Цель: формировать понятие о красоте как эстетической категории в жизни и в искусстве на основе сравнения личных представлений с общепринятыми понятиями.
Задачи:
- Образовательная: дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов; рассмотреть, что является мерилом красоты; расширять словарный запас учащихся.
- Развивающая: развивать ассоциативное мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу жизненных наблюдений; развивать творческие способности и рефлексии при составлении коллажа;
- Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, через анализ произведений искусства, формирование у подростков позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Оборудование: толковые словари, клей, ножницы, бумага, старые журналы.
Подготовка детей к уроку: подбор предметов или фотографий того, что они считают красивым.
Методы и формы:
- Методы:
- практический
- наглядно-иллюстративный
- словесный
- Формы:
- групповая
- коллективная
- индивидуальная
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- экран
- компьютер
- презентация
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Приветствие
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока
Запись на доске:
______________ – страшная сила.
__________ спасёт мир.
Не родись _________, а родись счастливой.
Шик, блеск, ____________ .
У: Какое же слово можно вставить?
Д: Красота
У: Какова тема сегодняшнего урока?
Д: Красота
У: Что мы узнаем о красоте сегодня на уроке?
Д: Изучить идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов; рассмотреть, что является мерилом красоты;
3. Изучение нового материала
3.1. Упражнение «Ассоциация». Аргументация ответов.
У: Что бы выяснить, что такое красота, мы с вами проведем упражнение «Ассоциация».
В течение 2 минут напишите слова, которые ассоциируются со словом «красота».
Ответы детей.
Ассоциации со словом красота (Текст сопровождается презентацией)
У: Психологи утверждают, что по первым ассоциациям человека с чем-либо можно рассказать о его характере.
Красота – это искусство – хорошо развитое воображение и развита фантазия. Мыслит образами, склонен создавать идеалы.
Красота – это внешний вид, одежда и мода. Привык оценивать людей по внешности. В голове всегда есть стандарты. Оценивает и критикует людей. В тоже время заботится о том, что о нем скажут и окружающие.
Красота – это чувства, душа характер. Гуманизм, романтик, обращает внимание на качества человека. Воспринимает мир через чувства и эмоции.
Красота – это природа. Человек визуал. Природа–это всегда гармония. Во всем предпочитает естественность и стремится к естественности.
Красота – это предметы. Рационалисты. На все смотрят с точки зрения практического применения к жизни.
У: Молодцы. Отлично. Поднимите руку те кто узнал в этих характеристиках себя? А кто узнал новое о себе?
3.2. Рассаживание по группам
– По одному возьмите карточку и садите за тот стол на котором данная иллюстрация.
3.3. Выделение идеалов красоты в разные эпохи. Работа в группах.
У: Предлагаю, вам окунутся в историю. На столе у каждой группы представлены листочки с разными эпохами (Приложение 1). Возьмите их и ответьте вопрос:
– Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Ответы детей.
– Как вы думаете, стремление к красоте может принести вред человеку? (Искажение идеалов Приложение 2)
4. Составление коллажа. Работа в группах.
– В чём вы видите красоту? (Предметы, явления, природу, животный мир, человека, искусство)
Задание для работы в группах (Приложение 3)
– Из картинок составьте коллаж по темам:
1 группа: красота предметов
2 группа: красота чувства
3 группа: красота природы
4 группа: красота одежда
5 группа: красота искусства
5. Защита проекта. Оценивание по критериям:
– чёткая, понятная речь
– содержание соответствует теме
– эстетичность выполненной работы
– подобраны удачные примеры
– сформулирована основная мысль, вывод
– умение отвечать на вопросы
6. Оценивание проектов
– Оценим работы ваши работы.
Поднимите руки те кому понравился проект 1 группы.
2 группы.
3 группы.
4 группы.
5 группы.
7. Рефлексия
– Работы получились одинаковые?
– Что объединяет все проекты?
– Какое чувство вы испытываете от красоты?
– На какие вопросы мы сегодня уже получили ответы?
8. Домашнее задание по выбору.
Сделать подбор видеоряда на тему «красота».