Урок-проект «Семья слов». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели

Создать условия для обучения составлению «семьи слова» по аналогии с данным объектом, защите  учащихся своих достижений.

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые результаты (предметные)

Проявляют позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимают значимость хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию; подбирают слова с заданной морфемой, находят корень в однокоренных словах, подбирают однокоренные слова к заданному слову.

Личностные результаты

Имеют мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осознают познавательную задачу, решают её; используют знаково-символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.
Регулятивные: планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха (неуспеха) и способы преодоления трудностей.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; оценивают мысли, советы, предложения других людей, разные мнения; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.

Основное содержание темы, понятия и термины

Корень, слова, однокоренные слова, «дерево слов»; словообразовательный словарь, морфемный словарь.

Образовательные ресурсы

Морфемный словарь, словообразовательный словарь, толковый словарь.

ХОД  УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действи

Формируемые умения

I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Принимает рапорт командира класса...
Разрешаю! Вольно!

Командир класса сдает рапорт учителю
Класс! Встать! Смирно!
Товарищ  учитель, 3 «Б» класс к уроку русского языка готов! В классе …ученика, отсутствуют…..
Командир класса …..

Класс вольно!

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II. Постановка учебной задачи. Работа с учебником (с.101)

Сегодняшний урок русского языка мы начнем с вопроса
Что такое в вашем понимании семья ? А,  пока мы с вами беседуем на эту тему, Сабрина возьмет словарь и найдет значение этого слова. В каком словаре мы будем искать значение этого слова? (В толковом словаре). Пожалуйста, Сабрина!
Итак, что такое семья? Как вы это понимаете?
Пожалуйста, Сабрина,  что значит  слово семья?
Слушают ответ Сабрины и сопоставляют свой ответ с её ответом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великолепный ответ, Сабрина, спасибо!
– Ребята, кадетам первого отделения на этой неделе было дано  задание: подготовить инсценировку. Давайте посмотрим, как ребята подготовили её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Как вы думаете, ребята, с какими понятиями будет связан наш урок?

 

– А чтобы убедиться, так ли это, давайте заглянем в учебник на стр. 101
Кто сформулирует тему урока?
– с помощью содержания страницы составьте план: что мы будем делать на уроке.

 

 

– Молодцы, ребята, вы очень радуете меня своими ответами.

 

 

 

 

 

 

Девочка берет словарь Ожегова и ищет значение слова семья.
Дети высказываются.
Сабрина отвечает.
 Из толкового словаря Сергея  Ивановича  Ожегова я узнала, что слово семья многозначное:
Первое и прямое его значение  – группа живущих вместе близких родственников (например, многодетная семья, в семье трое детей)
второе значение (переносное)  – объединение людей, сплоченных общими интересами (например, дружная школьная семья, студенческая семья)
третье значение слова семья – группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида. Но все три значения говорят о том, что семья это что-то общее, родственное. Я думаю, что общее – это корень, откуда все берет начало и постепенно разрастается.
Кадеты первого отделения показывают инсценировку:
Встретились однажды корень дерева и корень слова.
– Здравствуй, я корень, а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу. А ты где живёшь?
– А я живу в словах.
– Ну, какой же корень может жить в словах! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастают кусты и деревья, а на них зреют вкусные ягоды и фрукты. Вот я корень так корень!
– Не хвастайся, от меня и от других корней вырастает много новых слов. А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения и назвать-то нельзя!
– Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
– Я думаю, что наш урок будет связан с такими понятиями как семья и корень, т. к. мы сейчас именно  об этом говорили.

 

Тема нашего урока «Проект. Семья слов»
Мы будем выполнять проект по теме Семья слов, в котором будем решать проблему – сколько слов можно образовать от одного корня? А для этого надо;

  1. Рассмотреть рисунок, прочитать слова
  2. Составить предложение с любым словом
  3. Определить, какие слова на рисунке подходят к предложенным схемам
  4. Нарисовать свое дерево с однокоренными словами и подготовиться представить его в классе

Р – принимают учебную задачу, сформулирован ную вместе с учителем

Приветствуют учителя.
Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных средств на столе.

III. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа по учебнику (с.101)

– Итак, четыре важных задачи стоят перед вами, ребята, чтобы выполнить данный проект.
– Пусть эта страничка для нас будет образцом при выполнении проекта. Но мы ведь с вами творческие люди, и уже знаем о том, что проект – это замысел, план, нацеленный на получение определенного результата, т. е. мы должны заранее увидеть продукт своего труда, каким он будет.
Но для того, чтобы получить какой-то результат, мы четко должны знать (представлять) цель предстоящей работы.
 Поэтому  я предлагаю вам, ребята,  проявить своё творчество по разрешению стоящей перед нами проблемой и выполнить не индивидуальный, а групповой проект.  
А какова же цель нашей работы. Подумайте хорошо и попробуйте её сформулировать, но не забывайте о том, что цель равна результату.

Пр. – отрабатывают умения выполнять разбор слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой.
Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

2. Создание и защита проектов

– Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов», и в качестве эксперта, который оценивает  работу  товарищей. Будьте настоящими знатоками изучаемого вопроса, внимательными и доброжелательными слушателями.
Каждая группа выбирает слово, из которого вырастут новые слова.
(дети работали со словами: игра, море, сад, дом). 

Слушают учителя, защищают свои исследовательские проекты, в отведённое учителем время комментируют представленные работы.  Работая в группе, дети распределяют роли. Сначала  подбирают родственные слова, (используя морфемный и толковый словари). Затем эти слова печатают и оформляют  свои проекты на альбомных листах.

К – приобретают опыт публичного выступления, оформления и представления своего исследования

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,
Ручки дружно вверх подняли,
Наши пальчики размяли,
А потом опять их сжали.
Кулачками повращали,
Головою покачали
И ногами постучали.
Отдохнули! Помолчали!
И опять работать стали!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физминутке

3. Обсуждение проектов. Составление рейтинга.

– Итак, все проекты представлены. Предлагаю высказать своё мнение о том, что понравилось, что удивило, что показалось интересным.

Высказывают свои мнения о представленных проектах.

К – Размышляют, высказывают своё мнение, представляют и аргументируют свою позицию, приобретают опыт ведения корректного спора

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

– Какая задача стояла перед нами?
– Удалось ли её решить?
– Кто справился с задачей?
– Кто испытывал затруднения? Почему?

Мы научились…
Нам было интересно…
Нам было трудно…
Нам понравилось…
Или
Самым сложным для нас сегодня было…
Самым интересным для нас  сегодня было…

Ответы на вопросы учителя.

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке