Цель: обобщить знания о правописании безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания;
- осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока; - работать по заданиям, уметь определять падеж, число имен существительных
Коммуникативные действия:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- учиться работать в паре и группе;
- развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- пробудить познавательную активность.
Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, карточки для работы в паре и группе, таблица “Падежные окончания имен существительных во множественном числе”
Ход урока
1. Организационный момент.
- Каждый день на каждом уроке мы с вами все выше и выше поднимаемся на вершину горы знаний. Сегодня я предлагаю вам взять еще одну высоту.
2. Повторение словарных слов.
Дети разбиваются на 6 групп. Учитель диктует словарные слова в единственном числе: газета, корабль, облако, учитель, месяц. Дети записывают их во множественном числе, выделяя окончания.
- 1 группа записывает слова в именительном падеже,
- 2 группа - в родительном падеже,
- 3 группа - в дательном падеже,
- 4 группа - в винительном падеже,
- 5 группа - в творительном падеже,
- 6 группа - в предложном падеже.
3. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
Затем идет проверка. У детей на партах лежит листочек с таблицей, которую они заполняют во время проверки. Учитель заполняет аналогичную таблицу на доске.
В именительном падеже | |
В родительном падеже | |
В дательном падеже | |
В винительном падеже | |
В творительном падеже | |
В предложном падеже |
- Определите тему урока.
- Поставим задачи:
- Повторить .....
- Уметь.....
- Знать......
4. Работа над новым материалом.
1. Игра “Четвертый лишний” (работа в группах).
Надо найти в каждой строчке лишнее слово.
С дорог, с тропинок, с путей, поездка
От токарей, на гербах, в дуплах, о тортах
По дорогам, про картины, к агрономам, по городам
Представители групп объясняют, какие слова лишние и почему.
- Значит какие падежи мы сейчас будем повторять? (Именительный, родительный и винительный падежи множественного числа).
2) Повторение именительного, родительного и винительного падежей множественного числа.
б). На доске:
И. п. есть помидоры солдаты Р. п. нет места цыгане В. п вижу
Учитель: По какому признаку распределены существительные в 1 и 2 столбиках?
Дети: На одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Затем дети вместе с учителем вслух склоняют сначала неодушевленные имена существительные и повторяют, как отличить именительный падеж существительных от родительного падежа, т.к. формы этих падежей имеют одинаковые окончания.
Аналогично склоняют одушевленные имена существительные и повторяют как отличить родительный падеж от винительного падежа, т.к.формы этих падежей имеют одинаковые окончания.
б). Учитель: Потренируемся в определении падежей и написании падежных окончаний.
Дети записывают предложения под диктовку (1 ученик работает у доски).
На лесной опушке стояла стройная рябина. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле.
После определения падежей дети повторяют морфологический разбор (слово “на опушке”) и синтаксический разбор (1 предложение)
в). Далее идет работа в парах. Упр. 268 стр. 139 (диалог)
3) Повторение дательного, творительного и предложного падежей.
а). Учитель: Для того, что правильно сделать следующее задание, мы должны повторить оставшиеся три падежа.
Дети самостоятельно выполняют задание из тетради на печатной основе стр.77 упр. 183
Взаимопроверка
б). Дети выполняют самостоятельно задание, написанное на карточках (можно на слайде)
Списать, вставляя пропущенные окончания и определить падеж имен существительных множественного числа.
Дни стали ненастные, по ноч... холодно. На огород... овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы-голыши с пупырышк... и помидоры с атласными спинк... Потом лук в бумажных рубашк... Потом бобы в шерстяных чулочк...
Детям дается вторая карточка, где текст написан с окончаниями и определены падежи.
(Проверку можно сделать на слайде)
5. Рефлексия.
Дети выполняют тест и оценивают свою работу на уроке.
1. Запиши слова в форме именительного падежа множественного числа. Поставь ударение.
Торт - _________ герб - _________ слесарь - ___________
2. Запиши слова в родительном падеже множественного числа:
Килограммы -__________________, чулки - _________, сапоги -___________
3. Найди существительное в винительном падеже и подчеркни его.
Сережа сделал из коробок кормушки для птиц и повесил их под окном.
4. Вставьте падежные окончания имен существительных во множественном числе. Площадк_ перед подъезд__ все были заставлены машин___. Жильц_ с собак___ гуляли чуть в стороне. На лавочк__ сидели старушк_ и родител_ с малыш___ в коляск__.
Самооценка.
урок
я на уроке итог
интересно работал понял материал скучно отдыхал узнал больше, чем знал безразлично помогал другим Не понял
6. Итог урока.
Учитель:
- Чему учились на уроке?
- Какое задание вызвало затруднение?