Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Направление: матрешка в детской игровой деятельности.
Цель:
- Приобщение детей к национальной культуре, через углубленное знакомство с традиционной русской народной игрушкой – матрешкой.
- Пополнение предметно-развивающей музыкальной среды нравственно-патриотической направленности.
Программные задачи:
Образовательные
- Расширять эстетический кругозор детей.
- Способствовать овладению дошкольниками навыками музыкально-дидактических игр.
- Формировать музыкально-ритмические, слуховые, коммуникативные навыки.
Развивающие
- Развивать музыкальные способности и представления детей о средствах музыкальной выразительности через музыкально-дидактические игры и пособия.
- Развивать навык восприятия как основу всех видов музыкальной деятельности детей.
- Формировать эмоциональную отзывчивость дошкольников с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) через музыкально-дидактические игры.
Воспитательные
- Формировать у детей чувство патриотизма через знакомство с национальной игрушкой.
- Воспитывать чувство товарищества, партнерства.
- Формировать духовные качества дошкольников средствами музыкального искусства.
Коррекционные
- Оздоровление психики: воспитывать уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развивать свободу движений, снимать излишнее мышечное напряжение, развивать мелкую моторику, улучшать ориентировку в пространстве, координацию движений.
- Исправление ряда речевых недостатков: корректировать невнятное произношение, скороговорку, проглатывание окончания слова.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Предварительная работа: Беседа о матрешке - русской деревянной расписной игрушке, символе материнства и плодородия. Просмотр фильма “История русской матрешки”. Заучивание наизусть текста народной потешки “Походите, подходите! На товары поглядите...”. Разучивание частушек на слова В. Берестова “Матрешкины потешки”. Работа с ритмосхемами (Приложение 1) авторской музыкально-дидактической игры “Веселый оркестр Матрешка” (Презентация 2).
Демонстрационный материал: Корзинка. Деревянная разборная матрешка. Видео-презентация авторской музыкально-дидактической игры “Веселый оркестр Матрешка”.
Раздаточный материал: Корзинка с большими матрешками (папье-маше). Набор бутылочек из-под питьевого йогурта, оформленных термоэтикетками. Набор пластмассовых яиц от киндер-сюрпризов, украшенных термоэтикетками. Бутылочки (яйца) наполнены крупой трех видов (горох, пшено, рис). Набор детских музыкальных инструментов: ложки, барабаны, погремушки, бубны, румбы, тарелки.
Ход занятия
Музыкальный руководитель здоровается с детьми и показывает им корзинку. А что в ней находится, просит отгадать.
Читает стихотворение Владимира Моисеева “Матрешка”.
Музыкальный руководитель:
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! ..
Гармошка? Нет! ... То – русская ...
Дети: Матрешка!!!
Музыкальный руководитель:
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку...
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки...
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом.
Одна матрёшка, две... и вот...
Матрёшек целый хоровод.
В конце стихотворения музыкальный руководитель выставляет на стол из корзинки всех матрешек и предлагает детям внимательно их рассмотреть. Обращает внимание на то, что при всей схожести, у матрешек есть некоторые отличия. Предлагает детям их найти.
Проводится игра “Матрешка – ПЕВИЦА” (цель: развитие у детей слухового восприятия)
Музыкальный руководитель:
Ах, матрешечка - матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень хочется с тобою
Нашим детям поиграть!
Музыкальный руководитель выбирает трех матрешек (бутылочки) и говорит, что у каждой из них свой голосок. Предлагает послушать (встряхивает матрешек) и сказать, чем отличаются голоса матрешек. Дети отвечают – силой, громкостью.
Музыкальный руководитель:
Я весёлая матрёшка,
Я матрешка просто крошка,
И для всех сейчас спою,
Песню лучшую свою!
Музыкальный руководитель берет матрешку с громким звучанием и встряхивает ее, демонстрируя детям ее громкий голосок.
Музыкальный руководитель:
У красавицы матрёшки,
Громкий голосок,
Ты найди мою сестрицу
Ну, смелей, дружок!
После этого двум -трем детям предлагается найти сестриц (еще двух матрешек) с такими же громкими голосами.
Аналогично выбираются остальные сестрицы. Только музыкальный руководитель меняет вторую строку в стихотворении: “средний голосок” и “тихий голосок”.
Далее музыкальный руководитель читает детям стихотворение “Матрешка”
(автор: olsun с сайта prazdnichek.info)
Музыкальный руководитель:
Я Матрёшечка – краса!
Очень длинная коса,
Ленту алую вплету,
Хороводы заведу.Яркий сарафан на мне,
Вышитая блузка!
Как же он сейчас красив
Мой костюмчик русский!У меня сестрёнки есть,
Что меня моложе,
Как две капельки воды
На меня похожи!Вместе выйдем в хоровод.
Ножкой топнем – топ-топ-топ!
Будет петь и веселиться
Вместе с нами весь народ!
После прочтения стихотворения детям предлагается взять больших матрешек (папье-маше).
Проводится игра “Матрешка – плясунья” (цель: развитие у детей ритмического восприятия)
Музыкальный руководитель отстукивает ритмический рисунок матрешкой. Дети – повторяют. Усложнение: музыкальный руководитель может отстукивать ритм матрешкой с “голоском” (бутылочка). Если стучит матрешкой с громким голоском – то повторяют дети, у которых тоже матрешки с громкими голосами. Аналогично – для матрешек со средним и тихим голосом.
Музыкальный руководитель:
Поспела новая игра –
Нелегкое задание.
За дело взяться вам пора
И проявить внимание!
- А также ритмичность и ловкость. Вы готовы? (ответ детей)
Проводится подвижная игра “Матрешка – озорница” (цель: развитие у детей ловкости, внимания, ритмичности)
Музыкальный руководитель вносит большую матрешку (папье-маше), в которой спрятаны яйца – матрешки.
Музыкальный руководитель:
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой
Есть поменьше матрёшки (Ю. Володина).
Игра проводится под любую веселую мелодию, имеющую двухчастную форму. Дети стоят в кругу, у каждого из них в руке – матрешка (яйцо). На I часть музыки – дети ритмично встряхивают матрешками.
Усложнение: Можно передавать соответствующий ритмический рисунок.
С окончанием I части – кладут матрешек перед собой на пол.
В это же время воспитатель убирает одну матрешку.
На II часть музыки – легко бегут по кругу и с окончанием звучания – берут любую ближайшую матрешку. Кому не досталось, тот выбывает из игры.
В конце всей игры, самый ловкий участник собирает матрешек обратно в большую матрешку со словами: “поиграли, порезвились, и одна в одну сложились”.
Музыкальный руководитель:
Для вас – еще одна игра.
Поиграть хотите?
Дети: Да!
Проводится подвижная игра “Найди матрешку”
(цель: развитие слухового внимания, координации слова с движением, ловкости, тактильной чувствительности)
Дети с матрешками (бутылочками) в правой руке стоят в кругу. В центре круга – водящий-ребенок с завязанными глазами. Дети выполняют движения, одновременно проговаривая текст народной потешки.
Подходите, подходите! Дети идут в центр круга шагом с притопом. На товары поглядите! Из круга, тем же шагом. Привезли издалека Дети идут приставным шагом вправо по кругу, Мы не ситцы, не шелка .встряхивая матрешкой на каждый шаг. И не кольца, и не брошки, Кружатся вокруг себя на дробном шаге, быстро А весёлые матрёшки. встряхивая “матрешкой” на каждый шаг. Ну, скорее, не зевай! Грозят указательным пальцем левой руки. Ты матрешек догоняй! и разбегаются, произнеся последние слова.
Дети ходят по залу и встряхивают матрешками. Водящий идет на звук и ловит детей. Кто попался – быстро прячет матрешку в своей одежде. Водящий на ощупь определяет, где спрятана матрешка.
Музыкальный руководитель:
Все матрешки петь хотят
И без музыки грустят.
Громче, музыка, играй
Эй, матрешки, запевай!
Дети исполняют частушки “Матрешкины потешки” [1] на выбор
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матреша вышла в юбочке.На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Буренушка!
- Выхожу, Матренушка!Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку -
Вспомнили матрешку.Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Я цветочек вышила,
"Жу-жу-жу" услышала.
Села пчелка на цветок,
Мастерица - наутек.Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.Мышку встретили подружки
И попрятался друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
"И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?"Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и меряли,
Глазам своим не верили.
Пыль клубится по дорожке -
Едут с ярмарки матрешки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать!
В завершении занятия музыкальный руководитель предлагает детям взять детские шумовые инструменты и сыграть в оркестр.
Проводится музыкально-дидактическая игра
“Веселый оркестр МАТРЕШКА” (Презентация 2)
Музыкальный руководитель:
Играть с матрёшкой любят дети
И открывать её секреты.
Таит она так много тайн
И их всегда раскроет нам.
Матрёшка-дивная игрушка.
Для взрослых и детей -
Забавная подружка!
Мы будем с ней всегда играть
И встречи с чудом снова ждать!
***
Использованная литература и интернет-ресурсы.
- Берестов, В.Д. Матрешкины потешки // Берестов, В.Д. Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988.
- Детский сайт для родителей “Ну, мама”. Копилка детских стихов.
- www.prazdnichek.info. Новогодние поздравления и подарки детям.
- Стихи.ру – национальный сервер современной поэзии.
***
Все игровые пособия, используемые в занятии, представлены в Презентации 1.