Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: расширить географическую картину Иркутской области на примере изучения особенностей рельефа родного края.
Задачи:
- Изучить основные понятия по теме.
- Расширить представления учащихся о неровностях Прибайкалья, как части Иркутского амфитеатра Сибирской платформы.
- Развивать интерес к картографическим изысканиям по теме рельеф и тектонические особенности территории.
- Воспитывать добросовестное отношение к учебе, формирование чувства коллективизма через совместную деятельность.
- Поставить перед учениками проблему об особенностях формирования форм рельефа при соответствующих тектонических структурах.
Предметные результаты: знать основные понятия, уметь аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные результаты:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Личностные результаты:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками картографической информации, практическая работа с контурной картой.
Основные термины и понятия: рельеф, ландшафт, орография, Иркутский амфитеатр, траппы, голец.
Оборудование: мультимедийная презентация; учебник "География Иркутской области" В.М. Бояркин, Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство"; дополнительный материал; атлас; видеоролики.
Средства: формальные (аудиторные – занятие).
Планируемые результаты:
- положительный эмоциональный настрой во время занятия;
- осознание значимости изучения орографии Иркутской области для жизни и хозяйственной деятельности человека на территории Иркутской области;
- выявление различий понятий, дать их определение;
- заинтересованность воспитанников поисковой картографической работой и ее обобщением в виде работы с контурной картой;
- появление желания изучить отдельные формы рельефа Прибайкалья.
Методические условия успешного проведения занятий:
- совместная работа учителя и воспитанников по подготовке занятия: творческий поиск активных форм проведения;
- использование наглядного, занимательного материала;
- литературных источников;
- видеофрагменты «Кодар», «Байкальский хребет», «Приморский хребет», «Восточный Саян», «Лено-Ангарское плато»;
- инструктивные контурные карты;
- атлас.
Оформление кабинета: Выставка иллюстраций форм рельефа Иркутской области.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.
По традиции начинаем урок с тестового контроля по ранее изученной теме «Полезные ископаемые Иркутской области». Перед вами задача: ответить на вопросы теста, внимательно выбирая варианты ответов. Приступаем к работе. (5 минут) Учитель проверяет работу учащихся.
Итоги тестового контроля (количественные).
Чем выше в гору, тем Байкал видней.
Вдали вода прозрачность потеряла
И кажется мерцанием металла,
Что выплавлен из наших дум и дней.
Чем выше в гору – тем видней окрест,
Всю суетливость погасили воды,
Возник пейзаж простора и свободы,
как испытанье, как особый жест…
Марк Сергеев
II. Изучение нового материала.
Учитель: Прослушав стихи замечательного иркутского поэта Марка Сергеева, скажите, пожалуйста, какую цель мы можем поставить сегодня на урок?
Предположения воспитанников – изучение неровностей, ландшафта, рельефа Иркутской области…
Учитель: Тема нашего урока – «Рельеф Иркутской области».
Слайд 1 Презентация
Прежде чем приступить к изучению данной темы, давайте подумаем, что в себя включают эти понятия: ландшафт, рельеф, дайте определение этим понятиям.
Ответы учащихся…
В физической географии есть раздел, который занимается описанием и классификацией форм рельефа по их внешним признакам и взаимному расположению вне зависимости от происхождения – это орография. Приложение 2
В орографическом отношении территория Иркутской области контрастно делится на две части: большую — равнинную, расположенную в пределах Среднесибирского плоскогорья, и меньшую, занятую горами Восточного Саяна и Прибайкалья. Южный выступ Среднесибирского плоскогорья, обрамленный горами с юго-запада и юго-востока, получил название Иркутского амфитеатра.
Слайд 2
Что такое амфитеатр? (предположение учащихся)
Почему Южный выступ Среднесибирского плоскогорья получил такое название?
Работа с тектонической картой Иркутской области.
Задание 1.
Слайд 3
Работая с приложение 3 физической и тектонической картами атласа Иркутской области, заполните таблицу.
Тектоническая структура | Форма рельефа | Абсолютная высота |
Сибирская платформа | ||
Саяно-Байкальский складчатый пояс |
Сделайте вывод по таблице о взаимосвязи тектонических структур и рельефа.
Учитель: Давайте подведем итог вашей работы. Разделение на две резко отличные части территории Иркутской области обусловлено различным геологическим строением. Среднесибирское плоскогорье в тектоническом отношении соответствует Сибирской платформе, испытавшей на последних этапах геологической истории общее поднятие, не одинаковое в разных частях.
В связи с этим и рельеф плоскогорья многообразен: в одних местах это плоская равнина, в других – горная страна с крутосклонными речными долинами и узкими водораздельными грабенами. Все плоскогорье можно разделить на следующие орографические районы:
Выводы учащихся. По мере характеристики форм рельефа Среднесибирского плоскогорья в пределах территории Иркутской области, учащимся предлагают посмотреть видеофрагмент Лено-Ангарского плато.
Учитель: Около трети территории занято складчатыми формами рельефа.
Это: Выводы учащихся.
По мере характеристики форм рельефа Саяно-Байкальского складчатого пояса учащимся предлагают посмотреть видеофрагменты
Задание 2
Слайд 4
Нанесите на контурную карту орографические единицы:
Хребты: Восточный Саян, Хамар-Дабан, Приморский, Байкальский, Акиткан, Кропоткина, Делюн-Уранский, Кодар.
Возвышенность: Онотская.
Нагорья: Северо-Байкальское, Патомское.
Плато: Олхинское, Ангаро-Ленское, Бирюсинское, Приленское.
Кряжи: Ангарский, Ковинский.
Равнины и низменности: Иркутско-Черемховская и Ербогачёнская равнины, Предбайкальская впадина, Мурская низменность.
Указажите, где расположены наибольшая (3 072 м) и наименьшая (158 м) отметки территории Иркутской области.
Домашнее задание.
Слайд 5
Учащиеся получают домашнее задание следующего содержания: подготовить материал о землетрясениях на территории Иркутской области,
Стр. 27-30 учебника "География Иркутской области" В.М. Бояркин, Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство".
Рефлексия.
Слайд 6
Можете заполнить всё, а можете заполнить только, что затронуло вас.
Сегодня я узнал…. | Я научился… |
Я выполнял задание… | У меня получилось… |
Я понял… | Я удивился… |
Теперь я могу… | Мне захотелось… |
Я почувствовал… | Я попытался… |
Я приобрёл… | Урок дал мне для жизни… |
Обсуждение результатов работы. Учитель задает ребятам вопрос: нужна ли знать рельеф своего родного края? Почему? Где, в какой области деятельности должен человек применить свои знания о формах рельефа и особенностях орографии представленной территории? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Выставление и комментирование оценок.
Слайд 7
Спасибо за урок!