Цели урока: Познакомить учащихся с природой света; с примерами естественных и искусственных, первичных и вторичных, тепловых и люминесцентных источников света. Разъяснить закон прямолинейного распространения света. Объяснить природу солнечных и лунных затмений.
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать представление о световых явлениях, свете - как видимом излучении, естественных и искусственных источниках света, раскрыть сущность закона прямолинейного распространения света, показать роль света в природе и жизни человека и животных.
- Развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений. Развивать интерес к предмету; развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность.
- Воспитательная: развивать жизненные ценности; показать практическое значение знаний о световых (оптических) явлениях, воспитывать любовь к прекрасному.
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный
Тип урока: урок изучения нового материала
План урока:
1. Орг. момент, мотивация – 3 мин.
2. Изучение нового материала – 27 мин.
3. Закрепление - 10 мин.
4. Итоги урока, рефлексия – 5 мин.
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
Мотивация. Слайды 1-9
Природа разнообразна, многолика, таинственна. На уроках физики мы говорим о познании природы, природных явлений. Но сегодня, прежде чем изучать физические явления, давайте подумаем: как мы воспринимаем окружающий мир? Как воспринимают мир художники, мыслители? Давайте, посмотрим на картины нескольких художников и фотографии природы, и ответим на вопрос: “Какие явления изображены и как художники смогли передать данные явления?” Слайды 1-6
Какое значение играет свет в нашей жизни? Слайд 7
“Минутный” эксперимент: закроем глаза и представим мир без света.
Итак, “Жизнь во тьме...”
2. Формулировка темы и цели урока.
Запишите число и тему урока. Слайды 8-10
“Световые явления. Источники света.”
Что же такое свет? Слайды 11-12
В обыденной речи слово “свет” мы используем в самых разных значениях: “Солнышко мое” - обращаясь к малышу, “ученье – свет, а не ученье – тьма...”, “Да, будет свет!”. В физике термин "свет" имеет гораздо более определенное значение.
До 16 века многие философы считали, что свет есть нечто исходящее из глаза и как бы ощупывающее предметы.
Но были и другие теории, согласно которым свет представляет собой поток вещества, исходящий от видимого предмета.
Среди этих гипотез ближе всего к современным представлениям точка зрения Демокрита. Он считал, что свет – это поток частиц, обладающих определёнными физическими свойствами. Наконец, оказалось, что сразу две теории объясняют природу света. Причём, обе теории физически обоснованы и подтверждаются экспериментами.
Сейчас ясно, что свет – это сочетание двух форм материи: вещество и поле. Эту двойственность света называют дуализмом..
Запишем определение.
Свет – видимая часть излучения, одновременно поток частиц (фотонов) и электромагнитная волна.
По шкале электромагнитных волн видно, что видимое излучение – это очень узкий интервал. Можно ли сделать вывод, что зрение человека очень ограниченно?
Ответ не может быть однозначным.
Очень много красивых световых явлений мы можем наблюдать (молния, северное сияние, радуга и т.д.) Слайды 13-15
Немного о строении человеческого глаза. Слайды 16-21
А то, что плохо видно, можно увидеть с помощью оптических приборов.
Слайды 22-23
Какие источники света вы можете назвать? Слайды 24-29
Источники света могут быть естественными
Приведите свои примеры.
Источники света могут быть искусственными.
Приведите свои примеры.
Источники света могут быть первичными и вторичными ( в зависимости от того излучает он свет или отражает);
Приведите свои примеры.
Источники света могут быть тепловыми и холодными (в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения).
Приведите свои примеры.
Некоторые источники света условно называют точечными. Запишем определение. Слайды 30-33
Как же распространяется свет? Слайды 34-36
Какое явление объясняет изображение на фотографии и видеофильм?
Закон прямолинейного распространения света.
В однородной среде свет распространяется прямолинейно.
Прямолинейностью распространения света объясняются тени и полутени. Слайды 37-43
Многие из вас видели солнечное затмение и лунное затмение. Слайды 44-50
Полное солнечное затмение относится к редким явлениям и собирает множество учёных и туристов.
3. Закрепление.
Решение задач по теме. Слайды 51-52
Итог урока. Рефлексия.
1. Значение света в познании окружающего мира велико. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Значение закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека. Сегодня мы познакомились со световыми явлениями и различными источниками света, на следующих уроках мы рассмотрим особенности и закономерности распространения света.
- Строение глаза человека.
- Изучение нового материала, определения, законы.
- Построение чертежей.
- Решение задач.
2. Домашнее задание:
1) повторить основные понятия изученной темы, подобрать собственные примеры;
2) упр. ----(1,2) письменно;
3) подготовить фотоотчет или доклад на тему “Лунное и солнечное затмения”.
3) Провести эксперимент: получить на экране тень, полутень и зарисовать.
3. Какие новые знания вы получили?
4. Выставление оценок учащимся за работу на уроке, анализ их деятельности.
5. Для любознательных. Слайды 54-68
Литература.
1. Поурочные разработки по физике., С.Е. Полянский, Москва “Вако”, 2003
2. Учебник по физике 8 класс., Шахмаев
Использованные ресурсы.
- http://www.tavika.ru/2013/05/fly.html#sthash.BQxOs3Rm.dpuf
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21943/
- http://www.physbook.ru/index.php/SA_%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%
D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BD%
D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0