В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Повсеместно признано, что работа человека, сидящего за компьютером – одна из самых напряженных и утомительных. Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать ещё задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, а также при проведении занятий по предмету «Информатика и ИКТ».
Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить детей активно отдыхать во время проведения учебных предметов. Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей. Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья школьников в школе является организация и проведение физминуток в школьном режиме.
Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма школьника, повышают роль двигательной активности. Физкультминутки и паузы относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Их значимость и ценность в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку школьника к работе различного характера (учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды деятельности), повышают умственную работоспособность. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы.
Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.
Требования к организации и проведению физкультминуток.
- Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала). Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами.
- Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении.
- Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
- В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
- Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
- Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Физминутки могут сопровождаться презентацией, видеороликом, проводиться одним из учащихся, учителем. Очень полезны тематические физминутки.
Основное напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, т.к. учащийся читает не отраженные тексты, а смотрит на источник света – монитор. Мозг должен перевести изображение, искаженное кривизной поверхности экрана монитора, в изображение, понятное человеку. Это очень большая и сложная работа. Другая проблема состоит в том, что экран постоянно мерцает, а наше сознание просто не успевает это фиксировать. Следует упомянуть, что экран монитора светится с интенсивностью осветительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окружающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зрительный анализатор. Все вышеперечисленные факторы вызывают сильную усталость глазных мышц. Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером учащимся рекомендуется в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
В начале каждого урока необходимо напоминать учащимся (особенно в 5-6 классах) о правильной посадке, в течение урока следить за положением рук, спины, ног. Смена видов деятельности на уроке тоже дает положительные результаты.
Очень интересным для ребят бывает такой способ проведения отдыха: ребенок выходит к доске, и, имитируя робота, выполняет несколько несложных движений (как бы задает программу), а задача учеников повторить их. В итоге, даже выполняя физические упражнения, эмоциональность урока повышается.
Физкультминутки активизируют внимание учащихся, повышают способность к восприятию учебного материала, дают возможность учащимся «сбросить» накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний.
Примеры физкультминуток приводятся в Приложении 1.
Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!
Список используемых источников
- Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. Поурочные разработки по информатике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/04/29/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu
- http://infourok.ru/fizkultminutki-na-urokah-informatiki-i-ikt-483193.html