Цель: Показать обучающимся связь питания как естественного процесса в их жизни с понятием “энергия”.
Задачи:
- На основе изученного материала продемонстрировать, как применять знания, умения и навыки в жизни.
- Обучать практическим методам расчета калорий, работе с цветом, уметь составлять композицию натюрморта.
- Развитие культуры здорового питания, способствовать развитию образного мышления и воображения.
- Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Тип урока: Дифференцированный урок-повторение.
Оборудование: таблицы калорийности продуктов, блок-схема “Энергия”, модели овощей и фруктов для натюрморта, слайд-шоу “Виды энергии”.
Форма работы: фронтально-групповая.
Содержание:
- Приветствие. Организация класса.
- Сообщение темы урока
- Питание – источник энергии
- Объяснение материала.
Ход урока
- Откуда берется энергия?
На доске висит блок-схема.
- Давайте посмотрим на схему, которая отражает нашу тему.
Солнце – источник энергии для всего живого.
Энергии солнца хватает для обогрева и освещения земли – пример – трава.
Трава – энергия для животных – пример – корова.
От коровы получаем энергетически богатый продукт – молоко.
Ребенок пьет молоко – получает энергию.
Энергия нужна для движения, мышления....
Давайте вспомним понятие “энергия” как физическую величину. Это тема была у нас в начале первой четверти. Понятие “энергия” близко к понятию “теплота”. Количество теплоты – это энергия, которую тело теряет или получает в результате теплопередачи. На лабораторной работе мы проверяли уравнение теплового баланса. Все тепловые процессы связаны с энергией:
а) нагревание – охлаждение;
б) плавление – отвердевание;
в) сгорание;
г) парообразование – конденсация.
Про тело мы говорим так: если тело способно совершить работу, значит, оно обладает энергией. Пресс способен деформировать тело, пружина поднимает груз на высоту, пружина в часах постепенно раскручиваясь затрачивает энергию, которую ей сообщили, в механической волне передаётся энергия от точки к точке, движущиеся тело обладает кинетической энергией и т.д.
Вот некоторые виды энергии: на слайде потенциальная, кинетическая, тепловая, химическая. Какие ещё можете назвать виды энергии? (Ответ детей: атомная, световая).
Вам знакомы источники энергии, такие, как:
а) гальванический элемент;
б) аккумулятор;
в) ТЭЦ;
г) АЭС;
д) ГЭС;
е) ветер:
ж) солнце.
Энергия пополняется от ярких образов (роль изобразительного искусства в восприятии понятия “энергия”). Энергия может пополняться и от ярких образов. Костер дает нам тепло и свет. Его вид приятно созерцать. А почему? Из-за цвета.
Цвет окружает нас с рождения. Цвет несет в себе энергию. Один цвет может бодрить, а другой успокаивать.
Белый цвет – идеальный цвет, цвет совершенства, равенства и завершенности.
Как может распадаться белый цвет? На цвета радуги. Назовите цвета радуги. А вспомните основные цвета? Синий, красный, желтый.
Синий цвет – создает предпосылки к размышлению, это цвет постоянства и настойчивости.
Желтый цвет – олицетворяет ум, помогает проникать и преодолевать трудности, гибкий.
Красный цвет – цвет могущества, порыва, воли к победе, а так же источник энергии.
Но во всем нужна мера.
Продукты белого цвета (молоко) снимают раздражение.
- Какие продукты синего цвета вы знаете ребята?
Виноград, слива, черника – защищают кровеносные сосуды и зрение.
- Назовите продукты желтого цвета?
Банан, лимон – улучшают аппетит, стимулируют пищеварение.
- Какие продукты окрашены в красный цвет?
Свекла, клубника – стимулируют обменные процессы, улучшают кровообращение.
Это интересно!
В Канаде ученые провели эксперимент, изменив цвета привычных продуктов до неузнаваемости. Большинство участников эксперимента не смогли проглотить не кусочка. Еда казалась пресной. Вывод: наши вкусовые рецепторы работают в тесной связи со зрительными рецепторами. Цвет еды имеет большое значение наряду со вкусом.
Предлагается разминка: Закрыли глаза, представили костёр. Открыли глаза; подняли руки вверх, изобразили пламя костра, потрясли кистями рук, вращаем в одну сторону, в другую, восстановим дыхание, вдох через нос, подули на пламя костра – выдох, раздули костёр жарче...
Среди названных источников энергии для человека главным является - пища! Мы потребляем еду, которую даёт нам энергия для жизнедеятельности нашего организма. Она копится не только в наших мускулах, но и мозг человека также получает энергию от пищи, в том числе и витаминов. Следовательно, эта энергия постепенно расходуется как при силовых упражнениях, так и при мыслительной деятельности человека.
Давайте научимся разумно тратить полученную энергию и своевременно пополнять её запасы: вам предлагается составить меню завтрака и рассчитать энергию, которую вы, как учащиеся, потратите во время школьных занятий. (Деление на группы: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд).
Мудрая пословица гласит:
Завтрак съешь сам,
Обедом поделись с другом,
Ужин отдай врагу!
Выходит, что большая часть калорий, которую мы берём от пищи, приходится на завтрак.
Учебная смена – 6 уроков:
- 1 урок – литература;
- 2 урок – алгебра;
- 3 урок – информатика;
- 4 урок – география;
- 5 урок – английский язык;
- 6 урок – физкультура.
Необходимо учесть: расход калорий при ходьбе за смену 50 ккал, при умственной деятельности учащегося 35 кал в мин., на занятиях по физической культуре около 100 ккал.
Таблица продуктов с указанием их энергетической ценности и расход калорий, в зависимости от рода деятельности, прилагается (граница набранных калорий не должна превышать 1500 калорий за завтрак). Есть много правил, методов, систем приёма пищи. Некоторые продукты не сочетаются друг с другом. Иные – дополняют друг друга. Система питания по группе крови вызывает всё больший интерес. Питаться правильно – это цель многих людей.
Наименование продуктов | Калорийность на 100 г продукта, ккал |
Апельсиновый сок | 47 |
Яблочный сок | 44 |
Банан | 89 |
Яблоки | 48 |
Лимон | 40 |
Чай с сахаром | 59 |
Кофе с молоком | 116 |
Какао | 203 |
Компот из сухофруктов | 85 |
Салат овощной | 65 |
Баклажаны | 24 |
Икра баклажанная, кабачковая | 128 |
Капуста белокачанная | 25 |
Картофель | 86 |
Макароны | 336 |
Рис | 334 |
Гречневая крупа | 317 |
Овсяные хлопья | 336 |
Блины | 227 |
Хлеб ржаной | 204 |
Хлеб пшеничный | 268 |
Булка | 270 |
Молоко коровье | 62 |
Печенье | 410 |
Кефир | 48 |
Творог | 141 |
Сыр | 345 |
Масло сливочное | 733 |
Масло подсолнечное | 882 |
Яйцо | 157 |
Печень трески | 66 |
Горбуша | 147 |
Треска | 66 |
Сосиски | 156 |
Ветчина | 365 |
Колбаса вареная | 290 |
Колбаса полукопченая | 370 |
Говядина | 138 |
Свинина | 121 |
Пока идет составление меню на завтрак, можно предложить такое сообщение:
Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты!
Американский психолог выявил закономерность черт характера в соответствии с вкусовыми пристрастиями.
- Апельсины – любят энергичные люди, располагающие к себе.
- Яблоки предпочитают усердные и консервативные.
- Груши нравятся оптимистам и весельчакам.
- Клубнику обожают ревнивцы.
- Картошку жалуют уравновешенные, терпимые люди.
- Капусту – покладистые, но расчетливые.
- Баклажаны и сладкий перец – целеустремленные и общительные.
- Черешню – мягкие и добросердечные.
- Без мяса не могут прожить лидеры – волевые, яркие.
- А без рыбы и морепродуктов – интеллектуалы.
Обсуждение составленных меню (учащиеся видят, что в одном случае есть недостаток энергетической ценности меню, а в другом – избыток).
Но среди всего списка продуктов есть те, которые попадают в чёрный список: высококалорийные продукты, которые ведут к нарушению обмена веществ в организме, способствуют накоплению лишнего веса. И давайте вспомним о том, что есть не высококалорийные продукты, но богатые витаминами, которые необходимы для организма в целом. А значит, их нужно включать в свой рацион питания. Комплексное, сбалансированное питание, основа здорового образа жизни. Накопление энергии ведёт к двигательной активности всего организма, полноценного развития человека как личности. Энергичный человек – это здоровый человек, а значит и счастливый.
Подведём итог:
а) Согласны ли вы, что питание – есть источник энергии? (ответ детей)
б) Сможете ли вы теперь грамотно контролировать расход энергии? (ответ детей)
Мы ещё раз убедились, что движение – это жизнь, а жизнь без энергии, как без солнца, не возможно. Быть активными в жизни, значит всегда иметь запас энергии, источником которой является пища. И главное, соблюдать баланс получение и расхода этой энергии!