Цели |
Создать условия для обучения составлению «семьи слова» по аналогии с данным объектом, защите учащихся своих достижений. |
Тип урока |
Решение частных задач |
Планируемые результаты (предметные) |
Проявляют позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимают значимость хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию; подбирают слова с заданной морфемой, находят корень в однокоренных словах, подбирают однокоренные слова к заданному слову. |
Личностные результаты |
Имеют мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: осознают познавательную задачу, решают её; используют знаково-символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Корень, слова, однокоренные слова, «дерево слов»; словообразовательный словарь, морфемный словарь. |
Образовательные ресурсы |
Морфемный словарь, словообразовательный словарь, толковый словарь. |
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Осуществляемые действи |
Формируемые умения |
||
I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
Принимает рапорт командира класса... |
Командир класса сдает рапорт учителю Класс вольно! |
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II. Постановка учебной задачи. Работа с учебником (с.101) |
Сегодняшний урок русского языка мы начнем с вопроса
Великолепный ответ, Сабрина, спасибо!
– Как вы думаете, ребята, с какими понятиями будет связан наш урок?
– А чтобы убедиться, так ли это, давайте заглянем в учебник на стр. 101
– Молодцы, ребята, вы очень радуете меня своими ответами. |
Девочка берет словарь Ожегова и ищет значение слова семья.
Тема нашего урока «Проект. Семья слов»
|
Р – принимают учебную задачу, сформулирован ную вместе с учителем Приветствуют учителя. |
III. Закрепление знаний и способов действий. |
– Итак, четыре важных задачи стоят перед вами, ребята, чтобы выполнить данный проект. |
Пр. – отрабатывают умения выполнять разбор слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой. |
|
2. Создание и защита проектов |
– Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов», и в качестве эксперта, который оценивает работу товарищей. Будьте настоящими знатоками изучаемого вопроса, внимательными и доброжелательными слушателями. |
Слушают учителя, защищают свои исследовательские проекты, в отведённое учителем время комментируют представленные работы. Работая в группе, дети распределяют роли. Сначала подбирают родственные слова, (используя морфемный и толковый словари). Затем эти слова печатают и оформляют свои проекты на альбомных листах. |
К – приобретают опыт публичного выступления, оформления и представления своего исследования |
Физкультминутка |
А теперь, ребята, встали, |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физминутке |
3. Обсуждение проектов. Составление рейтинга. |
– Итак, все проекты представлены. Предлагаю высказать своё мнение о том, что понравилось, что удивило, что показалось интересным. |
Высказывают свои мнения о представленных проектах. |
К – Размышляют, высказывают своё мнение, представляют и аргументируют свою позицию, приобретают опыт ведения корректного спора |
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
– Какая задача стояла перед нами? Мы научились… |
Ответы на вопросы учителя. |
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |