Задачи:
- Закреплять навык правильного произнесения звука [С] изолировано.
- Совершенствовать артикуляционную моторику, развивать мелкую моторику рук.
- Развивать фонематический слух, речевое дыхание.
- Тренироваться в умении определять, в какой части слова стоит звук.
Оборудование: картинки к артикуляционной гимнастике (окошко, улыбка, чистим зубы, расческа), картинка с изображением матраса и насоса, игрушка кораблик, тазик с водой, коробка с речным песком, картинки: фонтан, ласты, сумка пляжная, матрас, сандалии, спиннинг, кокос, ананас, слива, абрикос, смородина, малина, банан, яблоко, лимон, стакан с водой, пластмассовая трубочка.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед предлагает ребенку отправиться с Язычком отдыхать на море.
- Давай полетим на самолете, руки в стороны, изображаем, как летит самолет
(С-С-С).
2. Артикуляционная гимнастика.
- Прилетели мы на море, Язычок зашел в свой номер и открыл окошко, чтобы полюбоваться видом из окна (упр. “Окошко” Приложение 1). Ему так понравилось, что он улыбнулся (упр. “Улыбка” Приложение 1). После долгого полета надо привести себя в порядок причесаться (упр. “Расческа” Приложение 1) и почистить зубы (упр. “Чистим зубы” Приложение 1)
- Вот теперь можно идти на пляж.
3. Автоматизация изолированного звука [С]:
- На чем мы будем загорать? Взрослый показывает картинку с изображением матраса и насоса (Приложение 2). (На матрасе.)
- Но его надо надуть. (С-С-С). Ребенок произносит звук [С ] и нажимает пальчиком на насос.
- Давай покатаемся на кораблике? (Да)
Ребенок изображает нос корабля, вытянув руки вперед, соединив при этом подушечки пальцев рук.
- Как кораблик качается на волнах? (С-С-С)
4. Развитие речевого дыхания:
Взрослый предлагает ребенку отправить в плавание кораблик, который поместили в таз с водой, сильной струей воздуха подуть на кораблик, чтобы он поплыл.
5. Автоматизация изолированного звука [С]:
- Мы наплавались и вышли на берег, а на берегу столько песка.
Взрослый показывает ребенку коробку с речным песком на ее дне и предлагает писать букву С, одновременно, произнося звук (С-С-С).
6. Развитие фонематического слуха, определение позиции звука в слове:
Логопед предлагает игру: “Ушки на макушке”:
Перед ребенком картинки с изображением предметов, которые пригодятся на пляже (Приложение 2) и 3 схемы с разной позицией звука [С] (начало слова, середина, конец).
Взрослый произносит каждое слово, голосом выделяя звук [С], ребенок определяет, в какой части слова он слышит звук [С] и проводит карандашом от картинки к нужной схеме.
7. Автоматизация изолированного звука [С]:
- Мы так устали, может быть, сходим в кафе, которое на пляже? (Да)
- Рядом с кафе есть фонтан, освежимся возле него. (Приложение 2)
- Как льется водичка из фонтана (С-С-С).
- Давай попьем сок.
Логопед предлагает ребенку втянуть воздух в себя, как будто он пьет сок, кончик языка находится за нижними зубами вдыхаемый воздух холодный, как сок, а потом выдохнуть воздух обратно, чтобы получился звук [С].
8. Развитие речевого дыхания:
- А теперь мы можем поиграть и попускать пузыри в стакане с соком.
Ребенок дует в трубочку, которую опустили в стакан с водой.
9. Развитие фонематического слуха:
- Сок мы попили, а фруктовый салат хочешь попробовать? (Да).
Взрослый предлагает ребенку приготовить его самому, только из тех фруктов и ягод, в названии которых есть звук [С].
На листе бумаги нарисованы миска и разные фрукты (кокос, ананас, слива, абрикос, смородина, малина, банан, яблоко, лимон) (Приложение 2).
Взрослый произносит названия фруктов, если ребенок услышал в нем звук [С], он проводит линию от фрукта к миске.
10. Итог занятия:
- Молодец, ты очень старался произносить звук [С].
- Твоему Язычку понравилось путешествовать?