Цель урока: сформулировать и научить при менять правило правописания суффиксов -онок-, -ёнок-.
Задачи:
1. Формировать умение находить и выделять суффикс в словах;
2. Развивать умение наблюдать за словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.
3. Воспитывать умение работать в паре, чувство товарищества, доброго отношения к животным.
Формируемые УУД:
Личностные:
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование: учебник “Русский язык”, автор Иванов С.В., карточки для работы в парах, карточка-опора (алгоритм), иллюстрации животных, сигнальные карточки, мультимедийное оборудование, презентация урока.
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации урока: беседа
Используемые технологии: технология личностно ориентированного обучения
Этапы урока | Ход урока | ||
1.Организационный момент | Учитель (У): Долгожданный дан звонок, |
||
2.Актуализация опорных знаний | У: - Что нам пригодится для успешно
работы на уроке? У: - Какую тему мы изучаем на последних уроках русского языка? (Суффикс) У: - Проверим, что знаем о суффиксе. На экране будут появляться высказывания о суффиксе, а вы сигнальными карточками будете показывать, верные они или нет. (Слайд ): 1. Служит для образования новых слов. 2. Стоит после корня, перед окончанием. 3. Обозначается “домиком”. 4. Чтобы найти суффикс, надо выделить корень и окончание.. 5. Суффикс имеет значение. (Красный цвет – “не согласен”, зеленый – “согласен”) У: - Дома вы учились находить суффикс в словах, проверим, как вы выполнили домашнее задание, Уч. с.121, У.5) (На доске слова с выделенными частями слова: лесной, травинка, листок) У: - Как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в слове? |
||
3. Постановка учебной задачи | У: - Сегодня на уроке мы продолжим
изучать часть слова – суффикс, будем учиться
правильно писать новые суффиксы. У: - Урок будет сегодня не совсем обычный. Мы отправимся в гости. А куда, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку. (Слайд ): Есть такой чудесный дом, У: - Посмотрите, в нашем зоопарке живут совсем маленькие животные. Назовите его обитателей. (На доске картинки (фотографии) детенышей животных: котёнок, утенок, цыпленок, медвежонок, ежонок, гусенок, тигренок, бельчонок, лисенок и др.) У: -На какие группы вы можете их разделить? (Дикие и домашние, звери и птицы) У: - Мы сегодня на уроке откроем один секрет и узнаем, как еще можно разделить наших малышей. У: - Кто из вас может сказать, с помощью чего образовались эти слова – названия детенышей? У: - С помощью каких суффиксов? |
||
4.Открытие учащимися нового знания | У: - Я предлагаю вам выполнить устно
работу в парах. У вас на партах список слов. Прочитайте слова внимательно и попробуйте ответить на вопрос: в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-? Обратите внимание на произношение звуков, которые стоят перед суффиксами. Список слов: (Слайд)
У: - Какие у вас есть мнения? У: - На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Когда в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-? У: - Какой будет тема нашего урока? (Правописание суффиксов– онок-, – ёнок-) У: - Чему мы должны научиться на уроке? (Писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок-) У: - Какие у вас есть предположения, когда в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-? (Если корень слова оканчивается на твердый согласный или [ч], то пишется суффикс – онок-. Если корень слова оканчивается на мягкий согласный, то -ёнок-) У: - Где можно проверить наши предположения? (В учебнике) У: - Открываем учебник на с.113, читаем правило. Правильно ли мы сделали вывод? У: - Прочитайте правило ещё раз, задайте по его содержанию вопросы друг другу. (Дети задают вопросы друг другу по правилу) |
||
5.Первичное закрепление | У: - А вы хотите узнать, когда в словах
пишется суффикс -онок-, а когда суффикс -ёнок-? У: - Ребята рассмотрите запись на доске. Скажите, может ли вам в дальнейшем помочь этот алгоритм? (На доске схема: Корень оканчивается на твёрдый согласный (синий квадратик) или [ч] - -онок Корень оканчивается на мягкий согласный (зелёный квадратик) – -ёнок-) У: - Как будем рассуждать, используя этот алгоритм? У: - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов -онок-, -ёнок-? (Ответы детей: 1. Выделить корень 2. Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом. 3. Если твердый согласный или [ч], то– онок-, если мягкий согласный, то –ёнок) |
||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | У: - Будем учиться писать слова с
суффиксами –онок-, -ёнок- У: - Выполните самостоятельно задание из учебника: с. 114,У.1 (Дети самостоятельно выполняют упражнение, затем проводится самопроверка по образцу. Слова записаны на доске, суффиксы выделены.) У: - Оцените свою работу: Кто не допустил ошибок, ставит на полях “+” Кто сомневался, выполняя работу – “?” Кто допустил ошибки и считает, что ему нужно еще потренироваться – “-”. У: - Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы, вы оказались самыми внимательными. (Физкультминутка) |
||
7. Включение нового знания в систему знаний. Повторение | У: - А теперь поиграем, представьте, что у
меня в руках мячик. Я буду его бросать и называть
взрослое животное, а вы будете ловить и называть
детенышей. Кто назвал – садится) У: - На слайде написаны слова. (Слайд ) Слон, корова, страус, коза, волк, лошадь, галка, лиса, утка, кошка. У: - Прочитайте, что объединяет эти слова. (Это названия животных) У: - Вам нужно записать названия: 1 колонка – детенышей диких зверей 2 колонка - детенышей птиц 3 колонка – детенышей домашних животных У: - Проверим, как вы выполнили это задание (Один ученик читает, остальные проверяют по тетради, оценивают свою работу и того, кто читает) У: - Какие знания вы использовали при выполнении этого задания? (Написание суффиксов -онок-, -ёнок-; умение образовывать новые слова при помощи суффиксов) У: - Теперь давайте ещё раз посмотрим на наших зверят. На какие группы их можно разделить? (Названия, в которых пишется суффикс -онок- и слова, в которых пишется суффикс -ёнок-) |
||
8.Итог урока. Рефлексия деятельности | У: - Обитатели нашего зоопарка хотят
задать вам несколько вопросов: У: - Над какой темой работали на уроке? У: - Что нового вы узнали? У: - Какую ставили задачу? У: - Кто понял, от чего зависит правописание суффиксов –онок-, -ёнок-? У: - Скажите, когда пишется – онок-, а когда -ёнок? (Слайды ) У: - Удалось ли нам решить поставленную задачу. Каким способом? У: - Где можно применить новые знания? Оцените свою работу на уроке: Поднимите зеленю сигнальную карточку, если у вас на уроке всё получилось; жёлтую – если возникли небольшие затруднения, но вы с ними справились; красную – новый материал был трудным и непонятным. У: - Я предлагаю вам выполнить домашнее задание по выбору в Т. с.56-57, У.1,2,3. (Любые два упражнения) У: - Кого бы вы хотели поблагодарить за работу на уроке? У: - Я и наши зверята благодарят всех вас за работу на уроке и желаем успехов в изучении русского языка! |