Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения
Не пытайтесь объяснить ребёнку то,
До чего он может додуматься сам.
Давайте возможность каждому ребёнку
Сделать свое маленькое открытие.
В своей работе «Культура умственного труда или 101 техника
учения» Рудик Георгий Алексеевич, доктор педагогических наук
говорит о том, что «Объем информации в мире постоянно возрастает и
в дальнейшем ее простое накопление ведет к перегрузке учащихся.
Поэтому задача учителя заключается не в снабжении учащегося суммой
знаний, а в вооружении инструментом, который можно использовать для
получения этих знаний самостоятельно».
Опыт реализации компетентностного подхода связан с участием в
международном проекте «Обучение без границ» (Канада, Монреаль),
который осуществлялся под руководством профессора из Канады,
доктора педагогических наук Рудик Р.А.
Первые уроки, где я применяла только элементы этого проекта, детям
понравились. Дальше я стала пробовать проводить целый урок. При
подготовке уроков используется таксономия Блума.
Таксономия учебных заданий по Блуму делится на шесть уровней
Первый уровень «ЗНАНИЯ» – имеет своей целью научение интерьезировать информацию, т.е. переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ – превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ.
Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – имеет целью научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах интерьезированную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ;
Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» – имеет целью научение применять ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»;
Четвертый уровень «АНАЛИЗ» – имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ;
Пятый уровень «СИНТЕЗ» – имеет целью научение на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ;
Шестой уровень «ОЦЕНИВАНИЕ» – имеет целью научение делать умозаключения – открывать НОВЫЕ ЗНАНИЯ на основе решения проблемы, имитирующей конкретную жизненную ситуацию. При этом учащемуся необходимо выстраивать умственную деятельность, используя ранее накопленные знания, жизненный опыт, интуицию, свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В таксономии Блума первые три уровня направлены на организацию
репродуктивной деятельности учащихся. Если урок правильно
спланирован, то все учащиеся должны справиться с ними. Выполнившие
эти задания ученики получают оценку «3».
Четвертый и пятый уровни направлены на развитие мыслительной
деятельности, т.е. это – развивающие задания.
Задания этих уровней следует проектировать так, чтобы их
выполнение позволяло учащимся с помощью элементарных мыслительных
операций открыть новые для себя знания. Эти знания не должны
содержаться в информационной составляющей урока. Выполнившие
задания этих двух уровней ученики получают оценку «4».
Шестой уровень – ОЦЕНИВАНИЕ, это пик сложности учебных
заданий. Если хотя бы один ученик не выполнит это задание, то
считается, что урок не правильно спланирован. Справившись с этим
заданием ученик получает «5».
При составлении плана урока пользуемся специальными глаголами
соответствующими определенному уровню.
Большая работа при подготовке к уроку, дает свои результаты на
уроке. Многим учащимся нравится такой вид работы. Есть свои плюсы и
минусы при проведении таких уроков.
- Формируются навыки самостоятельной учебной деятельности
- Каждый работает по способностям
- За урок каждый получает оценку
- Малый объем домашнего задания