Класс: пятый
Тип урока: открытие нового знания
Образовательная цель: закрепить знание русского алфавита, уметь им пользоваться в работе со словарем
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
УУД:
Личностные:
- Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
- Осознание алгоритма успешного учебного действия
Регулятивные:
- Участвовать в диалоге
- понимать чужую точку зрения
- отстаивать свою позицию
Коммуникативные:
- Умение работать в группе и паре
- Строить речевое высказывание
- Оценивать свою и чужую речь
Познавательные:
- Извлекать информацию из наглядного материала
- Ориентироваться в знаниях, использовать жизненный опыт
Основные понятия: буква, графика, алфавит
Межпредметные связи: литература, история
Ресурсы: учебник Ладыженской, 5 класс, учебная презентация, словари, наглядный материал(карточки, рисунки )
Необходимые материалы и средства: компьютер, проектор, ватманы, клей, смайлики
Организация работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Структура и ход урока
Этап | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные действия |
1. Организационный момент (1-2 мин.)
Мотивация. Цель: Включение в учебную деятельность |
Устное сообщение учителя - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. У каждого из вас на столе лежат 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. – Я рада, что у вас хорошее настроение. Значит, у нас сегодня всё получится. |
Выбирают смайлик, демонстрируя своё настроение. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний (5-6
мин.) Цель этапа: Выявление уровень знаний. Определение типичных недостатков. |
- Скажите, пожалуйста, какой раздел
лингвистики мы с вами изучаем? Что изучает фонетика? - На слайде Е, Ё, Ю, Я – это буквы или звуки? Почему вы так считаете? - На слайде и перед вами на партах изображения (рис.1 и рис.2). Попробуйте их расшифровать. Поработайте в парах. Рис. 1 Рис. 2 - Почему мы не можем прийти к общему решению? - Отгадайте загадку: Черные птички Прослушайте песенку. О чем она? Как вы думаете, какова тема урока? |
- Фонетика изучает звуки речи, гласные и
согласные. - Это буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука, мы их пишем и видим, а звуки слышим и произносим. - Потому что нет общих правил чтения таких рисунков. Нужно знать точно, что обозначает каждый предмет. - Это буквы. Выделяют признак. Формулируют тему урока (алфавит) Читают правильно буквы русского алфавита, проговаривают. |
познавательные УУД: поиск и
выделение необходимой информации, осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в
устной форме, смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из текста,
преобразование текста с целью выявления общих
законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. |
3. Постановка учебных целей
(2-3 мин.) Цель: Обеспечение мотивации школьников, принятие ими целей урока, актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) |
Отгадайте загадку: Тридцать три
сестрички - Какова главная цель урока? |
цель: повторить определение алфавита, узнать в чем назначение алфавита, научиться пользоваться им в работе со словарем. | личностные: личностный выбор; регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативные: постановка вопросов |
4. Усвоение новых знаний и
способов действий (8-9 мин.) Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичное закрепления учащимися изучаемого материала, содействие усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу, создание условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. |
Попробуйте догадаться, почему алфавит
так называется? - Чтобы начать “открытие нового знания”, обратимся к учебнику. Найдите определение алфавита. - Вам достаточно этого знания, чтобы выполнить самостоятельную работу? - Что вам нужно еще? - Каждой группе даны списки слов, которые нужно поставить в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы. Представьте, вам надо объяснить первокласснику, для чего ему нужно выучить все буквы? Алфавит? - Составьте предложения с данными словами (простые осложненные и сложные) |
Находят определение в учебнике. - Тренировочные упражнения. Работают в группах. Отвечают у доски. |
личностные: самоопределение, побуждение
к деятельности; регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
5. Физкультминутка (1-2 мин.) Цель: снять эмоциональное и умственное напряжение |
Делают разминку Из каждой группы выходят по 1 человеку. Их задача построиться. Они могут построиться по росту По фамилии, по имени в алфавитном порядке |
||
6. Первичное закрепление.
Включение нового в систему знаний. (4-5 мин.) Цель: установление правильности и осознанности изученного материала, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала |
- Для чего же в нашей жизни нужен
алфавит? Назовите ситуации, когда знание
алфавита вам может понадобиться. - Кто быстрее? (работа в группах) Перед вами города республики. Поставьте названия в алфавитном порядке. |
Работают в парах. |
Регулятивные: планирование,
прогнозирование; познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
7. Создание проблемной
ситуации (11-12 мин.) Цель: Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. |
- Всегда ли русские буквы так
назывались? Почему, как вы думаете их создатели дали им такие названия? Видео “Славянская азбука” - Удобна ли сейчас азбука Кирилла и Мефодия? Почему? |
Проговаривают свои версии. Записывают самостоятельно ответ на вопрос. |
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
8. Рефлексия деятельности (
2-3 мин.) Цель: Инициировать рефлексию учащихся своего психолого-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками, обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества |
Цель: Организует рефлексию. - Как поработали сегодня на уроке? - Исследование какой темы вели на уроке? Какие понятия разобрали? удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применять полученные на уроке знания? Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? |
Оценивают своё настроение с помощью смайлика. | Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли; личностные: смыслообразование |
9. Итоги урока (2-3 мин.) Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
- В русском языке есть выражение Азбучная истина. Что оно означает? | Осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке, работу своих товарищей. |
|
10. Домашнее задание (1-2 мин.) Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Упр. 293 Составить сказку об алфавите Ответить на вопрос: “Почему исчезли буквы?” |
личностные: - оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. |