План-конспект урока русского языка в 7-м классе "Типы текста"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (921 кБ)


Класс: 7

Тип урока: урок систематизации и обобщения ЗУН.

Цели урока: формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • общеучебные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формирование проблемы.
  • логические: анализ; сравнение, подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; доказательство.
  • познавательные: искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.

Задачи: учить аргументированному ответу; формировать умения определять языковые средства и приемы построения текста; учить использовать в рассуждениях средства публицистической выразительности.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент. (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось, спасибо!

- А это мое настроение... Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение. Самоопределение, смыслоообразование (Л);

Целеполагание (П); планирование учебного сотрудничества (К).

Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Изображение: бусы.

-Я сегодня принесла символ нашего урока - бусы. Что он означает?

- Как вы думаете? Сделайте вывод.

Изображение: земляника

- Что вы видите на рисунке? Опишите.

Просмотр мультипликационного фрагмента.

- Что вы увидели? Расскажите.

Изображение: задумавшийся мальчик.

- Как вы думаете о чем он думает? А кем хотите стать вы и почему?

- Как думаете, какова тема урока? (если детям сложно, можно помочь вопросами: что объединяет тексты, которые мы составили?)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

Дают ответ (сплочение, соединение всех деталей вместе, тождество с текстом).

Описывают.

Рассказывают.

Рассуждают о выборе профессии.

Формулируют тему урока (Типы текста).

Формулируют цель (повторить ЗУН по теме: Типы текста)

Ставят задачу (научиться составлять текст типа-рассуждение)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия;фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К)

Обобщение и систематизация знаний.

Цель этапа: обеспечение восприятия, обобщения и систематизации знаний по теме.

- С его же начать повторение? Давайте для начала выполним следующие задания.

Верные и неверные утверждения.

1. Повествовать – значит рассказывать о том, что произошло.

2. В повествовании изображаются предметы, люди, животные, природа и др.

3. В повествовании говорится о действиях и событиях.

4. К тексту-описанию можно задать вопрос КАКОЙ?

5. К тексту-рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ?

6. Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.

Уберите лишнее.

Описание: одновременные признаки действия, аргументы, доводы.

Рассуждение: несколько фото, мир в движении, мысли о мире, а не сам мир.

Повествование: типичная композиция: вступление, завязка, развитие действия, оценка действительности.

Таблица-вывод:

Описание – имя прилагательное, глагол, один снимок.

Повествование – глагол, что произошло, серия снимков.

Рассуждение – тезис, доказательство, вывод, почему.

Работа с раздаточным материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы.

Взаимопроверка. Вывод.

Записи в тетрадях.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П).

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К).

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель этапа: проговаривание и закрепление материала; выявить пробелы изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

- Я предлагаю вам поразмыслить над словом СЧАСТЬЕ.

- Что это такое?

- Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? (Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них при помощи магнитов выстраивается радуга).

- Найдите значение этого слова в словаре Ожегова Согласны ли вы с этим толкованием?

Счастье:

1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

2. Успех, удача.

Пишут ассоциации, читают, объясняют почему и закрепляют на доске в виде радуги.

Работа со словарем.

Обсуждение.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений (К).

Оценивание усваемого содержания (Л).

Контроль, коррекция, оценка (Р).

Физкультминутка.

Цель этапа: создание непринужденной атмосферы в классе, создание в группе единства, которое легко возникает во время совместной физической деятельности ее участников.

- Встаньте, подтянитесь. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал. Этот ритуал поможет нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего мозга. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 см от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда, от одного уха к другому... Делайте это в одном ритме. Готовы? Раз-два, раз-два! Влево-вправо, влево-вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может теперь гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям. Выполняют.  
Применение ЗУН в новой ситуации (продолжение)
- Теперь мы с вами познакомимся с текстом, с которым будем работать. (В/Ч текста)

Радуга.

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руки, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская позиция). Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день... Яркий солнечный день вмиг потускнел... раздался гром...дождь начал капать крупными каплями... Ливень продолжался недолго...

И вот вновь блеснуло солнце... Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

В.Бахмутов

- О чем этот текст? Что такое счастье для героя рассказа? Почему рассказ называется “Радуга”? Что общего у радуги и счастья?

- Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь, нам необходимо установить проблему, которую затрагивает автор.

- Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который ... Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования).

- Над какими вопросами размышляет автор?

(В.Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми? В чем секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым?)

- А что для вас счастье?

- С каким образом принято ассоциировать счастье? (птица). Действительно, “счастье, что оно, словно птица – упустишь и не поймаешь...” Надеюсь, что вы никогда не упустите свое счастье. Мы сегодня узнали о многих секретах счастья. А у каждого из вас – свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы напишите в своих секретах. Синяя птица поможет вам узнать еще один секрет счастья.

Приложение.

- А вот вам мой секрет счастья:

Это зря говорится,
Что надо счастливым родиться,
Нужно только,
Чтоб сердце,
Не устало над счастьем трудиться...

 

 

 

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают ответы.

 

 

 

Работа с термином.

 

 

 

Рассуждают

Дают ответы.

Вырезают свою птицу удачи, пишут рецепт счастья и дарят однокласснику.

 
Итог урока. (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке. Если вам понравилось работать на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поднимите красный символ, если у вас есть какая-то неудовлетворенность, - синий, и если вы с нетерпением ждали, когда же кончится урок, и вы всем недовольны – желтый. Анализируют работу на уроке через самооценку. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Домашнее задание.

Цель этапа. Закрепление материала, применение, полученных ЗУН на практике.

- Я предлагаю вам стать журналистами и написать статью о ..., тип вашего текста выберите сами.