Занятие по автоматизации звука [с] «Язычок отдыхает на море»

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • Закреплять навык правильного произнесения звука [С] изолировано.
  • Совершенствовать артикуляционную моторику, развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать фонематический слух, речевое дыхание.
  • Тренироваться в умении определять, в какой части слова стоит звук.

Оборудование: картинки к артикуляционной гимнастике (окошко, улыбка, чистим зубы, расческа), картинка с изображением матраса и насоса, игрушка кораблик, тазик с водой, коробка с речным песком, картинки: фонтан, ласты, сумка пляжная, матрас, сандалии, спиннинг, кокос, ананас, слива, абрикос, смородина, малина, банан, яблоко, лимон, стакан с водой, пластмассовая трубочка.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед предлагает ребенку отправиться с Язычком отдыхать на море.

- Давай полетим на самолете, руки в стороны, изображаем, как летит самолет

(С-С-С).

2. Артикуляционная гимнастика.

- Прилетели мы на море, Язычок зашел в свой номер и открыл окошко, чтобы полюбоваться видом из окна (упр. “Окошко” Приложение 1). Ему так понравилось, что он улыбнулся (упр. “Улыбка” Приложение 1). После долгого полета надо привести себя в порядок причесаться (упр. “Расческа” Приложение 1) и почистить зубы (упр. “Чистим зубы” Приложение 1)

- Вот теперь можно идти на пляж.

3. Автоматизация изолированного звука [С]:

- На чем мы будем загорать? Взрослый показывает картинку с изображением матраса и насоса (Приложение 2). (На матрасе.)

- Но его надо надуть. (С-С-С). Ребенок произносит звук [С ] и нажимает пальчиком на насос.

- Давай покатаемся на кораблике? (Да)

Ребенок изображает нос корабля, вытянув руки вперед, соединив при этом подушечки пальцев рук.

- Как кораблик качается на волнах? (С-С-С)

4. Развитие речевого дыхания:

Взрослый предлагает ребенку отправить в плавание кораблик, который поместили в таз с водой, сильной струей воздуха подуть на кораблик, чтобы он поплыл.

5. Автоматизация изолированного звука [С]:

- Мы наплавались и вышли на берег, а на берегу столько песка.

Взрослый показывает ребенку коробку с речным песком на ее дне и предлагает писать букву С, одновременно, произнося звук (С-С-С).

6. Развитие фонематического слуха, определение позиции звука в слове:

Логопед предлагает игру: “Ушки на макушке”:

Перед ребенком картинки с изображением предметов, которые пригодятся на пляже (Приложение 2) и 3 схемы с разной позицией звука [С] (начало слова, середина, конец).

Взрослый произносит каждое слово, голосом выделяя звук [С], ребенок определяет, в какой части слова он слышит звук [С] и проводит карандашом от картинки к нужной схеме.

7. Автоматизация изолированного звука [С]:

- Мы так устали, может быть, сходим в кафе, которое на пляже? (Да)

- Рядом с кафе есть фонтан, освежимся возле него. (Приложение 2)

- Как льется водичка из фонтана (С-С-С).

- Давай попьем сок.

Логопед предлагает ребенку втянуть воздух в себя, как будто он пьет сок, кончик языка находится за нижними зубами вдыхаемый воздух холодный, как сок, а потом выдохнуть воздух обратно, чтобы получился звук [С].

8. Развитие речевого дыхания:

- А теперь мы можем поиграть и попускать пузыри в стакане с соком.

Ребенок дует в трубочку, которую опустили в стакан с водой.

9. Развитие фонематического слуха:

- Сок мы попили, а фруктовый салат хочешь попробовать? (Да).

Взрослый предлагает ребенку приготовить его самому, только из тех фруктов и ягод, в названии которых есть звук [С].

На листе бумаги нарисованы миска и разные фрукты (кокос, ананас, слива, абрикос, смородина, малина, банан, яблоко, лимон) (Приложение 2).

Взрослый произносит названия фруктов, если ребенок услышал в нем звук [С], он проводит линию от фрукта к миске.

10. Итог занятия:

- Молодец, ты очень старался произносить звук [С].

- Твоему Язычку понравилось путешествовать?