Конспект урока математики в 1-м классе по теме «Число 10»

Разделы: Начальная школа


УМК “Школа России” 1 класс (ФГОС)

Цели урока:

  • ввести число 10, рассмотреть его состав, учить считать в пределах 10, развивать навыки сравнения чисел;
  • развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности;
  • формировать интерес к предмету;
  • развивать культуру устной и письменной речи.

Тип урока: “открытие” новых знаний.

Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока

  • Двузначное число, знаки цифр, числовой отрезок.

Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока

  • В результате обучающиеся научатся сравнивать, складывать и вычитать в пределах 10, записывать число 10, запомнят его состав.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:

  • личностные: активизировать познавательную деятельность учащихся посредством разнообразных заданий;
  • регулятивные: учить умению контролировать свою деятельность, умению работать по заданному алгоритму;
  • познавательные: учить умению выполнять работу с опорой на схемы, учить  выбору оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов; учить анализировать  объект с целью выделения признаков;
  • коммуникативные: формировать умение работать в коллективе, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в парах, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование: модель числового отрезка, набор цифр, образец цифры 10, конверты для групповой работы, учебник “Математика. 1 класс” М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, тетрадь к учебнику “Математика. 1 класс”, рисунок Карлсона, рисунок дерева (для рефлексии), математические кораблики, магнитные карточки от 1 до 10, проектор, компьютер.

Презентация.

Этапы урока Деятельность учителя Формы работы Деятельность учащихся
I. Мотивирование к учебной деятельности - Коснитесь друг друга ладонями, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: “У тебя всё получится!”

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Парная

 

Индивидуальная

 

 

 

Дети проверяют свою готовность к уроку.

II. Актуализация и фиксирование в пробном учебном действии - Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по городу чисел. Нас ждут необычные задания и интересное знакомство.

К нам кое-кто пришел:

“Толстячок живет на крыше, а летает он всех выше.
Он самый веселый на свете, поэтому нравится детям”. (Карлсон)

- Ребята! Карлсон, кажется, не понял, зачем он прилетел к нам. Что у него в руках? (Банка варенья.) Она ему пригодится на уроке? Давайте поучим Карлсона тому, что мы умеем - считать.

У вас лежат карточки с цифрами, я задаю вопрос, а вы показываете ответ. Отвечающий вписывает число в числовой ряд. (На доске - числовой отрезок с делениями без написанных чисел.)

Групповая  

 

 

Дети отгадывают загадку.

- Какое стоит между числами 1 и 3? (2)

- Увеличьте его на 2. (4)

- Полученное число увеличьте на 3. (7)

- Полученное число уменьшите на 1. (6)

- Результат увеличьте на 3. (9)

Индивидуальная Дети самостоятельно находят нужное число и показывают его.
III. Выявление места и причины затруднения. 1. Работа с числовым отрезком.

На экране вы видите пеньки, на которых будут появляться примеры. Их нужно решить, а ответы добавить в числовой отрезок.

5 – 2 = (3)

2 - 1= (1)

9 - 4= (5)

2 + 6= (8)

9+1= (10)

 

Индивидуальная, групповая, парная.

Учащиеся работают с числовым отрезком индивидуально, в паре, группе.
2. Определение темы и цели урока.

– Как вы думаете, смогли мы показать Карлсону, как нужно учиться?

– Ребята, что заметили на числовом отрезке?

- Попробуйте определить тему урока.

- О чем мы будем говорить сегодня?

– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

(Изучим состав числа 10; закрепим навык счёта в пределах 10, установим взаимосвязь между частью и целым, научимся сравнивать числа и выражения с числом 10.)

Групповая Дети, работая в группе, называют тему урока и моделируют цели урока.

Дети сравнивают свою тему и цели урока с эталоном.

IV. Построение проекта выхода из затруднения Создание пошагового алгоритма.

У детей в конвертах – изображения значков. <Приложение>

- Значками покажем план нашего пути.

Групповая Дети в группе пошагово намечают план изучения числа 10.
Физкультминутка Мы теперь — канатоходцы.
Сколько можем простоять.
(
Ходьба на месте, руки в стороны.
Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Ну, а если силы взвесить,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали.
   
V. Реализация построенного проекта - Ребята, у вас на партах есть математические кораблики. Работаем в парах.

- Разложите 10 фигур на две части.

- Переверните один кружок. Какая пара чисел получилась? (1 и 9)

(Аналогично ведется работа с другими парами чисел.)

- Какие группы у нас получились?

(1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1)

Парная Дети работают с математическими корабликами.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Работа с составом числа 10.

- Как получили число 10?

(Состав числа 10 – заполнение на доске математического домика)

Парная Учащиеся проговаривают состав числа 10.

Дети работают с составом числа 10 у доски (числовые домики).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка для рук

1.Работа в тетради

Стр. 23 задания 1 и 4 (по вариантам), проверка по эталону на экране.

– Давайте выполним задание в тетради, но сначала разомнем наши руки.

(Пальцы обеих рук сжаты в кулак.

Локти стоят на столе.

Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.)

Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

Индивидуальная, парная Работают самостоятельно в тетрадях проверяя с эталоном учителя.
2. Число 10.

– Чем запись числа 10 отличается от записи остальных известных нам чисел? (Используем две цифры).

- Правильно. Такие числа, состоящие из двух цифр, называются двузначными.

3. Запись числа 10.

- Показ на экране написания числа 10.

  Дети делают вывод, что в записи числа используется два знака.
4. Работа в тетради.

Стр. 23 №3

- Сколько клеточек мы используем для записи однозначного числа? А для двузначного?

- Занимает число 10 две клеточки. (Учитель показывает)

- Ребята, напишите ещё 3 числа, подчеркните правильное написание. Допишите до конца строки.

Групповая Дети прописывают число10, анализируют и сравнивают образец со своим.
- Где вы встречаетесь с числом 10?

– Что насчитывается у человека в количестве 10? (10 пальцев.)

- Где ещё мы встречаем число 10? (Ответы детей.)

Индивидуальная Дети приводят примеры где, в каких случаях встречается число 10.
VIII. Включение в систему знаний и повторение Работа в тетради

стр. 23 № 5

Парная Дети в паре обсуждают вариант выполнения задания и раскрашивают нужное количество фигур.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока)

– Что сегодня изучали на уроке?

- Как получили число 10?

- Какое задание вы считаете интересным?

- Давайте нарядим наше дерево и оценим наш урок.

Вы прикрепляете

  • красный листочек - если урок вам понравился, и вам всё было понятно,
  • жёлтый листочек - если не всё было понятно,
  • зелёный листочек - было очень трудно.

- Вот какое дерево у нас получилось!

- А каких листиков больше?

- Я вижу, что вы внимательно слушали и поняли урок. А зелёных листиков мало ещё и потому, что у нас на улице осень.

- Коснитесь друг друга ладонями, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: “У нас всё получилось!” Похлопаем себе!

- Встаньте. Спасибо за урок! Молодцы!

Индивидуальная

 

Коллективная

Дети вспоминаю, что они делали на уроке, как изучали число 10.

Дети прикрепляют листочки разного цвета на рисунок дерева