Урок географии по теме "Рельеф Иркутской области"

Разделы: География


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: расширить географическую картину Иркутской области на примере изучения особенностей рельефа родного края.

Задачи:

  1. Изучить основные понятия по теме.
  2. Расширить представления учащихся о неровностях Прибайкалья, как части Иркутского амфитеатра Сибирской платформы.
  3. Развивать интерес к картографическим изысканиям по теме рельеф и тектонические особенности территории.
  4. Воспитывать добросовестное отношение к учебе, формирование чувства коллективизма через совместную деятельность.
  5. Поставить перед учениками проблему об особенностях формирования форм рельефа при соответствующих тектонических структурах.

Предметные результаты: знать основные понятия, уметь аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные результаты:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные результаты:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками картографической информации, практическая работа с контурной картой.

Основные термины и понятия: рельеф, ландшафт, орография, Иркутский амфитеатр, траппы, голец.

Оборудование: мультимедийная презентация; учебник "География Иркутской области" В.М. Бояркин, Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство"; дополнительный материал; атлас; видеоролики.

Средства: формальные (аудиторные – занятие).

Планируемые результаты:

  • положительный эмоциональный настрой во время занятия;
  • осознание значимости изучения орографии Иркутской области для жизни и хозяйственной деятельности человека на территории Иркутской области;
  • выявление различий понятий, дать их определение;
  • заинтересованность воспитанников поисковой картографической работой и ее обобщением в виде работы с контурной картой;
  • появление желания изучить отдельные формы рельефа Прибайкалья.

Методические условия успешного проведения занятий:

  • совместная работа учителя и воспитанников по подготовке занятия: творческий поиск активных форм проведения;
  • использование наглядного, занимательного материала;
  • литературных источников;
  • видеофрагменты «Кодар», «Байкальский хребет», «Приморский хребет», «Восточный Саян», «Лено-Ангарское плато»;
  • инструктивные контурные карты;
  • атлас.

Оформление кабинета: Выставка иллюстраций форм рельефа Иркутской области.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

По традиции начинаем урок с тестового контроля по ранее изученной теме «Полезные ископаемые Иркутской области». Перед вами задача: ответить на вопросы теста, внимательно выбирая варианты ответов. Приступаем к работе. (5 минут) Учитель проверяет работу учащихся.

Итоги тестового контроля (количественные).

Приложение 1

Чем выше в гору, тем Байкал видней.
Вдали вода прозрачность потеряла
И кажется мерцанием металла,
Что выплавлен из наших дум и дней.

Чем выше в гору – тем видней окрест,
Всю суетливость погасили воды,
Возник пейзаж простора и свободы,
как испытанье, как особый жест…
Марк Сергеев

II. Изучение нового материала.

Учитель: Прослушав стихи замечательного иркутского поэта Марка Сергеева, скажите, пожалуйста, какую цель мы можем поставить сегодня на урок?

Предположения воспитанников – изучение неровностей, ландшафта, рельефа Иркутской области…

Учитель: Тема нашего урока – «Рельеф Иркутской области».

Слайд 1 Презентация

Прежде чем приступить к изучению данной темы, давайте подумаем, что в себя включают эти понятия: ландшафт, рельеф, дайте определение этим понятиям.

Ответы учащихся…

В физической географии есть раздел, который занимается описанием и классификацией форм рельефа по их внешним признакам и взаимному расположению вне зависимости от происхождения – это орография. Приложение 2

В орографическом отношении территория Иркутской области контрастно делится на две части: большую  равнинную, расположенную в пределах Среднесибирского плоскогорья, и меньшую, занятую горами Восточного Саяна и Прибайкалья. Южный выступ Среднесибирского плоскогорья, обрамленный горами с юго-запада и юго-востока, получил название Иркутского амфитеатра.

Слайд 2

Что такое амфитеатр? (предположение учащихся)

Почему Южный выступ Среднесибирского плоскогорья получил такое название?

Работа с тектонической картой Иркутской области.

Задание 1.

Слайд 3

Работая с приложение 3 физической и тектонической картами атласа Иркутской области, заполните таблицу.

Тектоническая структура Форма рельефа Абсолютная высота
Сибирская платформа    
Саяно-Байкальский складчатый пояс    

Сделайте вывод по таблице о взаимосвязи тектонических структур и рельефа.

Учитель: Давайте подведем итог вашей работы. Разделение на две резко отличные части территории Иркутской области обусловлено различным геологическим строением. Среднесибирское плоскогорье в тектоническом отношении соответствует Сибирской платформе, испытавшей на последних этапах геологической истории общее поднятие, не одинаковое в разных частях.

В связи с этим и рельеф плоскогорья многообразен: в одних местах это плоская равнина, в других – горная страна с крутосклонными речными долинами и узкими водораздельными грабенами. Все плоскогорье можно разделить на следующие орографические районы:

Выводы учащихся. По мере характеристики форм рельефа Среднесибирского плоскогорья в пределах территории Иркутской области, учащимся предлагают посмотреть видеофрагмент Лено-Ангарского плато.

Видео №1

Учитель: Около трети территории занято складчатыми формами рельефа.

Это: Выводы учащихся.

По мере характеристики форм рельефа Саяно-Байкальского складчатого пояса учащимся предлагают посмотреть видеофрагменты

Видео №2

Задание 2

Слайд 4

Нанесите на контурную карту орографические единицы:

Хребты: Восточный Саян, Хамар-Дабан, Приморский, Байкальский, Акиткан, Кропоткина, Делюн-Уранский, Кодар.

Возвышенность: Онотская.

Нагорья: Северо-Байкальское, Патомское.

Плато: Олхинское, Ангаро-Ленское, Бирюсинское, Приленское.

Кряжи: Ангарский, Ковинский.

Равнины и низменности: Иркутско-Черемховская и Ербогачёнская равнины, Предбайкальская впадина, Мурская низменность.

Указажите, где расположены наибольшая (3 072 м) и наименьшая (158 м) отметки территории Иркутской области.

Приложение 4

Домашнее задание.

Слайд 5

Учащиеся получают домашнее задание следующего содержания: подготовить материал о землетрясениях на территории Иркутской области,

Стр. 27-30 учебника "География Иркутской области" В.М. Бояркин, Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство".

Рефлексия.

Слайд 6

Можете заполнить всё, а можете заполнить только, что затронуло вас.

Сегодня я узнал…. Я научился…
Я выполнял задание… У меня получилось…
Я понял… Я удивился…
Теперь я могу… Мне захотелось…
Я почувствовал… Я попытался…
Я приобрёл… Урок дал мне для жизни…

Обсуждение результатов работы. Учитель задает ребятам вопрос: нужна ли знать рельеф своего родного края? Почему? Где, в какой области деятельности должен человек применить свои знания о формах рельефа и особенностях орографии представленной территории? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Выставление и комментирование оценок.

Слайд 7

Спасибо за урок!