вместе, тождество с текстом). Описывают. Рассказывают. Рассуждают о выборе профессии. Формулируют тему урока (Типы текста). Формулируют цель (повторить ЗУН по теме: Типы текста) Ставят задачу (научиться составлять текст типа-рассуждение) |
Анализ объектов с целью выделения
признаков; подведение под понятие; целеполагание
(П) Выполнение пробного учебного действия;фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К) |
Обобщение и систематизация
знаний. Цель этапа: обеспечение восприятия, обобщения и систематизации знаний по теме. |
||
- С его же начать повторение? Давайте для
начала выполним следующие задания. Верные и неверные утверждения. 1. Повествовать – значит рассказывать о том, что произошло. 2. В повествовании изображаются предметы, люди, животные, природа и др. 3. В повествовании говорится о действиях и событиях. 4. К тексту-описанию можно задать вопрос КАКОЙ? 5. К тексту-рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ? 6. Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке. Уберите лишнее. Описание: одновременные признаки действия, аргументы, доводы. Рассуждение: несколько фото, мир в движении, мысли о мире, а не сам мир. Повествование: типичная композиция: вступление, завязка, развитие действия, оценка действительности. Таблица-вывод: Описание – имя прилагательное, глагол, один снимок. Повествование – глагол, что произошло, серия снимков. Рассуждение – тезис, доказательство, вывод, почему. |
Работа с раздаточным материалом
Делают выводы. Взаимопроверка. Вывод. Записи в тетрадях. |
Поиск и выделение информации; синтез
как составление целого из частей; подведение под
понятие; самостоятельное создание способа
решения проблемы поискового характера (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К). |
Применение знаний и умений в
новой ситуации. Цель этапа: проговаривание и закрепление материала; выявить пробелы изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. |
||
- Я предлагаю вам поразмыслить над
словом СЧАСТЬЕ. - Что это такое? - Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? (Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них при помощи магнитов выстраивается радуга). - Найдите значение этого слова в словаре Ожегова Согласны ли вы с этим толкованием? Счастье: 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача. |
Пишут ассоциации, читают, объясняют
почему и закрепляют на доске в виде радуги. Работа со словарем. Обсуждение. |
Анализ объектов с целью выделения
признаков и синтез составления целого из частей;
подведение под понятие; выдвижение гипотез и их
обоснование (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений (К). Оценивание усваемого содержания (Л). Контроль, коррекция, оценка (Р). |
Физкультминутка. Цель этапа: создание непринужденной атмосферы в классе, создание в группе единства, которое легко возникает во время совместной физической деятельности ее участников. |
||
- Встаньте, подтянитесь. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал. Этот ритуал поможет нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего мозга. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 см от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда, от одного уха к другому... Делайте это в одном ритме. Готовы? Раз-два, раз-два! Влево-вправо, влево-вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может теперь гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям. | Выполняют. | |
Применение ЗУН в новой ситуации (продолжение) | ||
- Теперь мы с вами познакомимся с
текстом, с которым будем работать. (В/Ч текста) Радуга. В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор. Больше всего я любил, да и сейчас люблю радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руки, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская позиция). Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать. С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день... Яркий солнечный день вмиг потускнел... раздался гром...дождь начал капать крупными каплями... Ливень продолжался недолго... И вот вновь блеснуло солнце... Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал! Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал. В.Бахмутов - О чем этот текст? Что такое счастье для героя рассказа? Почему рассказ называется “Радуга”? Что общего у радуги и счастья? - Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь, нам необходимо установить проблему, которую затрагивает автор. - Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который ... Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования). - Над какими вопросами размышляет автор? (В.Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми? В чем секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым?) - А что для вас счастье? - С каким образом принято ассоциировать счастье? (птица). Действительно, “счастье, что оно, словно птица – упустишь и не поймаешь...” Надеюсь, что вы никогда не упустите свое счастье. Мы сегодня узнали о многих секретах счастья. А у каждого из вас – свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы напишите в своих секретах. Синяя птица поможет вам узнать еще один секрет счастья. - А вот вам мой секрет счастья: Это зря говорится, |
Выразительное чтение.
Дают ответы.
Работа с термином.
Рассуждают Дают ответы. Вырезают свою птицу удачи, пишут рецепт счастья и дарят однокласснику. |
|
Итог урока. (рефлексия
деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
||
- Мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке. Если вам понравилось работать на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поднимите красный символ, если у вас есть какая-то неудовлетворенность, - синий, и если вы с нетерпением ждали, когда же кончится урок, и вы всем недовольны – желтый. | Анализируют работу на уроке через самооценку. | Рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности (П) Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
Домашнее задание. Цель этапа. Закрепление материала, применение, полученных ЗУН на практике. |
||
- Я предлагаю вам стать журналистами и написать статью о ..., тип вашего текста выберите сами. |