Итоговый урок “Я знаю алфавит”. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, формировать интерес к урокам литературного чтения, прививать навыки культурного общения в совместной деятельности. 


Класс разбить на 4 команды.

КОНВЕРТ  (в нем письмо или телеграмма).
Текст читает учитель.

 

 

 

 

 

 

 

Презентация. Слайд  № 2

 

 

 

 

 

Вопросы.

 

 

Эти вопросы по усмотрению.

 

Слайд № 3
Картинка с изображением Винни-Пуха.

 

Ребята, поможем маленькому медвежонку выучить алфавит?

 

 

 

Слайд № 4

 

Повторяем все вместе

 

Задания на карточках для команд. (Приложение 1)
Вызывать по командам индивидуально.
Слайд № 5

№ 6

№ 7

№ 8

 

По усмотрению.

 

Замечательно. Молодцы.
Вывод.

 

Физминутка.

 

Слайд № 9
(проверка по слайду)

Карточки (Приложение 1)
Взаимопроверка.
(проп. 10 гласных букв)
(проп. 9 согласных букв, которые обозначают согл. зв., глух. непарн .; мягк. непарн., тв. непарн., тв., мягк. парные звуки).
Вывод.

Представитель от команды  у доски пишет (печатная, заглавная и строчная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 
Слайд № 10
Карточки (Приложение 1)

Взаимопроверка.

Парные согласные. 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 11, № 12
Карточки (проверка)

 

Вывод.

 

Чтение рассказов цепочкой по командам.
Ст. Б Заходера.

 

Молодцы. Вы помогли собрать на праздник всех друзей.
А маленький медвежонок Винни выучил алфавит.
Слова пишут  на доске
(можно добавить свои наборы слов)

 

 

 

 

 

 

Совет.
Песня «Алфавит».
 И. Резник (Приложение 2)

ТЕЛЕГРАММА

Дорогие ребята, вы научились читать, прочли первую школьную книгу – Азбуку. Поздравляю  вас с первой школьной победой и приглашаю на славный праздник Азбуки.

Господин Алфавит

Подумайте, почему праздник Азбуки, а приглашает господин Алфавит? Кто объяснит?
(Слова алфавит и азбука обозначают одно и то же.  Слова алфавит составлено из названий двух греческих букв: альфа и вита. Азбука – из названий двух славянских букв: аз и буки).

Ребята, принимаем приглашение?
Вперёд.
И помчим от А до Я.
(Нынче в нашем классе праздник.
Славный праздник  Азбуки).
А по пути читаем пословицу. (Почему так говорят?)
(Пословица написана на доске  по принципу «Покори вершину»)

АЗБУКА – К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА.

Кто это нас встречает?
(И вот уже нас встречает загадка)
На странице азбуки (букваря)
Тридцать три богатыря
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.    АЛФАВИТ
Что такое алфавит?  (Алфавит – это буквы,  расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название).

Зачем нужны буквы?
(Что мы делаем с помощью букв?)
Где мы используем буквы? (В письменной речи слова состоят из букв.  На письме звуки обозначаются буквами. Буквы мы пишем и видим, называем).

Что знаете о звуках? (В устной речи слова состоят из звуков. Звуки произносим, слышим).

На какие группы можно разделить буквы?
(Буквы, которые обозначают гласные звуки.
Буквы, которые обозначают согласные звуки.
Буквы, которые не обозначают звуков и т д).

Здравствуйте ребята, вы умные, много знаете. Я Винни, прилетел на праздник. Помогите мне и моим друзьям  собраться на праздник и выучить русский алфавит. Давайте вместе  выполнять задания.

Буквы строго встали в ряд
Будто по линейке,
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри,
Ну, а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?

Алфавит
Молодцы. Господин Алфавит рад, вы назвали все буквы правильно. И Винни-Пух запомнил.

На праздник не может попасть Умка. Давайте поможем ему перебраться по льдинкам.
 
Назовите правильно буквы и расставьте их по порядку.

КАРТОЧКА № 1.

1к.  Ж  В Л Й Р                                                    В Ж Й Л Р
       2   1  4  3 5

2 к.  З И У Т Ф                                                      З И Т У Ф
        1 2  4  3  5

3 к. Н К Ч О Э                                                     К Н О Ч  Э
       2  1  4  3 5

4к.  М Д Х К Ш                                                 Д К М Х Ш
        3  1  4 2   5

У кого на карточках буквы, которые обозначают согласные звуки?   1к, 4 к.
Назовите гласные буквы на карточках – 2 к. И У, 3 к. О Э.
Назовите лишнюю гласную букву. Почему?  Или,
 на какие группы можно разбить эти гласные буквы?
Обоснуйте.

Умка пришел на праздник. И теперь он знает
Каждая буква имеет своё название и место.

 

Если слова начинаются с гласного звука – Руки вверх;
Если с согласного приседаем.
(утюг, окно, мост, урок, школа и. д.)

Пока выручали Умку, некоторые буквы разбежались.
Найдите их и верните в алфавит.

КАРТОЧКА  № 2

1к.,  4 к.    Б  В  Г  Д     Ж  З   Й  К  Л  М  Н   П  Р  С  Т   Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ      Ь                  (А Е Ё И О У ы Э Ю Я )

2 к., 3 к.   А  Б В Г Д  Е  Ё Ж З   И   К      О П   СТ У Ф    Ш  Ъ Ы Ь Э Ю Я     (Й Л М Н Р Х Ц Ч Щ)

Какие буквы сбежали? Давайте объясним.

Восстановили порядок в алфавите.

Давайте поможем нашим друзьям написать письмо. Научим  писать печатные, заглавные и строчные буквы.
Отгадайте о каких буквах идёт речь.

1. Вот 2 столбца наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …  (А)

2. Палочка, рядом две ровные дужки
Вот и готовы очки для лягушки.  (В)

3. И подобно кочерге
Горбит спину буква    (Г)

4. Это буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.  (Ж)

5. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три.  (З)

6. В этой букве нет угла
От того она крута,
До того она крута
Покатиться бы смогла.   (О)

7. Хорошо известно всем:
Где метро,  там буква      (М)

8. Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква   (К)

Расскажите Винни, зачем нужны заглавные и строчные буквы.  (Что мы пишем с заглавной буквы?)

Вместе с нашими друзьями раскопайте сугробы.  И найдите пересечение букв. Объясните маленькому медвежонку принцип пересечения.

КАРТОЧКА № 3

                                     
Кого еще пригласил господин Алфавит на праздник, вы узнаете, если найдете в карточке названия животных.

КАРТОЧКА № 4

1к, 3 к.
2 к. 4 к.

Из чего состоят слова?
В письменной речи из букв.

Конкурс чтецов (по желанию)

 

 

Можно ли составить слова без гласных букв (звуков)?
(Медвежонок не может составить слова, научите его).

Игра  Эстафета  по командам  (вставить гласные)
 

1 к.

2 к.

3 к.

4 к.

л с
ж к
с к
т рт
гр б
б рт
б р г
ст к н
к нв рт
уг л
м л
м ч
гр м
м ст

д м
н с
г д
п рт
др г
ст л
хл б
с х р
кр т
р к
с м
л м н
м х
с р

к т
л к
з б
бр т
в лк
сп рт
ш рф
б р б н
кр л к
м к
б к
л фт
мр к
сл г

м р
к м
д б
б нт
сн г
т гр
кр г
к р нд ш
л к
л в
б к
р т
м рш
л д

После последнего слова открывают карточку со словом.

Чтение – вот  лучшее  учение.

Алфавит.      Слова И. Резника
А!  Алфавит поём мы вместе!
Б!  Будем петь его, как песню.
В!  Весело споём его мы
Г!  Громче грома, громче грома.
Д!  День сегодня музыкальный.
Е!  Есть у вас талант вокальный.
Ж!  Жить без знаний скучно  было
З!  Знанья – это наша сила.
И! И тому пути открыты.
К!  Кто подружит с алфавитом,
Л!  Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М!  Мел, метель, метро, матрёшка,
Н!  Небо, невод, нить, невеста,
О!  Овод, облако, оркестр.
П!  Попу гай поет по нотам.
Р!  Рой пчелиный строит соты.
С!  Стрекоза в саду стрекочет.
Т!  Такса лапками топочет.
У!  Утка слушает пластинки.
Ф!  «Фанту» пробует фламинго.
X!  Хор не плох, Есть слух у хора!
Ц!  Царь зверей — его опора.
Ч!  Чтим его — рычит он чисто.
Ш!  Шесть заменит он солистов.
Щ!  Щедрый мир нам дарят песни.
Э!  Этот день собрал нас вместе.
Ю!  Юмористов, оптимистов,
Я!  Ярких школьников – артистов!