ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования “Резное дерево” разработана в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для учащихся 4-11 классов. Основное направление программы – русская народная и современная резьба по дереву.
Резьба по дереву является ремеслом с богатой историей и культурной традицией. В курсе технологии изучению резьбы по дереву отведено незначительное количество часов, за которое можно научить учеников выполнять лишь отдельные элементы и простые изделия. Изготовление более сложных предметов требует значительных затрат времени и дополнительной работы над техникой резьбы по дереву у обучающихся.
Резьба по дереву развивает творческий потенциал ребенка, мелкую моторику рук, мышечную силу. Дерево – наиболее дешевый, легкодоступный и экологически чистый материал, который хорошо поддается обработке и отделке. Резные изделия пользуются спросом на современном рынке, являются хорошим подарком.
Цели программы:
- воспитание бережного отношения к культурным ценностям и наследию русского народа;
- воспитание чувства патриотизма у обучающихся через изучение исторических аспектов развития русского художественного ремесла;
- формирование навыка работы с деревом в традиционных техниках.
Задачи программы:
- создание условий для творческого развития личности ребенка;
- обучение работе с деревом в традиционных техниках резьбы по дереву;
- обучение копированию и самостоятельному выполнению резных изделий русской народной традиции;
- получение обучающимися знаний о культурном наследии и ценностях русского народа и Тверской области;
- создание условий для самовыражения и самоактуализации обучающихся;
- развитие творческого подхода к своей работе у обучающихся.
Программа дополнительного образования “Резное дерево” рассчитана на 3 года обучения (по 4 часа в неделю). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Основное время уделяется практической работе, разработке и воплощению индивидуальных творческих проектов обучающихся. Программа предназначена для учащихся 4-11 классов.
Отличительной особенностью и новизной программы “Резное дерево” является изготовление изделий русской народной культуры, характерных для Твери и Тверской области, воссоздание изделий по оригинальной, в том числе этнографической и археологической литературе.
В содержание программы вошли разделы, посвященные как русской народной резьбе по дереву, так и современным направлениям резьбы, выбору материала и правильной организации рабочего места резчика по дереву (см. Приложение 1 и Приложение 2). Учащиеся знакомятся с творчеством резчиков Тверского региона и России, посещают тематические выставки и музеи.
К концу каждого учебного года учащиеся представляют результаты своих работ на школьной интерактивной выставке, что является своеобразным итогом обучения в объединении дополнительного образования и оценки развития навыков обучающихся. Данные работы могут выставляться также на городских и областных выставках, участвовать во всероссийских конкурсах.
Реализация программы дополнительного образования “Резное дерево” обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- проявление познавательной деятельности и активности в области резьбы по дереву;
- самооценка творческих и физических способностей;
- знакомство с культурным наследием и ценностями русского народа и Тверского края;
- развитие трудолюбия и аккуратности в трудовой и творческой деятельности;
- самовыражение через творческую деятельность;
- бережное отношение к природным ресурсам нашей Родины.
Предметные результаты:
- владение навыками заточки и заправки инструмента;
- проектирование орнаментов и эскизов изделий;
- планирование технологического процесса;
- выполнение стандартных технологических операций в деревообработке;
- проектирование и изготовление заготовок для резьбы из древесины;
- соблюдение правил и техники безопасности;
- освоение традиционных техник резьбы по дереву;
- развитие моторики и координации движения рук при работе с инструментом и материалом;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- стремление к экономичности и бережливости при использовании природных материалов;
- освоение методов отделки древесины;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- подбор инструментов и материала с учетом характера изготавливаемого изделия и технологических особенностей исполнения;
- организация рабочего места с учетом правил техники безопасности;
- публичная защита проекта, изделия.
Метапредметные результаты:
- планирование трудовой и творческой деятельности;
- выбор для решения познавательно-трудовых и творческих задач различных источников информации, выделение основного материала и его использование в своей деятельности;
- поиск вариантов и выбор оптимальных решений поставленных творческих и технологических задач;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического решения;
- поиск новых решений возникшей технологической проблемы;
- контроль промежуточных и конечного результата деятельности для выявления допущенных ошибок и поиска способов их устранения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Организационное собрание
Беседа с учащимися о целях и задачах занятий в объединении дополнительного образования. Беседа с учащимися о правилах поведения, внешнем виде воспитанников.
Выбор инструмента, его заточка и заправка.
Теоретическая часть:
Обзор современного рынка инструмента для резьбы по дереву. Фирменный и мастеровой инструмент. Виды заточки инструмента для резьбы по дереву. Правила заточки и заправки инструмента.
Практическая часть:
Заточка и заправка ножей-косяков, богородского ножа, ножей для объемной резьбы и различных стамесок.
Организация рабочего места резчика по дереву. Техника безопасности при резьбе по дереву.
Теоретическая часть:
Правила организации рабочего места резчика. Выбор рабочего стола, правила освещения рабочей области и заготовки. Приспособления для облегчения работы и повышения безопасности резьбы по дереву. Техника безопасности при работе ножом-косяком, богородским ножом, ножами для объемной резьбы, ручными и силовыми стамесками. Правила оказания первой помощи при порезах и травмах, состав аптечки резчика по дереву.
Практическая часть:
Организация своего рабочего места в учебном кабинете. Безопасная постановка рук с различным инструментом.
Выбор материала для работы. Свойства древесины.
Теоретическая часть:
Основные свойства древесины. Классификация и особенности обработки древесины в зависимости от степени твердости. Области применения различных пород в резьбе по дереву. Заготовка древесины. Виды сушки древесины. Пороки древесных пород. Варианты использования материала с пороками.
Практическая часть:
Заготовка и подготовка древесины к просушке. Определение пороков древесины. Определение твердости различных древесных пород.
Простейшие приемы деревообработки.
Теоретическая часть:
Техника безопасности при работе со столярным инструментом. Основные операции: пиление, строгание, склеивание, соединение в шип. Разметка материала и заготовок. Сборка простейших квадратных и прямоугольных заготовок для резьбы. Виды и способы отделки древесины.
Практическая часть:
Выполнение основных операций: пиление, строгание, склеивание, соединение в шип. Разметка материала и заготовок. Сборка простейших квадратных и прямоугольных заготовок для резьбы. Отделка древесины.
Контурная резьба по дереву.
Теоретическая часть:
Техника выполнения контурной резьбы. Орнаменты и построение композиций контурной резьбы.
Практическая часть:
Изготовление изделий с орнаментами контурной резьбы.
Геометрическая резьба по дереву.
Теоретическая часть:
Основы построения, символика и значение геометрических орнаментов. Выполнение базовых элементов геометрического орнамента.
Практическая часть:
Построение орнаментов. Разметка заготовки и выполнение базовых элементов геометрической резьбы.
Организация школьной выставки.
Теоретическая часть:
Правила оформления творческого проекта. Пояснительная записка к творческому проекту. Оформление экспозиционных карточек экспонатов для школьной выставки работ.
Практическая часть:
Проведение школьной выставки работ. Рассказ учащихся о процессе изготовления экспонатов.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Геометрическая резьба по дереву.
Теоретическая часть:
Геометрическая композиция. Восстановление эскиза по виду готового изделия.
Практическая часть:
Изготовление предметов с геометрической резьбой (кухонная лопатка, разделочная доска, прялка и др.).
Абрамцево-кудринская резьба
Теоретическая часть:
История появления и развития абрамцево-кудринской резьбы. Основы построения орнамента и композиции. Особенности техники выполнения абрамцево-кудринской резьбы.
Практическая часть:
Составление композиций и изготовление изделий в технике абрамцево-кудринской резьбы.
Организация школьной выставки.
Практическая часть:
Проведение школьной выставки работ. Рассказ учащихся о процессе изготовления экспонатов.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Прорезная резьба по дереву
Теоретическая часть:
Прорезная резьба в русской народной культуре. Наличники и элементы декора деревянных домов, их символика и значение. Типология орнаментов. Техника выполнения прорезной резьбы.
Практическая часть:
Изготовление наличников и элементов декора деревянного дома.
Основы объемной резьбы
Теоретическая часть:
Объемная резьба в русской народной культуре. Деревянная посуда. Особенности работы с древесиной при изготовлении объемных изделий. Инструмент для объемной резьбы.
Практическая часть:
Изготовление деревянной посуды (ложка, вилка, питьевой ковш “Тверской конюх” и др.), русской народной игрушки и других изделий.
Организация школьной выставки.
Практическая часть:
Проведение школьной выставки работ. Рассказ учащихся о процессе изготовления экспонатов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь
- производить заточку и заправку инструмента;
- определять степень пригодности инструмента для работы;
- осуществлять выбор заготовки для работы;
- различать между собой различные породы древесины;
- владеть простейшими приемами деревообработки;
- самостоятельно осуществлять сборку и разметку заготовок;
- изображать композиции контурной резьбы, подбирать рисунки и переносить их на заготовки;
- владеть техникой контурной резьбы;
- строить геометрические композиции;
- владеть техникой геометрической резьбы;
- оформлять текстовую часть работ по правилам оформления творческого проекта.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь
- строить геометрические композиции;
- восстанавливать эскиз по виду готового изделия с геометрической резьбой;
- изготавливать изделия с геометрической резьбы;
- изображать композиции абрамцево-кудринской резьбы и переносить их на заготовки;
- владеть техникой абрамцево-кудринской резьбы;
- изготавливать изделия с абрамцево-кудринской резьбой.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь
- проектировать и переносить на заготовки орнаменты прорезной резьбы;
- владеть техникой прорезной резьбы;
- изготавливать элементы наличников и декора деревянного дома;
- владеть основами объемной резьбы;
- изготавливать деревянную посуду (ложка, миска, питьевые ковши и пр.), русскую народную игрушку и другие изделия.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Отличное освоение программы. Обучающийся без труда проектирует дизайн собственных изделий, создает эскизы, правильно выбирает оптимальный инструмент и материал для выполнения каждой работы, без проблем осваивает традиционные техники резьбы по дереву, производит заточку и заправку инструмента, качественно производит отделку готовых изделий. Рабочее место организовано в соответствии с требованиями техники безопасности.
Хорошее освоение программы. Обучающийся без труда проектирует дизайн собственных изделий, создает эскизы, испытывает небольшие трудности при подборе оптимального инструмента и материала для выполнения каждой работы, имеются недостатки в освоении традиционных техник резьбы по дереву, заточке и заправке инструмента, качественно производит отделку готовых изделий. Рабочее место организовано в соответствии с требованиями техники безопасности.
Удовлетворительное освоение программы. Обучающийся испытывает затруднения при проектировании дизайна собственных изделий, создании эскизов, испытывает трудности при подборе оптимального инструмента и материала для выполнения каждой работы, имеются значительные недостатки в освоении традиционных техник резьбы по дереву, заточке и заправке инструмента, отделке готовых изделий. Рабочее место организовано в соответствии с требованиями техники безопасности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия могут проводиться в различных формах: самостоятельная творческая работа учащихся; индивидуальная практическая работа учащихся; лекция; посещение тематических выставок и музеев; организация школьных выставок работ учащихся.
Для организации занятий необходим светлый, чистый учебный кабинет, специализированный инструмент для резьбы по дереву, столярный инструмент, столярные верстаки с упорами, настольные лампы на кронштейнах, древесина различных пород, аппаратура для просмотра учебных видеофильмов и слайдов. В случае отсутствия верстаков допустимо обучение с использованием столов без лакового покрытия. Использование столов с лаковым покрытием недопустимо.
К учащимся предъявляются требования по определенной форме одежды – деловая одежда, в период практических занятий – спецодежда (фартук либо халат).
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
- Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву / А.Ф Афанасьев. – 2-е изд. испр. – М.: Моск. рабочий, 1990. – 256 с.
- Афанасьев А.Ф. Домовая резьба / А.Ф Афанасьев. – М.: Белый город, 2007. – 680 с.
- Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода / А.А. Бобринский – М.: В. Шевчук, 2011 – 264 с.
- Ильяев М. Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей, посуду, статуэтки / М. Ильяев – М.: Издательство Центрполиграф, 2013. – 345 с.
- Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли / Л.Э. Калмыкова – Тверь. Изд-во “РИФ ЛТД”, 1995. – 384 с.
- Колчин Б.А. Древняя Русь. Быт и культура / Б.А. Колчин – М. Изд-во “Наука”, 1997. – 380 с.
- Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево / Б.А. Колчин – М. Изд-во “Наука”, 1971. – 121 с.
- Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву / Н.Н. Соболев – М. Изд-во “Academia”, 1984. – 480 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Бабурова Г.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 6 / Г.А. Бабурова – М.: Издательство “Народное творчество”, 2003. – 40 с.
- Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода / А.А. Бобринский – М.: В. Шевчук, 2011 – 264 с.
- Ильяев М. Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей, посуду, статуэтки / М. Ильяев – М.: Издательство Центрполиграф, 2013. – 345 с.
- Логачева Л.А., Нилова И.В. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 1 / Л.А. Логачева, И.В. Нилова – М.: Издательство “Народное творчество”, 2002. – 40 с.
- Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба. Альбом орнаментов. Вып. 2 / А.В. Манжулин, М.В. Сафронов – М.: Издательство “Народное творчество”, 2003. – 40 с.
- Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба. Альбом орнаментов. Вып. 3 / А.В. Манжулин, М.В. Сафронов – М.: Издательство “Народное творчество”, 2004. – 40 с.
- Нилова И.В. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 4 / И.В. Нилова – М.: Издательство “Народное творчество”, 2002. – 40 с.
- Нилова И.В. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 7 / И.В. Нилова – М.: Издательство “Народное творчество”, 2003. – 40 с.