Тип урока: комбинированный.
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями.
- Сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий.
Планируемые результаты обучения
- Предметные: обучающиеся имеют представления об особенностях строения, жизнедеятельности и многообразии бактерий.
- Метапредметные: развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника и иллюстрациями, анализировать полученные знания и изготавливать модель бактериальной клетки; развиваются навыки работы по инструктивной карточке и в рабочей тетради на печатной основе.
- Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий.
Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, прокариоты, клеточная стенка, ядерное вещество, жгутик; аэробные и анаэробные бактерии; автотрофные (синезелёные или цианобактерии) и гетеротрофные: сапротрофные и паразитические бактерии; спора.
Деятельность обучающихся: работа с текстом учебника и иллюстрациями, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении, ароматерапия, физкульт. - пауза, реализации мини-проекта “ Бактерия” при изготовлении модели бактериальной клетки.
Оборудование и материалы: таблицы: “Строение растительной клетки”, “Царства живой природы”, “Бактерии”, “Формы бактерий”; рисунки и фотографии колоний бактерий на искусственных питательных средах, отдельных бактерий, портрет Антони ван Левенгука, рисунок “Чумной лекарь”, бокс с маслом герани и мелиссы для сеанса “Ароматерапия” (раздаточный материал каждому ученику), фрагменты видеофильмов “Очень маленькие животные – “анималькули”, “Бактерии в поле микроскопа”; фрагмент мультфильма о смешариках “Супербактерия”, учебники УМК линии В.В. Пасечника, рабочие тетради на печатной основе, авторская презентация к уроку, инструктивные карточки (раздаточный материал каждому ученику), массажный шарик су-джок (индивидуально каждому ученику), детали для изготовления модели бактерии (у каждого ученика), карточки для рефлексии (у каждого ученика).
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Позитивный настрой на урок.
На экране - тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий – 1-й слайд презентации. Учитель задаёт вопрос: Ребята как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Ученики высказывают свои предположения.
В ходе урока ученики заполняют инструктивные карточки.
Актуализация знаний. Проверка знаний обучающихся о строении и жизнедеятельности клетки - 2-й слайд презентации. Ответы с места по строению и жизнедеятельности клетки. Какой увеличительный прибор позволил изучить клетку? Ответы класса хором по устройству светового микроскопа: учитель показывает детали на микроскопе, а ученики называют их.
Изучение нового материала
История изучения бактерий. Рассказ учителя о первооткрывателе микромира Антони ван Левенгуке – 3-й слайд, просмотр видеофрагмента “Очень маленькие животные – анималькули” из фильма “Маленькие зверюшки Антони ван Левенгука” - 4-й слайд.
Формы бактерий. Работа учеников со слайдами 5, 6 и рис. 28 учебника. Выполнение задания 40 в рабочей тетради на печатной основе. Фронтальная беседа по результатам работы: Какой формы бывают бактериальные клетки? На что похожи разные формы бактерий? Каковы размеры бактерий?
Строение бактерий. Рассказ учителя с демонстрацией рис. на слайде 7. Работа учеников по рис. 29 учебника и заданию №41 в рабочей тетради на печатной основе.
Распространение бактерий. Беседа с учащимися о существовании бактерий в воде, воздухе, почве (демонстрация комочка почвы и вопрос ученикам: сколько бактерий может в нём содержаться?), в организмах и об условиях жизни бактерий. Демонстрация слайда 7, на котором фотография колоний бактерий на искусственных питательных средах.
Движение бактерий. Наблюдение за движущимися бактериями при просматривании видеофрагмента “Бактерии в поле микроскопа” - слайд 9. Учитель уточняет, что в видеофрагменте на фоне движущихся бактерий появляются одноклеточные организмы, которые питаются бактериями: “Бактерии являются пищей для микроскопических существ, а чем же питаются сами бактерии?”
Питание бактерий. Слайд 10 – группы бактерий по способу питания. Рассказ учителя о способах питания бактерий. Проговаривание хором новых терминов: автотрофы, гетеротрофы, сапротрофы, паразиты.
“Чумной доктор”. Фронтальная работа с классом по рис. на слайде 11. Кто изображён на экране? (ответ учеников: человек в маске, в черном плаще, с палкой). Почему у этого человека маска? Что находилось в “клюве” маски? Ученики высказывают свои предположения. Учитель корректирует ответы. В “клюве” находились травы, содержащие летучие вещества - фитонциды, убивающие бактерий. Далее следует 5-ти секундный сеанс ароматерапии: ученики открывают бокс с ватным диском, пропитанным маслами герани и мелиссы, нюхают, затем плотно закрывают бокс (перед уроком учитель выясняет у врача нет ли в классе детей с аллергией, если есть такие ученики, то сеанс не проводится!).
Размножение бактерий. Рассказ учителя с элементами беседы с использованием таблицы: “Бактерии” и слайда 12.
Споры бактерий. Объяснение учителя по слайду13, таблицы “Бактерии” и рис. 30 учебника – Образование спор.
Закрепление знаний об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий.
Просмотр фрагмента мультфильма о смешариках “Супербактерия” слайд 14.
Физкультпауза. Разминка кисти с индивидуальными массажными шариками су-джок (здоровьесберегающие технологии): Зажимаем шарик между ладонями, выполняем по пять круговых движений вперёд и назад, затем проводим шарик вдоль каждого пальца левой и правой ладони.
Решение теста. Слайд 15. Фронтально, можно хором. Если потребуется, то учитель исправляет и корректирует ответы учеников.
Тест
1. Организмы, клетки которых не имеют ядра, - это:
а) растения
б) грибы
в) животные
г) бактерии
2. Наследственная информация у бактерий находится в виде:
а) белка
б) жира
в) нуклеиновой кислоты
г) углевода
3. Бактерии можно обнаружить в:
а) почве
б) воздухе
в) воде
г) организмах
4. Бактерии сапротрофы:
а) способны к фотосинтезу
б) питаются готовыми органическими веществами живых организмов
в) получают органические вещества из отмерших организмов
5. Споры необходимы бактериям для:
а) размножения
б) переживания неблагоприятных условий
в) дыхания и питания
г) существования в благоприятных условиях
Ученики сдают инструктивные карточки.
Осуществление мини-проектов “Бактерия” по изготовлению модели бактериальной клетки. На партах у каждого ученика приготовлены детали для изготовления модели: пластиковая форма от киндер-сюрприза, ватный диск, нить дл.10 см, верёвка дл.5 см, 4 драже аскорбиновой кислоты. Задание ученикам: из предложенных деталей собрать модель бактерии. Показать друг другу, обсудить результаты.
Задание на дом.
Эксперимент. Объяснение учителя как можно получить культуру бактерий картофельной палочки. Ход эксперимента на слайде 17.
Задание в дневник на слайде 18. Изучить параграф11, устно ответить на вопросы в конце параграфа, в рабочей тетради письменно выполнить задания 42, 43, 44, провести эксперимент (по желанию).
Подведение итогов урока.
Рефлексия. Каждому ученику предлагается на специальных карточках с изображением “весёлой бактерии” написать два предложения о том, что понравилось на уроке, что больше всего запомнилось, что показалось трудным.
Окончание урока. Слайд 19 – Спасибо за внимание! Учитель благодарит ребят за работу на уроке, предлагает улыбнуться друг другу и объявляет о том, что урок окончен.