На доске эпиграф к уроку:
Человеку нельзя жить без Родины,
Как нельзя жить без сердца.
Цель: Сформировать представление о ФГП Архангельской области и Коношского района.
Задачи:
1) Образовательные:
- определить ФГП Архангельской области, Коношского района, протяженность, координаты крайних точек;
- изучить влияние ФГП на природу и хозяйственную деятельность населения;
- знать номенклатуру (географические объекты по теме: Архангельская область, г.Архангельск, Коношский район, п.Коноша.
2) Развивающие:
- Продолжить работу по развитию:
а) нравственных качеств:любви к малой Родине, патриотизма;
б) познавательных процессов личности школьников: памяти, мышления, речи, познавательных способностей, интереса к предмету; картографических навыков.
3) Воспитывающие:
- Продолжить работу по формированию географической культуры учащихся как составной части общечеловеческой культуры.
Ожидаемые результаты.
- знать специфику географического положения Архангельской области Коношского района.
- уметь использовать приобретенные знания и изменения в практической деятельности и повседневной жизни.
Оборудование: Настенные карты “Политико-административная карта России”, “Физическая карта России”, карта Архангельской области,
Литература: География Архангельской области: учебное пособие для учащихся 8-9-х классов.
Класс: 8
Тип урока: комбинированный, вводный
Продолжительность: 40 минут
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Вводное слово учителя.
Урок хотелось бы начать со слов:
Как не любить нам Родину, что Севером зовется ?
Как не ценить края свои, в которых нам живется?
Как не ценить людей таких, кто Север прославляет?
Тот любит Родину свою, кто край свой изучает!
- Мы с вами живем в Архангельской области – это наша малая Родина. В 8 и 9 классах мы будем изучать природу нашей малой Родины – Архангельской области. Поможет нам пособие “География Архангельской области” области”.
Послушаем стихотворением нашего северного поэта А.Яшина “Только на Родине” (на фоне слайдов презентаций)
Да, только здесь, на Севере моем,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными – озерные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая nропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.
И, уж конечно, нет нигде людей
Такой души и прямоты, и силы,
И девушек таких вот, строгих, милых,
Как здесь в лесах, На родине моей.
Но если б вырос я в другом краю,
То все неповторимое,
Как чудо,
Переместилось, верно бы, отсюда
В тот край, другой –
На родину мою.
Сообщение темы урока. Целеполагание.
- Первая тема, с которой мы начнем изучение Архангельской области - это физико-географическое положение. Исходя из названия темы урока попытайтесь сформулировать цель урока.(цель урока)
(Учитель обращает внимание учащихся на план характеристики географического положения объекта, записанного на доске).
Изучение нового материала
Изучение ФГП Архангельской области по плану.
1) Общие сведения.
Область образована в современных границах 23 сентября 1937 года, до этого входила в Архангельскую губернию до 1929 года, в Северный край (1929-1936 гг.) и Северную область (1936-1937 гг.).
Архангельская область является субъектом РФ.
Губернатор Архангельской области - ОРЛОВ Игорь Анатольевич (3 февраля 2012 — по настоящее время)
Архангельская область имеет свой флаг, герб и гимн. (звучит гимн Архангельской области)
2) Местоположение.
- Архангельская область находится на материке Евразия (показ на физической карте мира).
Архангельская область располагается на севере Восточно-Европейской (Русской) равнины. На севере омывается водами .... морей (показ на карте). Какие острова входят в состав области?
- Такие острова, как Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Вайгач, Колгуев, Соловецкие острова и некоторые другие.
Она расположена на северо- западе страны и входит в Северный экономический регион, Северо-Западный федеральный округ.
- 2 часовая зона московское время.
3) Площадь . Сравнение площади области с субъектами РФ и странами
Архангельская область по величине площади занимает 8 место среди регионов России (уступая Якутии, Красноярскому краю, Тюменской области, Хабаровскому краю,Иркутской области, Ямало-Ненецкому автономному округу и Чукотскому автономному округу).
Площадь Архангельской области больше чем площадь крупнейших стран Западной Европы — Франции (547 030 км2) и Испании (504 782 км2). (приложение 1).
4) Соседние области. Определите с какими субъектами России граничит область.
- На западе – Республика Карелия
- На юге – Вологодская и Кировская области
- На востоке – Республика Коми, Тюменская область
5) Крайние точки. (карта, учебник стр.6)
Найдем эти точки на карте и определим координаты
Северная островная — мыс Флигели, остров Рудольфа, Земля Франца-Иосифа (81°50'35'' с. ш.59°14'22'' в. д. (G) (O)) — является одновременно самой северной неконтинентальной точкой России.
Северная материковая — Югорский полуостров, восточное побережье пролива Югорский Шар (69°41' с. ш.).
Южная — Коношский район (60°38' с. ш.).
Западная — бассейн реки Нюхча, Ветреный пояс (35°19' в. д.).
Восточная островная — мыс Флиссингский, остров Северный, Новая Земля (76°42'21'' с. ш.69°05'14'' в. д. (G) (O)).
Восточная материковая — река Кара, Пай-Хой (65°52' в. д.).
Покажите крайние точки на карте .
Определение расстояния с З на В и С на Ю.
Архангельская область сильно вытянута “по диагонали” с юго-запада на северо-восток. Расстояние между крайними точками составляет более 20° по широте и более 30° по долготе. Для сравнения, близкая по площади, но более “компактная” Франция по широте и долготе занимает менее 10°.
Какое влияние это оказывает на климат?
Такая большая протяженность, высокоширотное положение, близость Северного Ледовитого океана оказывают существенное влияние на формирование природных условий области.
Состав области – АТД (стр.11 учебника)
Перечислите, что входит в состав Архангельской области?
Архангельская область включает в себя Ненецкий автономный округ(более 30% от площади области). Область насчитывает 20 административных районов, 14 городов, 38 поселков городского населения, а также сельские населенные пункты.
Областной центр. Назовите областной центр.
Город Архангельск – центр Архангельской области был заложен в восьмидесяти километрах от Холмогор, старинного поселения, основанного новгородцами еще в 11 веке, по указу Ивана Грозного в 1584 г. был основан первый морской порт в устье Северной Двины.и до 1613 года носил название Ново Холмогоры.
Вы дали полный адрес Архангельской области..
Оцените ГП области для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Закрепление.
Практическая работа на контурной карте.
“Определение географического положения и границ Архангельской области”.
А теперь выполним практическую часть работы
Задание 1. Нанесите на карту границу области и подпишите её соседей, моря, острова.
Задание 2. На контурах укажите название областного центра, крайние точки.
Оценка географического положения своего населённого пункта –
(Читается стих) Родина — Коноша
Лидия ПОПОВА
Есть в России такой уголок,
Где живет мой поселок родной.
Я любуюсь его красотой
И дышу его свежей весной.
Моя Родина - Коноша.
Мое счастье - опять же она.
И леса, и поля, и делянки,
И болотные наши места.
Я иду по знакомым дорожкам
И смотрю на счастливых людей.
Мой поселок растет, хорошеет,
И становится сердцу теплей.
Мне навстречу спешат лесовозы,
И уходят, стуча, поезда.
Я люблю тебя, край синеокий,
И горжусь, что я здесь родилась!
Задание. Оцените ГП нашего населённого пункта, используя карты атласа Архангельской области. Эту работу вы выполните самостоятельно по плану:
- Найти на карте области и района свой населённый пункт.
- Дайте оценку ГП своей местности.
- Как лежит по отношению к областному и районному центру? Сильно ли удалён от границ?
- Оцените транспортное положение посёлка по отношению к жд и автодорогам, воздушным и морским сообщением.
- На картосхемах нанесите свой посёлок.
- Вывод о выгодном или невыгодном положении.
А теперь заслушаем всё то, что у вас получилось (характеризуют ГП поселка.).
Рефлексия.
Песня о “северо-юге”Альберт ЗАБАЛУЕВ (приложение 2)
Домашнее задание.