Атмосфера. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель: повторить, обобщить материал по теме “Атмосфера”, проверить уровень знаний, умений и навыков, продолжить развивать умения и навыки, выявлять причинно-следственные связи между географическими явлениями, расширять кругозор, активизировать внимание, закрепить навыки работы географическим материалом, географическими приборами, практические умения и проведение контроля и самоконтроля учебной деятельности, воспитывать интерес к географии, окружающей среде.

Оборудование: шахматная доска, белые и чёрные шахматы,

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока

Орг. момент (приветствие)

Мотивация: Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок, а урок-игра. А играть мы сегодня с вами будем в шахматы вместе с Гарри Поттером и его друзьями. Я вам напоминаю, что шахматная игра – это битва двух армий: чёрной и белой.

Уч:

Сегодня между командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас,
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье позволят вам сыграть вничью!

Сегодня белыми шахматами будут играть девочки вместе с Гермионой, а чёрными мальчики вместе с Гарри Поттером. Под каждым шахматным ходом будет зашифровано задание, на которое вы должны дать ответ.За каждый правильный ответ вы будете получать смайлик.

Ребята, а повторять мы сегодня с вами будем тему.. А впрочем вы сейчас сами угадаете :

Мне вчера сестра сказала:
Воздух вроде одеяла, им окутана
Земля, реки, сёла и поля, город,
лес, морской прибой
и мы с тобой.

Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило, да при том не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и снег
Есть, а вроде бы и нет?

Вопросы классу:

  1. Что же это за одеяло? ( Атмосфера ). Правильно, сегодня мы будем закреплять тему “Атмосфера”.
  2. Ребята, а что такое атмосфера? (воздушная оболочка нашей Земли)

Основная часть

1 ход: е4е5 Две армии выставляют своих центральны пешек вперёд.

Под этим ходом зашифрована географическая викторина (на мультемедийке)

2 ход.

Kf3d6 Белая армия выводит вперед своего коня. Чёрная армия защищает пешку, которого выдвинула , другой пешкой.

Под этим ходом зашифровано такое задание: на столе разложены метеорологические приборы. Необходимо рассказать о значении этих приборов.

1) Термометр – прибор для измерения температуры.

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.

Гигрометр – прибор для измерения влажности.

Флюгер – прибор для измерения направления ветра.

Осадкомер – прибор для определения количества осадков, которые выпадают из облаков.

Анемометр – прибор для измерения скорости ветра.

2) “Осколки” Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый – начало предложения, второй - конец предложения. Нужно собрать предложения.

Предложения:

  • Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи,
  • Атмосфера предохраняет
  • Озоновый экран защищает человечество

Без атмосферы был бы невозможен

ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.

Землю от метеоритов.

от избыточных ультрафиолетовых излучений.

круговорот воды.

3) Составьте пары:

Ветер Состояние тропосферы в данном месте и в данное время.
Осадки Движение воздуха в горизонтальном направлении.
Погода Влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.
Климат Сгущение водяных паров в нижних слоях атмосферы.
Облака Многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности.
Туман Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью.

3 ход Cc4Cg4

Обе армии ходят слонами. Обратите внимание на то, что чёрный лон находится на одной линии с белым ферзём.

Под этим ходом зашифровано задание”Найди ошибку” Та армия, которая первая поднимет красную карточку и будет отвечать первой.

1) - Кучевые облака образуются на высоте свыше 6000м. Они полупрозрачные и сложены из кристалликов льда. (перистые)

- Вторым этажом атмосферы является тропосфера, которая поднимается до высоты 50 – 55 км, воздух разряженный, холодный и сухой,тут совсем нет облаков.(стратосфера)

- На территориях, которые расположены между тропиками – длятся полярный день и полярная ночь(за полярными кругами)

- Существуют сезонные ветры, которые изменяют своё направление дважды в год – это пассаты ( муссоны)

- Климат – это состояние нижнего слоя тропосферы в определенное время и в определенное время (погода)

- Барометр был изобретён Амантоном( Торричелли)

2) Вычеркните лишнее слово из строки:

  • дождь, град, иней, бриз, снег;
  • абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность;
  • барометр, осадкомер, муссон, гигрометр;
  • бриз, дождь, муссон, ветер.

4 ход Kc3g6

Белая армия выдвинула второго коня. Чёрная – ответила ходом пешки. И не подозревает, что противник устроил западню.

Под этим ходом скрывается задание:

Расставьте цифры по соответствующим им кружкам.

  • Атмосферные осадки – 1
  • Воздушные массы – 2
  • Конденсация – 3
  • Погода – 4
  • Климат – 5
  • Ветер – 6
  • Метеорология - 7

5 ход Ke5Cdl

Белая армия берёт конём пешку, оставляет своего ферзя без прекрытия. Чёрные попадают в ловушку и убивают белого ферзя.

Под этим ходом скрывается задание “Узнай слово”

У с л о в и я  и г р ы: на доске, а лучше на карточке для каждого ученика, написаны высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Учащиеся выбирают правильное высказывание, тем самым открывая букву. Если дети примут правильное решение, то получится высказывание.

1- Ветер – это перемещение воздуха в вертикальном направлении.- Р

2- Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.- Д

3- Ветер всегда дует из области ВД в область НД.- Е

4- Ветер всегда дует из области НД в область ВД. – Ш

5- Чем больше разница давления, тем ветер слабее. - Ю

6- Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. - Р

7- В Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном полушарии – влево. -Ж

8- Ветер очищает воздух. - А

9- Ветер перегоняет тучи, облака. - Т

10- Ветер изменяет формы рельефа.- Ь

11- На высоте ветры постоянные и дуют со скоростью 20-25 м/с. - Ч

12- Существует 12-балльная шкала скорости ветра. - Н

13- Штиль дует со скоростью 0 - 0,2 м/с – это 0 баллов. - О

14- Самое ветреное место на Земле в Антарктиде. - С

15- Бризы относятся к местным ветрам, меняющий свое направление два раза в год. - Ф

16- Бризы образуются на побережьях водоемов, рек, озер, водохранилищ из-за резкого контраста t° суши и воды. - П

17- Штиль - самый сильный ветер на Земле. - Ч

18- Стоковые ветра дуют на Антарктиде от центра материка к периферии. - О

19- Циклон приносит ясную, безоблачную погоду. - Д

20- В горных системах господствует тёплый ветер под названием “фен”. - В

21- Властелин пустынь – самум. - Е

22- Самая ясная погода бывает при тропических циклонах. - М

23- Шкалу силы ветров предложил адмирал Бофорт. – Т

24- По шкале Бофорта ураган получил 12 баллов. - Р

25- Давление в центре антициклона – высокое. У

(Ответ: Держать нос по ветру.)

Уч. Это выражение появилось в эпоху парусного флота и означало именно нос корабля . Означало, чтобы с максимальной выгодой использовать силу ветра.

А что оно сейчас означает? (уметь приспосабливаться к обстоятельствам, обладать чутьем, быть в курсе событий)

6 ход Cf7+Kpe7

Белая армия близка к тому, чтобы выиграть партию. Фигуры чёрной армии очень разбросаны пот доске и не могут помочь своему королю.

Под этим ходом зашифровано задание “Что за цифры”

Игра “Что за цифра”

2000 км

78 %

– 6° С

21 %

1 %

20 км

50 – 55 км

760 мм

7 ходKd5x.МАТ

Конкурс капитанов Практический тур”

1)

Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:

  • 1 час ночи:  +9° С
  • 4 часа утра +8° С
  • 7 часов утра: +7° С
  • 10 часов утра: +11° С
  • 13 часов дня: +19° С
  • 16 часов дня: +18° С
  • 19 часов вечера: +12° С
  • 22 часа вечера: +10° С

Сумму этих температур поделим на число измерений: 94: 8 = 11° С

2) Будет ли лежать снег на вершине г. Памира, высота 7495 м, если температура воздуха в июле у подножия составляет +36 градусов?

Высоту 7495 м округлим до 7500 м.

1) Узнаем, сколько раз по 1000 м содержится в 7500 м.

7500: 1000 = 7,5 раз

2) На сколько градусов понижается температура с высотой?

-6 .7,5 раз = - 45 градусов

3) Узнаем какая температура на вершине Памира?

- 45+36= -9 градусов

Снег на вершине Памира будет, так как даже при температуре +36 градусов на вершине снег.

Пока капитаны работают мы вами проведём разминку “ Делу время – потехе час”

1) К уроку команды составили стихи по предложенным им рифмам:

  • Ясный - классный;
  • Ветер - на свете;
  • Море - горе;
  • Погода - полгода;
  • Муссон - сон;

Каждая команда читает своё стихотворение в стиле реп.

Ветер на небе полгода –
понятно, что это плохая погода,
а если на небе ясно –
понятно что это классно!!!
Муссон – скорей, пойди вон,
Пусть это лучше будет сон,
Когда долго муссон в море-
Тогда, конечно, это горе,
Когда восход над морем ясный
В природе будет все прекрасно!!! (под музыку реп)

2) Незнайке и его друзьям снова захотелось попутешествовать.

Но куда ехать? На Северный полюс?

— На Северном полюсе все лето светло, — вспомнила Сова. — Я ночная птица и не смогу там долго быть.

Ослик Иа удивился:

— Но если там солнце печет круглые сутки, значит, там жарко!

— Нет, там холодно, — сказал Пятачок. — Я замерзну. Поедем лучше на Южный, на юге всегда теплее.

Так и не договорились...

Ответ:

Сова верно сказала: на полюсе все лето светло; но от этого вовсе не жарко. И уж тем более не следует искать тепла на Южном полюсе: там еще холоднее; теплее всего в тропиках.

3) Задание: определите, о чём речь?

Текст: Только что по рации нам передали срочную информацию-разыскивается “опасный преступник”.

Особые приметы:

  • Коварен;
  • Может быть лёгким и приятным в общении, особенно в жаркий день;
  • В гневе, опасен, может срывать не только головные уборы с прохожих, но и вырывать с корнем деревья и разрушать дома;
  • Его гнев, коварство и сила измеряются в баллах по шкале Бофорта;

Место работы часто меняет, когда – то это были мельницы, в настоящее время предпочитает вращать турбины.

Уч :

Назовите главную причину образования ветра. (Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности)

Учитель: Значение атмосферы для человека огромно. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы, и избежать экологической катастрофы. В нашей стране принят “Закон об охране атмосферного воздуха”. Особую тревогу вызывают проблемы глобального изменения климата из-за выбросов в атмосферу различных газов, создающих парниковый эффект.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся! (Песня о Земле)

Учитель: Подводит итоги урока, выставляет оценки, анализирует типичные ошибки, допущенные учениками. Благодарит за работу на уроке.

Всем спасибо за вниманье,
За задор, за правильный ответ,
За огонь соревнованья, обеспечивший успех!