Источники света. Прямолинейное распространение света

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цели урока: Познакомить учащихся с природой света; с примерами естественных и искусственных, первичных и вторичных, тепловых и люминесцентных источников света. Разъяснить закон прямолинейного распространения света. Объяснить природу солнечных и лунных затмений.

Задачи урока:

  • Образовательная: сформировать представление о световых явлениях, свете - как видимом излучении, естественных и искусственных источниках света, раскрыть сущность закона прямолинейного распространения света, показать роль света в природе и жизни человека и животных. 
  • Развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений. Развивать интерес к предмету; развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность.
  • Воспитательная: развивать жизненные ценности; показать практическое значение знаний о световых (оптических) явлениях, воспитывать любовь к прекрасному.

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный

Тип урока: урок изучения нового материала

План урока:

1. Орг. момент, мотивация – 3 мин.

2. Изучение нового материала – 27 мин.

3. Закрепление - 10 мин.

4. Итоги урока, рефлексия – 5 мин.

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Мотивация. Слайды 1-9

Природа разнообразна, многолика, таинственна. На уроках физики мы говорим о познании природы, природных явлений. Но сегодня, прежде чем изучать физические явления, давайте подумаем: как мы воспринимаем окружающий мир? Как воспринимают мир художники, мыслители? Давайте, посмотрим на картины нескольких художников и фотографии природы, и ответим на вопрос: “Какие явления изображены и как художники смогли передать данные явления?” Слайды 1-6

Какое значение играет свет в нашей жизни? Слайд 7

“Минутный” эксперимент: закроем глаза и представим мир без света.

Итак, “Жизнь во тьме...”

2. Формулировка темы и цели урока.

Запишите число и тему урока. Слайды 8-10

“Световые явления. Источники света.”

Что же такое свет? Слайды 11-12

В обыденной речи слово “свет” мы используем в самых разных значениях: “Солнышко мое” - обращаясь к малышу, “ученье – свет, а не ученье – тьма...”, “Да, будет свет!”. В физике термин "свет" имеет гораздо более определенное значение. 

До 16 века многие философы считали, что свет есть нечто исходящее из глаза и как бы ощупывающее предметы.

Но были и другие теории, согласно которым свет представляет собой поток вещества, исходящий от видимого предмета.

Среди этих гипотез ближе всего к современным представлениям точка зрения Демокрита. Он считал, что свет – это поток частиц, обладающих определёнными физическими свойствами. Наконец, оказалось, что сразу две теории объясняют природу света. Причём, обе теории физически обоснованы и подтверждаются экспериментами.

Сейчас ясно, что свет – это сочетание двух форм материи: вещество и поле. Эту двойственность света называют дуализмом..

Запишем определение.

Свет – видимая часть излучения, одновременно поток частиц (фотонов) и электромагнитная волна.

По шкале электромагнитных волн видно, что видимое излучение – это очень узкий интервал. Можно ли сделать вывод, что зрение человека очень ограниченно?

Ответ не может быть однозначным.

Очень много красивых световых явлений мы можем наблюдать (молния, северное сияние, радуга и т.д.) Слайды 13-15

Немного о строении человеческого глаза. Слайды 16-21

А то, что плохо видно, можно увидеть с помощью оптических приборов.

Слайды 22-23

Какие источники света вы можете назвать? Слайды 24-29

Источники света могут быть естественными

Приведите свои примеры.

Источники света могут быть искусственными.

Приведите свои примеры.

Источники света могут быть первичными и вторичными ( в зависимости от того излучает он свет или отражает);

Приведите свои примеры.

Источники света могут быть тепловыми и холодными (в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения).

Приведите свои примеры.

Некоторые источники света условно называют точечными. Запишем определение. Слайды 30-33

Как же распространяется свет? Слайды 34-36

Какое явление объясняет изображение на фотографии и видеофильм?

Закон прямолинейного распространения света.

В однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Прямолинейностью распространения света объясняются тени и полутени. Слайды 37-43

Многие из вас видели солнечное затмение и лунное затмение. Слайды 44-50

Полное солнечное затмение относится к редким явлениям и собирает множество учёных и туристов.

3. Закрепление.

Решение задач по теме. Слайды 51-52

Итог урока. Рефлексия.

1. Значение света в познании окружающего мира велико. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Значение закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека. Сегодня мы познакомились со световыми явлениями и различными источниками света, на следующих уроках мы рассмотрим особенности и закономерности распространения света.

  1. Строение глаза человека.
  2. Изучение нового материала, определения, законы.
  3. Построение чертежей.
  4. Решение задач.

2. Домашнее задание:

1) повторить основные понятия изученной темы, подобрать собственные примеры;

2) упр. ----(1,2) письменно;

3) подготовить фотоотчет или доклад на тему “Лунное и солнечное затмения”.

3) Провести эксперимент: получить на экране тень, полутень и зарисовать.

3. Какие новые знания вы получили?

4. Выставление оценок учащимся за работу на уроке, анализ их деятельности.

5. Для любознательных. Слайды 54-68

Приложение.

Литература.

1. Поурочные разработки по физике., С.Е. Полянский, Москва “Вако”, 2003

2. Учебник по физике 8 класс., Шахмаев

Использованные ресурсы.

  1. http://www.tavika.ru/2013/05/fly.html#sthash.BQxOs3Rm.dpuf
  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21943/
  3. http://www.physbook.ru/index.php/SA_%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%
    D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BD%
    D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0