Цели урока:
- повторить устные и письменные приемы сложения и вычитания;
- закреплять знание натурального ряда, приемов сравнения чисел;
- закреплять умение решать задачи изученных видов;
- учить выполнять задания логического характера.
Оборудование:
- учебник математики М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. для 3 класса (часть 1);
- листы с заданием для парной формы работы Рисунок 1;
- проектор,
- экран
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель предлагает разминку “Мой вопрос – ваш ответ”.
- Кто хочет без ошибок примеры считать?
(Ученики хором отвечают: “Я хочу без ошибок примеры считать”.)
- Кто хочет правильно задачи решать?
- Кто хочет смекалку свою развивать?
2. Актуализация знаний.
Собрали дети осенний букет в парке из листьев опавших;
Каких только листьев в букете их нет, красками броско пылавших:
9 кленовых, 20 осиновых, 8 дубовых и 10 рябиновых.
Сколько же листьев собрали дети в этом нарядном осеннем букете?
- Запишите в тетради полученный ответ. (47)
- Расскажите все, что знаете об этом числе. (Число двухзначное, нечетное,
Соседи – 46 и 48, в составе 4 десятка и 7 единиц).
- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. (47 = 40 + 7)
- На экране задание – составьте слово из букв: У М А С М.
- Теперь составим и решим примеры, где 47 – первое слагаемое, а второе слагаемое – однозначное число; 47 – первое слагаемое, а второе слагаемое – двухзначное число; первое слагаемое – круглое число, а второе слагаемое – 47. (Например: 47 +8; 47 + 22; 47 + 39; 50 + 47)
- На экране новое задание – составьте слово из букв: Н О Ь Р А З Т С.
- Теперь составим и решим примеры, где 47 – уменьшаемое (47 – 25; 47 - 19); 47 – вычитаемое (69 – 47; 80 – 47); 47 – разность (77 – 30; 90 – 43)
В процессе решения примеров учащиеся комментируют приемы вычислений, вспоминая изученный материал 2 класса.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
3. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
А). Страница 5 №1 – первый столбик – с комментированием и записью на доске, остальные - самостоятельно.
Фронтальная проверка – ответы на экране.
Б). Страница 5 №2 с подробным объяснением письменных приемов сложения и вычитания и с записью на доске.
4. Физкультминутка
.Ветер тихо клен качает, влево – вправо наклоняет,
1 – наклон и 2 – наклон, зашумел листвою клен.
Видишь, листики летают, их ребята собирают:
1 – 2 – 3 – 4 – 5, Ох! Считать – не сосчитать!
Вы, друзья, с задачами дружите,
В “Блиц-турнире” все решите.
5. “Блицтурнир”.
1) С первого клена слетели 38 листьев, а со второго клена – на 14 листьев больше. Сколько листьев слетело со второго клена?
2) На прогулке Оля собрала 30 красивых листочков, Даша собрала 18 листочков. На сколько больше собрала листьев Оля?
3) Для одного гербария засушили 45 листьев, для другого гербария приготовили на 10 листьев меньше. Сколько всего листьев представят в этих 2 гербариях?
4) Ежик натаскал в свою ямку за 2 дня 100 листьев. В первый день он принес 52 листа. Сколько листьев ежику удалось принести во 2 день?
- Учащиеся записывают только решения задач:
1) 38 + 14 = 52 (листа) – со 2 клена
2) 30 – 18 = 12 (листьев) – больше у Оли
3) 45 + (45 – 10) = 80 (листьев) – всего
4) 100 – 52 = 48 (листьев) – во 2 день
6. Задачи на смекалку.
- На экране текст задачи: Растут 6 деревьев: сосна, береза, липа, тополь, клен и ель. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа ниже березы, сосна выше тополя, клен ниже липы, а ель выше сосны?
- Учитель предлагает на вертикальном отрезке, начерченном в тетради, отметить точки, соответствующие этим деревьям по условию задачи.
7. Рефлексия.
- Парную работу приготовила я,
2 минуты у вас, друзья.
Ответ получите, число напишите
На цветной стороне листа.
- Учитель раздает листы с заданиями по теме урока. Ребята выполняют вычисления, записывают ответ и поднимают лист вверх. По просьбе учителя ребята выходят к доске, располагают ответы в порядке убывания полученных результатов. ?Рисунок 1?
- Какое число лишнее? (50 – так как это круглое число, 51 – так как это нечетное число)
8. Подведение итогов урока:
- Что мы повторяли сегодня на уроке?
- Чем полезен был урок для вас?
- Над чем нужно еще поработать?
- Кто и за что может себя похвалить?
- Математический фокус: Задумай число, прибавь к нему 6, из суммы вычти 2, затем еще вычти задуманное число, к результату прибавь 1. Получится...?
- Сегодня такую оценку (5) за работу на уроке получают.........