История деревень бывшей Сигорской волости Угличского района Ярославской области в первой половине ХХ века. 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель работы: привлечение внимания обучающихся к историческому прошлому своей страны, к прошлому своей малой родины.

Задачи

  • Осознать связь истории малой родины с историей страны.
  • Воспитывать бережное отношение к прошлому малой родины.
  • Понять происхождение названий населённых пунктов.

I. Вводная часть.

Слайды 2 – 4. Земля Ярославская! Когда мы произносим эти слова, чувствуем дыхание истории, думаем о людях, прославивших эту землю. В минуты бедствий России наши земляки не раз принимали участие в ее судьбе, в поворотах ее истории. С Ярославией неразрывно связаны имена выдающихся людей нашей Родины. Среди них можно назвать великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова и героя Чесменской битвы Г.А.Спиридова, замечательного механика, конструктора и судостроителя В.И. Калашникова, физиолога А.А. Ухтомского, великого педагога К.Д. Ушинского... Отсюда ушли в большую жизнь и прославили себя на полях сражений советские полководцы Ф.И. Толбухин, В.Г. Жолудёв, П.И. Батов... Но мы должны понимать, что не менее важен для страны труд простых людей, чьи имена чаще всего не упоминаются на страницах исторических изданий.

Богатая история Ярославского края – неиссякаемый источник познания прошлого родной земли и страны.

Слайд 5. Среди полей и лесов затерялись деревни нашего края. Приходили завоеватели, разоряли деревни и сёла, но ценой неимоверных усилий простых тружеников, имена которых не сохранила история, вновь расчищались участки леса под пашню, восстанавливалось хозяйство, появлялись новые деревни. Возводились храмы.

С наступлением индустриальной эпохи увеличивается доля городского населения в стране, приходят в запустение места, обжитые ещё в незапамятные времена. И сейчас мало кто с уверенностью может сказать, где находилась деревня Григорово или деревня Раменье. Но и эти деревни – часть нашего культурного наследия, свидетели истории.

II. Основная часть.

Слайд 6. На современной карте мы уже не найдём многих деревень, существовавших в начале прошлого века. Исчезнувшие деревни – печальная страница нашей истории. На интересующей нас территории по материалам “Статистического описания Ярославской губернии. Угличский уезд”[1904г] в начале XIX века” находилось 46 деревень. А сейчас только 41, из них 13 находятся на грани исчезновения.

Слайд 7. Сейчас не каждый скажет, где была деревня Раменье. Согласно “Списку населённых мест Сигорской волости”, она находилась в сорока верстах от Углича. В ней проживало 135 человек. В 1931 году здесь был создан колхоз “Новый путь”, который 14 декабря 1036 года был объединён с колхозом “Новая заря” (д. Станиславка), а 17 июня 1950 года, в результате укрупнения колхозов, деревня вошла в состав колхоза имени Калинина.

Достаточно многолюдной была она и в начале прошлого века, т.к. до 14 июня 1954 года существовал Раменский сельский совет. Затем он был ликвидирован. Деревня вошла в состав Загорьевского сельсовета. С этого времени деревня приходит в упадок и пустеет. Сейчас на месте этого селения находится поле колхоза имени Калинина.

А название деревни позволяет предположить, что это достаточно древнее поселение, т.к. в современном русском литературном языке нет слова “рамень”. Хотя в прошлом оно было широко распространено на территории нашей страны в тех местах, где был лес. Как удалось выяснить, это слово имело большой круг значений. В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даля у слов “рамень”, “раменье” указаны такие значения: лес, соседствующий с полями, пашней; смешанное чернолесье; густой дремучий лес, где есть распашка; лесная непроезжая глушь, где на опушке есть росчисть и селение, и, вероятно, росчисть на сухом возвышенном месте в лесу.

В деревне Липовая Гора, что в 45 верстах от Углича в 1897 году проживало 120 человек, а в 1976 году умер последний житель. И сейчас можно видеть множество лип в этом месте.

Чурилово обезлюдело недавно. Последние жители покинули его в 1982 году. Она всегда была небольшой. По результатам переписи 1897 года в ней проживало 38 человек. Говорят, что народ здесь был зажиточным. В начале XX века здесь ещё занимались кустарными промыслами: изготавливали кадки, ушаты, лохани, шайки, бочонки, ступы, и даже телеги. Материал брали в ближайшем лесу.

Деревни с названием Чурилово довольно часто встречаются на карте Ярославской области. Мы насчитали 9. Из них 3 находятся на территории Угличского района.

Слайд 8. Под угрозой исчезновения оказались деревни: Васильцово, Высокуша, Гнездилово, Деревеньки, Дреплево, Кармолиха, Коровайцево, Кривцово, Овинцево, Полеткино, Станиславка, Станки, Чаданово. В них в основном живут в основном дачники.

Слайд 9. Но каждая из этих деревень имеет свой особый уклад, свои легенды... Например, деревня с ласковым названием Деревеньки до середины XX века славилась мастерами по выделке овчин. Сейчас она привлекает внимание тем, что рядом находится часовня, за которой тщательно ухаживают жители окрестных деревень.

Слайд 10. Говорят, что построили её на месте обретения чудотворной иконы Святой Варвары Великомученицы. У входа в часовню есть камень-следовик. Считается, что он способен исцелять болезни ног.

Вокруг часовни много родников, но главный родник находится внутри часовни. Вода в нём удивительная, святая, как говорят. Воду можно набрать, принести домой, она будет долго стоять и не испортится.

Сюда со всей округи приходят люди на Крещение, чтобы умыться этой водой.

По православным праздникам к часовне идут крестным ходом прихожане, настоятель храма Борисоглебской церкви служит молебен.

Часовня находится в низине, к ней неудобно подходить. Говорят, что её несколько раз пытались построить в другом месте, но каждый раз, во время половодья, здание сносило именно сюда.

Слайд 11. В полутора километрах от часовни находится церковь Бориса и Глеба Воронежская. Она была открыта в 1808 году. Это единственный храм нашей местности, который никогда не закрывался. Среди местных жителей ходят рассказы о том, что в тридцатые годы храм хотели взорвать. Но один из местных жителей накануне назначенного взрыва поднялся на колокольню с пулемётом и никого даже близко не подпустил. Что было дальше со смельчаком неизвестно. Но храм стоит на радость и утешение всем нам.

Слайд 12. Рядом с церковью Бориса и Глеба находится деревня Старово. Само название говорит о том, что данное поселение появилось раньше остальных. В начале прошлого века эта деревня была многолюдной, т.к. по переписи 1897 года в ней проживало 288 человек. А к началу двадцать первого века здесь осталось лишь 7 человек.

Чем только ни занимались жители этой деревни! Точили веретёна, изготавливали прядильные гребни, грабли, занимались извозом.

Слайд 13. Деревня Каташево находится в сорока километрах от Углича. Своё название получила по основному ремеслу жителей. Они занимались производством валенок. Для деревенского жителя даже сейчас валенки – основной вид зимней обуви. Только катают валенки сейчас машинами, и они получаются грубыми. А вот при катке вручную они были мягкими да лёгкими. Для валенок нужна была шерсть, поэтому в каждом хозяйстве были овцы. А сейчас овец в этой деревне совсем нет. Забыто и ремесло... Деревня пустеет. В ней проживает только 27 человек, а по переписи 1897 года проживало 202.

Слайд 14. Деревня Макарово находится в трёх километрах от Юрьева, центральной усадьбы колхоза “Искра”, по дороге в Каташево. Расположилась она на берегу речки Воронежка.

Сейчас это небольшая деревня: всего 13 домов и 20 жителей. Согласно сведениям “Историко-статистического обзора Ростово-Ярославской епархии за 1861 г.” в деревне Макарово насчитывалось 23 дома, где проживал 161 человек. По переписи 1897г. здесь было 29 домов, и поживало 192 человека.

Чем занималось население нашей деревни в это время, нам выяснить пока не удалось. Но мы узнали, что в 1914 г. здесь жил Лобанов Андрей Николаевич, который сдавал в аренду свечную кладовую и мелочную лавку. Лавки располагались обычно на нижнем этаже жилого дома. В ходе исследования мы выяснили, что в деревне действительно были два двухэтажных дома.

Слайд 15. Историю одного из них нам удалось восстановить. Принадлежал он зажиточным крестьянам Мартыновым. Как утверждает Микерина М.И., этот дом построил Ворошиловский барин Арнаутов для своего внебрачного сына Мартына. Поэтому дом запомнился под названием “мартынов дом”.

После революции Мартыновых раскулачили, главу семейства арестовали, и домой он больше не вернулся. Дом оставили его жене и детям. Дочерей срочно выдали замуж за бедняков в село Заозерье, а сыновья уехали на заработки в Москву, чтобы избежать дальнейшего преследования. По свидетельству Панафидиной К.С. этот дом после смерти хозяйки достался семье учителя Юрьевской школы В.А. Орлова-Соколовского, т.к. его жена Елизавета Васильевна была дальней родственницей Мартыновых.

Микерин А.Н. говорил, что на первом этаже Орлов-Соколовский учил первоклассников.

Жила семья очень бедно, не было даже дров, и чтобы топить печку, они начали разбирать верхний этаж дома. После смерти супругов Орловых-Соколовских дом восстановили. Жил там председатель колхоза “Путь Ленина” Касьянов. Он полностью перестроил дом, который стал мало отличаться от других домов в деревне. Затем дом отдали под общежитие, которое впоследствии сгорело. До сих пор на краю деревни находятся руины этого здания.

Жители деревни видимо были людьми небедными. Многие во время коллективизации подверглись раскулачиванию и покинули родные места.

В результате исследования удалось выяснить, что на сегодняшний день не осталось ни одного коренного жителя в этой деревне. Согласно “Спискам крестьян Сигорской волости, приписанных к разным хлебозапасным магазинам за 1914г” не значатся ни Рычаговы, ни Микерины, ни Киселёвы, ни Веденеевы. Почти все жители деревни носили фамилию Биткины. Хотя мы не уверены, что они были родственниками.

Сейчас в Макарове числится 14 постоянных хозяйств, где проживает 34 человека, из них большую часть составляют пенсионеры. А детей всего четверо.

Но жизнь деревни всегда была интересной. Проводились и проводятся совместные праздники: День пастуха, День села, Масленица, престольные праздники, дни рождения. С теплотой жители вспоминают 1961 год, когда в деревню провели электричество, и 1985 год, когда подключили местное радио.

Слайд 16. Ученица 9 класса Юрьевской школы Светлана Веденеева написала о своей малой родине такое стихотворение:

“Макарово – мой дом родной,
Восхищаюсь я тобой!
Ведь всегда здесь так прекрасно:
Утром солнце светит ясно,
Освещая всё вокруг.
Места лучше нету, друг!
Деревеньку я люблю,
В ней я весело живу,
Деревенька для меня
Будет РОДИНОЙ всегда!”

Слайд 17. Не менее замечательна и деревня Семёнково. Деревня Семёнково находится в пятидесяти пяти километрах от города Углича на территории колхоза “Искра”. Мы не знаем что за Семён основал её. Но расположилась она при впадении речки Роботка в реку Сабля.

Слайд 18. Сейчас это небольшая деревня: всего в ней 22 дома и 35 жителей. Согласно сведениям “Историко-статистического обзора Ростово-Ярославской епархии за 1861 г.” в деревне Семёнково находилось 48 домов, где проживало 269 человек. По переписи 1897 г. здесь было 57 домов, где поживало 332 человека.

Жители Семёнкова были людьми работящими, состоятельными: в деревне имелась мельница, колотильни, амбары, сараи...

Славилась деревня своими мастерами. Здесь и сапоги тачали, и валенки валяли, и грабли делали, и веретёна точили, изготавливали упряжь для лошадей, делали сани... Почти в каждом доме пряли лён и для себя, и на продажу, ткали половики. А продать готовую продукцию можно было в базарные дни в селе Заозерье.

В деревне было две лавки, где торговали разными необходимыми в быту товарами: свечами, керосином, солью...

В архивах нам удалось найти “Списки торговцев Угличского уезда, сдававших в аренду свои торговые заведения и квартиры” за 1914 год. Там говорится, что житель деревни Семёнково, Цыплёнков Михаил Дмитриевич, сдавал в аренду “мелочную лавку”. Лавки располагались обычно на нижнем этаже жилого дома. Но в ходе исследования нам не удалось выяснить, кто был владельцем второй лавки и где именно эти лавки находились.

Жители деревни были набожны: каждое воскресенье надевали лучшие наряды и отправлялись в церковь Бориса и Глеба, которая находится в 8 км от Семёнкова.

В деревне имелась деревянная часовня в честь иконы Казанской Божьей Матери. Часовня поддерживалась силами жителей деревни. К сожалению, она не сохранилась: её снесли при строительстве дороги в семидесятые годы прошлого века.

Многие жители деревни во время коллективизации подверглись раскулачиванию и покинули родные места.

Вот что рассказала нам об этом Панафидина К.С.: “Мой отец был зажиточным крестьянином, не хотел отдавать имущество в колхоз. Его арестовали как “врага народа” и увезли в угличскую тюрьму. Мне было тогда восемь лет. Ещё недавно очень зажиточная, наша семья стала бедствовать: забрали всё: и корову, и лошадь, почти всё имущество. Мы надеялись, что отец вернётся. Я поднималась в 4 часа утра и пешком шла в Углич, чтобы отнести “передачку” отцу. Однажды прихожу, а мне говорят: “Такого здесь нет”. Больше я об отце ничего не слышала”. Это был не единичный случай: многие жители этой деревни были высланы и где-то погибли.

В результате исследования удалось выяснить, что жителей вынудили вступить в колхоз, отдав в коллективную собственность риги, сараи, мельницу, коров и лошадей. Благосостояние крестьянских хозяйств пошатнулось. И всё же они считались жителями состоятельными. Привыкшие к труду люди продолжали заниматься производством граблей, кос, лопат, катали валенки. Готовую продукцию продавали в Калининской области. Самыми известными мастерами были Камутин Павел Иванович, Багреловы Григорий Фёдорович и Михаил Алексеевич, Шапошников Дмитрий Васильевич, Шевяков Иван Алексеевич.

Отказывая себе в питании, умудрялись торговать сметаной, творогом в Калязине. Рассказывали, что поход на рынок с товаром был опасным: случалось, грабили женщин, возвращавшихся с базара. Чтобы увереннее чувствовать себя в пути, собирались по несколько человек и, взвалив на плечо вёдра с творогом, отправлялись в путь.

За торговлю могли наказать: оштрафовать или даже выгнать из колхоза. Позднее отношение к частной торговле несколько изменилось, стали облагать частников подоходным налогом.

Во время Великой Отечественной войны мужчины ушли на фронт. Лошадей угнали на помощь фронту. В деревне остались женщины и дети, но, несмотря на все трудности, за четыре года войны не было заброшено ни одного поля. Можно только восхищаться такой стойкостью, такой силой духа русского крестьянства! Недаром колхоз носил гордое название “Герой”. В 1963 году он был реорганизован и слит с колхозом “Путь Ленина”. Последним председателем колхоза была Александра Ивановна Хаустова.

III. Заключение.

Слайд 19. Умирают деревни, как угасают звёзды. И мы должны успеть сохранить память о тех, кто жил в этих краях. Это наша национальная память, или как писал Дмитрий Меркулов: “...воистину драгоценный опыт народа, наше не тронутое до времени богатство, наш невостребованный жизненный опыт, наша оборона перед ледяными ветрами истории и адским пламенем мирового зла, наше накопленное за тысячелетия творческие возможности, наша почва”.

- Ребята, как вы понимаете слова Д.Меркулова?

Слайд 20. Сегодня на занятии прозвучали названия не всех деревень. Давайте будем продолжать нашу работу. И домашним заданием будет расспросить бабушек и дедушек, чтобы узнать какие ещё деревни есть в нашей местности и собрать о них информацию.