Типы химических реакций

Разделы: Химия


I. Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, все ли есть у вас на партах, необходимое к нашему уроку: дневник, учебник, ручка. Так же на уроке нам понадобится карта ученика и поднос с реактивами для практических работ.

II. Актуализация опорных знаний (3 мин)

Учитель: давайте отгадаем загадку:

Эти явления знаете вы,
В природе и в быту встречаются они,
А отличают эти явления взаимные превращения,
При которых образуются всегда новые вещества.
Что же это за явления?

Ученик: химические.

А какие явления вы еще знаете?

Ученик: физические.

Какие явления называются физическими, а какие химическими?

Ученики: Физическими явлениями называются изменения, при которых новые вещества не образуются - таянье льда.

Химическими называются явления, при которых исходные вещества (реагенты) превращаются в другие вещества (продукты реакции) – горение.

Какие внешние признаки сопровождают эти превращения? Давайте посмотрим картинки, по которым сравним физические и химические явления и определим их признаки.

Все это внешние признаки, потому что вы их можете увидеть. Можно ли химические реакции классифицировать по различным признакам?

Ученик: да

А какие реакции мы с вами уже изучили?

Ученик: термохимические.

По какому признаку классифицировали эти реакции?

Ученик: по выделению или поглощению энергии.

Химические реакции можно классифицировать и по другим признакам. Например, по числу и составу исходных и полученных веществ химические реакции делятся на 4 типа. Откройте в учебнике страницу 70 и посмотрите классификацию химических реакций (таблица 8). Назовите 4 типа химических реакций.

Ученики: соединения, разложения, замещения, обмена.

III. Целеполагание, мотивация (2 мин)

Сформулируйте тему урока.

Ученики: тема нашего урока - типы химических реакций.

А Эпиграфом к нашему уроку будут слова М.В. Ломоносова...

“Химии никоим образов научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции”.

Как вы думаете, какая цель нашего урока исходя из его темы и эпиграфа?

Ученики: цель нашего урока научиться определять типы химических реакций на основе теории, практики и операций с ними.

Для достижения цели поставим следующие задачи:

  • Повторить классификацию веществ;
  • Изучить типы химических реакций, понятия и признаки их классификаций;
  • Применить полученные знания на практике;
  • Определять типы химических реакций, составлять схемы и уравнения химических реакций.

У вас на столах есть карта ученика, впишите в нее тему нашего урока.

lV. Первичное усвоение материала.

Что такое химическая реакция?

Ученик: химическая реакция – это превращение одних веществ в другие.

Что происходит с веществами в процессе химической реакции?

Просмотр видео (горение метана – 8 класс, сфера - ЭОР)

Ученик: перегруппировка атомов.

Процесс перегруппировки атомов в ходе химических реакций можно представить с помощью графических моделей.

Для этого повторим простые и сложные вещества.

В карте ученика к каждому заданию есть критерий оценивания. Прочитайте его. Выполните 1 задание.

Ответ смотрим на слайде. У кого все верно поставьте + в квадратик первого задания.

Взгляните на доску. Перед вами модель химической реакции. Найдите в учебнике такую же схему и назовите тип химической реакции.

Ученики: это реакция обмена. Давайте дадим ей определение.

Ученик: Реакции обмена – это такие реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

Если я уберу 2 атома, то это уже реакция замещения. Какие же вы заметили сходства и различия в этих реакциях?

Найдите в учебнике и прочитайте определение реакции замещения.

Смотрим видео про 2 другие реакции. (ЭОР)

V. Осмысление и осознание изученного материала/

Ребята, у нас было опережающее домашнее задание - создать модель химической реакции. Я представила ваши модели в виде выставки. Легко ли вам определить тип химической реакции ваших моделей.

Ученики: нет.

Давайте обратимся ко третьему заданию в карте ученика - практической работе. Перед вами поднос с реактивами. Прежде чем работать, давайте вспомним правила ТБ.

Проведем химический эксперимент. Данные эксперимента я занесу в таблицу по вашим результатам. У вас на выполнение заданий 7 минут.

Исходные вещества Признаки Схема / Уравнение Типы химических реакций
сульфат меди (||) и алюминий Выпадение осадка и изменение цвета АВ + С = СА + В

3CuSO4+2Al=Al2(SO4)3 + 3Cuv

Замещения
Гидроксид натрия и серная кислота Выделение тепла AB + CD = AD + CB

NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + Q

Обмена, экзотермическая
Хлорид бария и сульфат натрия Выпадение белого осадка и изменение цвета AB + CD = AD + CB

Na2SO4 + ВаCl2 = BaSO4v + 2NaCl

Обмена
Медь и хлор

Видео из ЭОР

Выделение энергии A + C = AC

Cu + Cl2 = CuCl2

Соединения
Дигидроксокар-бонат меди (||)

Видео из ЭОР

Выделение углекислого газа и выпадение осадка ABС = А + В + С

(CuOH)2CO3 =2CuOv +H2O+CO2^

Разложения

Пользуясь критерием оценивания, ставим + и -, сверяясь со слайдом.

Какой вывод можно сделать на основании наших наблюдений и записи схем химических реакций?

Ученик: мы наблюдали химические реакции, т.к. в результате образовалось новое вещество и это доказывало появление какого-нибудь признака. А по схемам определяли тип химической реакции.

Vl. Первичное закрепление учебного материала.

Ребята, помогите ученику 8 класса расшифровать закодированное слово.

Обратимся к 3 заданию в карте ученика. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице “Угадай слово”? Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово. Подсказку ищем в учебнике стр. 70, табл. 8 (схемы).

Какое слово зашифровано?

Ученики: письмо.

Но письмо я вам отдам, если вы расставите коэффициенты. Первые три ученика, быстрее всех и верно выполнившие задание, получат дополнительную оценку. Учитель проверяет и ставит плюсики трем ученикам, если все верно.

Проверяем расстановку коэффициентов со слайда и ставим + и -.

Давайте прочитаем письмо.

Для того чтобы произошла реакция, в результате которой образуется аммиак, исходную газовую смесь азота и водорода нагревают до 300oС и сжимают до давления в 200-300 Мпа. Затем зжатую газовую смесь пропускают через стальную трубку диаметром около 1 м и высотой около 10-15 м – так называемую колонну синтеза аммиака. Внутри колонны находится около 3 т пористого железа, на поверхности которого молекулы азота и водорода становятся более активными и вступают во взаимодействие между собой. Образование аммиака сопровождается выделением теплоты, которую используют для нагревания исходной сжатой смеси азота и водорода. За один проход через колонну около 15-20% исходных газов превращается в аммиак.

Выполните 4 задание в карте ученика и поставьте + и -. (смотрим слайд)

Поставьте себе за урок оценку, пользуясь критерием оценивания в 5 задании карты ученика.

Vll. Домашнее задание (Слад).

Vlll. Подведение итогов и рефлексия.

Ребята, в начале занятия вы определили цель урока. Давайте вспомним ее.

Ученик: мы научились определять типы химических реакций на основе теории, практики и операций с ними.

Выполните 6 задание карты ученика. Что произошло с раствором в пробирках?

Ученики: изменилась окраска. В первой пробирке цвет стал красный, а во второй - синий.

По цвету пробирки учитель видит результат деятельности на уроке учеников.

Цвет поменял лакмус – это индикатор. В первой пробирке кислота, во второй щелочь. Но это тема следующего урока.

Технологическая карта урока

Карта ученика

Презентация

Приложение 1

Литература.

  1. Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Кузнецова Н. Е. Титова И.М. и др. – 2-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  3. https://him.1sept.ru/view_article.php?ID=200801906