Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: сформулировать и научить при менять правило правописания суффиксов -онок-, -ёнок-.

Задачи:

1. Формировать умение находить и выделять суффикс в словах;

2. Развивать умение наблюдать за словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.

3. Воспитывать умение работать в паре, чувство товарищества, доброго отношения к животным.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:

  • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование: учебник “Русский язык”, автор Иванов С.В., карточки для работы в парах, карточка-опора (алгоритм), иллюстрации животных, сигнальные карточки, мультимедийное оборудование, презентация урока.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации урока: беседа

Используемые технологии: технология личностно ориентированного обучения

Этапы урока Ход урока
1.Организационный момент Учитель (У):

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Звуки с буквами пришли,
Детям знанья принесли.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать, рассуждать!

2.Актуализация опорных знаний У: - Что нам пригодится для успешно работы на уроке?

У: - Какую тему мы изучаем на последних уроках русского языка? (Суффикс)

У: - Проверим, что знаем о суффиксе. На экране будут появляться высказывания о суффиксе, а вы сигнальными карточками будете показывать, верные они или нет. (Слайд ):

1. Служит для образования новых слов.

2. Стоит после корня, перед окончанием.

3. Обозначается “домиком”.

4. Чтобы найти суффикс, надо выделить корень и окончание..

5. Суффикс имеет значение.

(Красный цвет – “не согласен”, зеленый – “согласен”)

У: - Дома вы учились находить суффикс в словах, проверим, как вы выполнили домашнее задание,

Уч. с.121, У.5)

(На доске слова с выделенными частями слова: лесной, травинка, листок)

У: - Как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в слове?

3. Постановка учебной задачи У: - Сегодня на уроке мы продолжим изучать часть слова – суффикс, будем учиться правильно писать новые суффиксы.

У: - Урок будет сегодня не совсем обычный. Мы отправимся в гости. А куда, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

(Слайд ):

Есть такой чудесный дом,
Много есть животных в нем.
Дарят людям радость, смех.
Этот дом известен всем. (Зоопарк)

У: - Посмотрите, в нашем зоопарке живут совсем маленькие животные. Назовите его обитателей.

(На доске картинки (фотографии) детенышей животных: котёнок, утенок, цыпленок, медвежонок, ежонок, гусенок, тигренок, бельчонок, лисенок и др.)

У: -На какие группы вы можете их разделить? (Дикие и домашние, звери и птицы)

У: - Мы сегодня на уроке откроем один секрет и узнаем, как еще можно разделить наших малышей.

У: - Кто из вас может сказать, с помощью чего образовались эти слова – названия детенышей?

У: - С помощью каких суффиксов?

4.Открытие учащимися нового знания У: - Я предлагаю вам выполнить устно работу в парах.

У вас на партах список слов. Прочитайте слова внимательно и попробуйте ответить на вопрос: в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-?

Обратите внимание на произношение звуков, которые стоят перед суффиксами.

Список слов: (Слайд)

Лисёнок

Тигрёнок

Гусёнок

Лосёнок

Телёнок

Львёнок

мышонок

волчонок

бельчонок

ежонок

скворчонок

медвежонок

У: - Какие у вас есть мнения?

У: - На какой вопрос мы должны ответить на уроке?

(Когда в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-?

У: - Какой будет тема нашего урока?

(Правописание суффиксов– онок-, – ёнок-)

У: - Чему мы должны научиться на уроке?

(Писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок-)

У: - Какие у вас есть предположения, когда в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-?

(Если корень слова оканчивается на твердый согласный или [ч], то пишется суффикс – онок-.

Если корень слова оканчивается на мягкий согласный, то -ёнок-)

У: - Где можно проверить наши предположения?

(В учебнике)

У: - Открываем учебник на с.113, читаем правило. Правильно ли мы сделали вывод?

У: - Прочитайте правило ещё раз, задайте по его содержанию вопросы друг другу.

(Дети задают вопросы друг другу по правилу)

5.Первичное закрепление У: - А вы хотите узнать, когда в словах пишется суффикс -онок-, а когда суффикс -ёнок-?

У: - Ребята рассмотрите запись на доске. Скажите, может ли вам в дальнейшем помочь этот алгоритм?

(На доске схема:

Корень оканчивается на твёрдый согласный (синий квадратик) или [ч] - -онок

Корень оканчивается на мягкий согласный (зелёный квадратик) – -ёнок-)

У: - Как будем рассуждать, используя этот алгоритм?

У: - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов -онок-, -ёнок-?

(Ответы детей:

1. Выделить корень

2. Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.

3. Если твердый согласный или [ч], то– онок-, если мягкий согласный, то –ёнок)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу У: - Будем учиться писать слова с суффиксами –онок-, -ёнок-

У: - Выполните самостоятельно задание из учебника: с. 114,У.1

(Дети самостоятельно выполняют упражнение, затем проводится самопроверка по образцу. Слова записаны на доске, суффиксы выделены.)

У: - Оцените свою работу:

Кто не допустил ошибок, ставит на полях “+”

Кто сомневался, выполняя работу – “?”

Кто допустил ошибки и считает, что ему нужно еще потренироваться – “-”.

У: - Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы, вы оказались самыми внимательными.

(Физкультминутка)

7. Включение нового знания в систему знаний. Повторение У: - А теперь поиграем, представьте, что у меня в руках мячик. Я буду его бросать и называть взрослое животное, а вы будете ловить и называть детенышей. Кто назвал – садится)

У: - На слайде написаны слова. (Слайд )

Слон, корова, страус, коза, волк, лошадь, галка, лиса, утка, кошка.

У: - Прочитайте, что объединяет эти слова.

(Это названия животных)

У: - Вам нужно записать названия:

1 колонка – детенышей диких зверей

2 колонка - детенышей птиц

3 колонка – детенышей домашних животных

У: - Проверим, как вы выполнили это задание

(Один ученик читает, остальные проверяют по тетради, оценивают свою работу и того, кто читает)

У: - Какие знания вы использовали при выполнении этого задания?

(Написание суффиксов -онок-, -ёнок-; умение образовывать новые слова при помощи суффиксов)

У: - Теперь давайте ещё раз посмотрим на наших зверят. На какие группы их можно разделить?

(Названия, в которых пишется суффикс -онок- и слова, в которых пишется суффикс -ёнок-)

8.Итог урока. Рефлексия деятельности У: - Обитатели нашего зоопарка хотят задать вам несколько вопросов:

У: - Над какой темой работали на уроке?

У: - Что нового вы узнали?

У: - Какую ставили задачу?

У: - Кто понял, от чего зависит правописание суффиксов –онок-, -ёнок-?

У: - Скажите, когда пишется – онок-, а когда -ёнок? (Слайды )

У: - Удалось ли нам решить поставленную задачу. Каким способом?

У: - Где можно применить новые знания?

Оцените свою работу на уроке:

Поднимите зеленю сигнальную карточку, если у вас на уроке всё получилось; жёлтую – если возникли небольшие затруднения, но вы с ними справились; красную – новый материал был трудным и непонятным.

У: - Я предлагаю вам выполнить домашнее задание по выбору в Т. с.56-57, У.1,2,3. (Любые два упражнения)

У: - Кого бы вы хотели поблагодарить за работу на уроке?

У: - Я и наши зверята благодарят всех вас за работу на уроке и желаем успехов в изучении русского языка!