Цели урока: познакомить детей с творчеством Саши Чёрного; работать над развитием речи, творческих способностей; формировать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе, языку.
Оборудование: портрет Саши Чёрного, учебник “Литературное чтение ” Э.Э.Кац, для 2 класса, репродукции картин А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, И.И. Левитана “Март”, магнитофон, творческие работы детей.
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
- Ребята! Давайте вспомним, как называется раздел, над которым мы работаем на уроках литературного чтения? (“Весеннее настроение”)
На каждом уроке мы совершали увлекательное путешествие в мир красок и звуков весны. Тем самым мы создавали весеннее настроение.
- Какие слова вы бы использовали для того, чтобы рассказать о своём весеннем настроении?
Весна – это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением.
Мы с вами знаем, что раньше на Руси люди звали весну специальными песнями, закличками. Давайте вспомним некоторые из них. (Три ученицы читают стихи)
Дети исполняют песню “Дождик” с ритмическими движениями. (Физкультурная минутка)
“Дождик” Б.Заходер
Дождик песенку поёт:
Кап, кап...
Только кто её поймёт –
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава...
Лучше всех поймёт зерно:
Прорастать
Начнёт
Оно!
III. Основная часть
1. Знакомство с творчеством Саши Чёрного.
- С какими литературными произведениями о весне мы уже успели познакомиться?
- С какими художественными произведениями?
- Мы читали стихи, рассказы о весне, слушали музыку, знакомились с весенними пейзажами известных художников. Но, надо сказать, что каждый из вас тоже создавал произведения, превращаясь в художников, сказочников. Часть ваших работ мы видим сейчас на доске.
- А сегодня мы встретимся с новым литературным произведением. Но, прежде, чем вы услышите его, я хочу познакомить вас с писателем, создавшим это произведение. Его имя – Александр Михайлович Гликберг. Но в литературе он работал под псевдонимом Саша Чёрный. ( Показ портрета)
Александр Михайлович, не имея собственных детей, очень любил чужих, быстро находил с ними общий язык. И постепенно творчество для детей стало главным занятием писателя.
2. Первичное восприятие текста.
- Сейчас вы услышите стихотворение Саши Чёрного “Зелёные стихи”. Прочитает его Алёша Белояров. Послушайте его внимательно и постарайтесь представить себе то, о чём говорится в стихотворении. (Алёша читает стихотворение)
- Что вы представили?
- А теперь давайте сравним ваши представления с представлениями художника, нарисовавшего иллюстрацию к стихотворению. Откройте учебник. Что изображено на картинках?
- Теперь мы немного отдохнём. (Физкультурная минутка “ Лягушка”)
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям: “Физкульт. привет!”
3. Повторное восприятие с анализом содержания.
- Давайте вместе прочитаем стихотворение. (Читаем вслух)
- Встретились ли в тексте незнакомые слова?
(Гимназистик)
Стихотворение было написано в 1921 году. В то время гимназистами называли детей, посещавших гимназии – школы для детей богатых родителей. Гимназии были женские (в них учились только девочки) и мужские (в них учились только мальчики)
(Сноп)
Сноп – это связка сжатых стеблей с колосьями.
- Ребята, как вы думаете, почему Саша Чёрный назвал свои стихи зелёными? О каком времени года идёт речь?
- Что происходит в природе весной? (Ответы детей)
- А теперь найдите в тексте строчки, в которых описывается, что происходит в природе весной.
- Ребята! Когда я впервые прочитала “ Зелёные стихи”, то обратила внимание на то, что часть его напоминает один очень известный литературный жанр. Как вы думаете, какой? (Сказку)
- Найдите в тексте и прочитайте эту часть.
- Какие сказочные персонажи здесь присутствуют? (Гномы)
Вспомните другие произведения, героями которых были гномы.
- Подумайте, какие чувства передал поэт в этом стихотворении. Вам помогут слова, которые я приготовила (радость, печаль, грусть, очарование, восхищение, уныние, тоска, удовольствие)
- Можно сказать, что своим стихотворением Саша Чёрный создаёт весеннее настроение?
(Физ. минутка) Артикуляционная гимнастика.
(Задувание свечей на торте. Поедание торта, с последующим облизыванием губ.)
4. Работа над выразительным чтением стихотворения.
а) чтение текста учителем
б) чтение 1-го четверостишья (хором)
- Какие паузы вы бы поставили? (Учитель делает разметку на доске, дети – в учебниках); логические ударения; интонация
в) чтение по разметке (1-2 ученика)
г) 2-е, 3-е, 4-е четверостишие: дети делают разметку самостоятельно (по рядам, в парах)
д) проверка; 2, 3, 4 четверостишие: чтение по разметке некоторыми детьми
е) чтение 1, 2, 3 и 4 четверостиший (целым отрывком) – несколько детей
IV. Итог урока.
- С каким новым произведением мы сегодня познакомились?
- Что нового вы узнали о Саше Чёрном?