Цель: повторить, обобщить материал по теме “Атмосфера”, проверить уровень знаний, умений и навыков, продолжить развивать умения и навыки, выявлять причинно-следственные связи между географическими явлениями, расширять кругозор, активизировать внимание, закрепить навыки работы географическим материалом, географическими приборами, практические умения и проведение контроля и самоконтроля учебной деятельности, воспитывать интерес к географии, окружающей среде.
Оборудование: шахматная доска, белые и чёрные шахматы,
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока
Орг. момент (приветствие)
Мотивация: Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок, а урок-игра. А играть мы сегодня с вами будем в шахматы вместе с Гарри Поттером и его друзьями. Я вам напоминаю, что шахматная игра – это битва двух армий: чёрной и белой.
Уч:
Сегодня между командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас,
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье позволят вам сыграть вничью!
Сегодня белыми шахматами будут играть девочки вместе с Гермионой, а чёрными мальчики вместе с Гарри Поттером. Под каждым шахматным ходом будет зашифровано задание, на которое вы должны дать ответ.За каждый правильный ответ вы будете получать смайлик.
Ребята, а повторять мы сегодня с вами будем тему.. А впрочем вы сейчас сами угадаете :
Мне вчера сестра сказала:
Воздух вроде одеяла, им окутана
Земля, реки, сёла и поля, город,
лес, морской прибой
и мы с тобой.Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило, да при том не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и снег
Есть, а вроде бы и нет?
Вопросы классу:
- Что же это за одеяло? ( Атмосфера ). Правильно, сегодня мы будем закреплять тему “Атмосфера”.
- Ребята, а что такое атмосфера? (воздушная оболочка нашей Земли)
Основная часть
1 ход: е4е5 Две армии выставляют своих центральны пешек вперёд.
Под этим ходом зашифрована географическая викторина (на мультемедийке)
2 ход.
Kf3d6 Белая армия выводит вперед своего коня. Чёрная армия защищает пешку, которого выдвинула , другой пешкой.
Под этим ходом зашифровано такое задание: на столе разложены метеорологические приборы. Необходимо рассказать о значении этих приборов.
1) Термометр – прибор для измерения температуры.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.
Гигрометр – прибор для измерения влажности.
Флюгер – прибор для измерения направления ветра.
Осадкомер – прибор для определения количества осадков, которые выпадают из облаков.
Анемометр – прибор для измерения скорости ветра.
2) “Осколки” Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый – начало предложения, второй - конец предложения. Нужно собрать предложения.
Предложения:
- Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи,
- Атмосфера предохраняет
- Озоновый экран защищает человечество
Без атмосферы был бы невозможен
ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.
Землю от метеоритов.
от избыточных ультрафиолетовых излучений.
круговорот воды.
3) Составьте пары:
Ветер | Состояние тропосферы в данном месте и в данное время. |
Осадки | Движение воздуха в горизонтальном направлении. |
Погода | Влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность. |
Климат | Сгущение водяных паров в нижних слоях атмосферы. |
Облака | Многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности. |
Туман | Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью. |
3 ход Cc4Cg4
Обе армии ходят слонами. Обратите внимание на то, что чёрный лон находится на одной линии с белым ферзём.
Под этим ходом зашифровано задание”Найди ошибку” Та армия, которая первая поднимет красную карточку и будет отвечать первой.
1) - Кучевые облака образуются на высоте свыше 6000м. Они полупрозрачные и сложены из кристалликов льда. (перистые)
- Вторым этажом атмосферы является тропосфера, которая поднимается до высоты 50 – 55 км, воздух разряженный, холодный и сухой,тут совсем нет облаков.(стратосфера)
- На территориях, которые расположены между тропиками – длятся полярный день и полярная ночь(за полярными кругами)
- Существуют сезонные ветры, которые изменяют своё направление дважды в год – это пассаты ( муссоны)
- Климат – это состояние нижнего слоя тропосферы в определенное время и в определенное время (погода)
- Барометр был изобретён Амантоном( Торричелли)
2) Вычеркните лишнее слово из строки:
- дождь, град, иней, бриз, снег;
- абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность;
- барометр, осадкомер, муссон, гигрометр;
- бриз, дождь, муссон, ветер.
4 ход Kc3g6
Белая армия выдвинула второго коня. Чёрная – ответила ходом пешки. И не подозревает, что противник устроил западню.
Под этим ходом скрывается задание:
Расставьте цифры по соответствующим им кружкам.
- Атмосферные осадки – 1
- Воздушные массы – 2
- Конденсация – 3
- Погода – 4
- Климат – 5
- Ветер – 6
- Метеорология - 7
5 ход Ke5Cdl
Белая армия берёт конём пешку, оставляет своего ферзя без прекрытия. Чёрные попадают в ловушку и убивают белого ферзя.
Под этим ходом скрывается задание “Узнай слово”
У с л о в и я и г р ы: на доске, а лучше на карточке для каждого ученика, написаны высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Учащиеся выбирают правильное высказывание, тем самым открывая букву. Если дети примут правильное решение, то получится высказывание.
1- Ветер – это перемещение воздуха в вертикальном направлении.- Р
2- Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.- Д
3- Ветер всегда дует из области ВД в область НД.- Е
4- Ветер всегда дует из области НД в область ВД. – Ш
5- Чем больше разница давления, тем ветер слабее. - Ю
6- Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. - Р
7- В Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном полушарии – влево. -Ж
8- Ветер очищает воздух. - А
9- Ветер перегоняет тучи, облака. - Т
10- Ветер изменяет формы рельефа.- Ь
11- На высоте ветры постоянные и дуют со скоростью 20-25 м/с. - Ч
12- Существует 12-балльная шкала скорости ветра. - Н
13- Штиль дует со скоростью 0 - 0,2 м/с – это 0 баллов. - О
14- Самое ветреное место на Земле в Антарктиде. - С
15- Бризы относятся к местным ветрам, меняющий свое направление два раза в год. - Ф
16- Бризы образуются на побережьях водоемов, рек, озер, водохранилищ из-за резкого контраста t° суши и воды. - П
17- Штиль - самый сильный ветер на Земле. - Ч
18- Стоковые ветра дуют на Антарктиде от центра материка к периферии. - О
19- Циклон приносит ясную, безоблачную погоду. - Д
20- В горных системах господствует тёплый ветер под названием “фен”. - В
21- Властелин пустынь – самум. - Е
22- Самая ясная погода бывает при тропических циклонах. - М
23- Шкалу силы ветров предложил адмирал Бофорт. – Т
24- По шкале Бофорта ураган получил 12 баллов. - Р
25- Давление в центре антициклона – высокое. У
(Ответ: Держать нос по ветру.)
Уч. Это выражение появилось в эпоху парусного флота и означало именно нос корабля . Означало, чтобы с максимальной выгодой использовать силу ветра.
А что оно сейчас означает? (уметь приспосабливаться к обстоятельствам, обладать чутьем, быть в курсе событий)
6 ход Cf7+Kpe7
Белая армия близка к тому, чтобы выиграть партию. Фигуры чёрной армии очень разбросаны пот доске и не могут помочь своему королю.
Под этим ходом зашифровано задание “Что за цифры”
Игра “Что за цифра”
2000 км 78 %
– 6° С
21 %
1 % 20 км
50 – 55 км
760 мм
7 ходKd5x.МАТ
Конкурс капитанов Практический тур”
1)
Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:
- 1 час ночи: +9° С
- 4 часа утра +8° С
- 7 часов утра: +7° С
- 10 часов утра: +11° С
- 13 часов дня: +19° С
- 16 часов дня: +18° С
- 19 часов вечера: +12° С
- 22 часа вечера: +10° С
Сумму этих температур поделим на число измерений: 94: 8 = 11° С
2) Будет ли лежать снег на вершине г. Памира, высота 7495 м, если температура воздуха в июле у подножия составляет +36 градусов?
Высоту 7495 м округлим до 7500 м.
1) Узнаем, сколько раз по 1000 м содержится в 7500 м.
7500: 1000 = 7,5 раз
2) На сколько градусов понижается температура с высотой?
-6 .7,5 раз = - 45 градусов
3) Узнаем какая температура на вершине Памира?
- 45+36= -9 градусов
Снег на вершине Памира будет, так как даже при температуре +36 градусов на вершине снег.
Пока капитаны работают мы вами проведём разминку “ Делу время – потехе час”
1) К уроку команды составили стихи по предложенным им рифмам:
- Ясный - классный;
- Ветер - на свете;
- Море - горе;
- Погода - полгода;
- Муссон - сон;
Каждая команда читает своё стихотворение в стиле реп.
Ветер на небе полгода –
понятно, что это плохая погода,
а если на небе ясно –
понятно что это классно!!!
Муссон – скорей, пойди вон,
Пусть это лучше будет сон,
Когда долго муссон в море-
Тогда, конечно, это горе,
Когда восход над морем ясный
В природе будет все прекрасно!!! (под музыку реп)
2) Незнайке и его друзьям снова захотелось попутешествовать.
Но куда ехать? На Северный полюс?
— На Северном полюсе все лето светло, — вспомнила Сова. — Я ночная птица и не смогу там долго быть.
Ослик Иа удивился:
— Но если там солнце печет круглые сутки, значит, там жарко!
— Нет, там холодно, — сказал Пятачок. — Я замерзну. Поедем лучше на Южный, на юге всегда теплее.
Так и не договорились...
Ответ:
Сова верно сказала: на полюсе все лето светло; но от этого вовсе не жарко. И уж тем более не следует искать тепла на Южном полюсе: там еще холоднее; теплее всего в тропиках.
3) Задание: определите, о чём речь?
Текст: Только что по рации нам передали срочную информацию-разыскивается “опасный преступник”.
Особые приметы:
- Коварен;
- Может быть лёгким и приятным в общении, особенно в жаркий день;
- В гневе, опасен, может срывать не только головные уборы с прохожих, но и вырывать с корнем деревья и разрушать дома;
- Его гнев, коварство и сила измеряются в баллах по шкале Бофорта;
Место работы часто меняет, когда – то это были мельницы, в настоящее время предпочитает вращать турбины.
Уч :
Назовите главную причину образования ветра. (Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности)
Учитель: Значение атмосферы для человека огромно. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы, и избежать экологической катастрофы. В нашей стране принят “Закон об охране атмосферного воздуха”. Особую тревогу вызывают проблемы глобального изменения климата из-за выбросов в атмосферу различных газов, создающих парниковый эффект.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся! (Песня о Земле)
Учитель: Подводит итоги урока, выставляет оценки, анализирует типичные ошибки, допущенные учениками. Благодарит за работу на уроке.
Всем спасибо за вниманье,
За задор, за правильный ответ,
За огонь соревнованья, обеспечивший успех!