Интегрированный урок (физика + искусство) на тему "Питание – источник энергии"

Разделы: Физика


Цель: Показать обучающимся связь питания как естественного процесса в их жизни с понятием “энергия”.

Задачи:

  • На основе изученного материала продемонстрировать, как применять знания, умения и навыки в жизни.
  • Обучать практическим методам расчета калорий, работе с цветом, уметь составлять композицию натюрморта.
  • Развитие культуры здорового питания, способствовать развитию образного мышления и воображения.
  • Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Тип урока: Дифференцированный урок-повторение.

Оборудование: таблицы калорийности продуктов, блок-схема “Энергия”, модели овощей и фруктов для натюрморта, слайд-шоу “Виды энергии”.

Форма работы: фронтально-групповая.

Содержание:

  1. Приветствие. Организация класса.
  2. Сообщение темы урока
  3. Питание – источник энергии
  4. Объяснение материала.

Ход урока

- Откуда берется энергия?

На доске висит блок-схема.

- Давайте посмотрим на схему, которая отражает нашу тему.

Солнце – источник энергии для всего живого.

Энергии солнца хватает для обогрева и освещения земли – пример – трава.

Трава – энергия для животных – пример – корова.

От коровы получаем энергетически богатый продукт – молоко.

Ребенок пьет молоко – получает энергию.

Энергия нужна для движения, мышления....

Давайте вспомним понятие “энергия” как физическую величину. Это тема была у нас в начале первой четверти. Понятие “энергия” близко к понятию “теплота”. Количество теплоты – это энергия, которую тело теряет или получает в результате теплопередачи. На лабораторной работе мы проверяли уравнение теплового баланса. Все тепловые процессы связаны с энергией:

а) нагревание – охлаждение;

б) плавление – отвердевание;

в) сгорание;

г) парообразование – конденсация.

Про тело мы говорим так: если тело способно совершить работу, значит, оно обладает энергией. Пресс способен деформировать тело, пружина поднимает груз на высоту, пружина в часах постепенно раскручиваясь затрачивает энергию, которую ей сообщили, в механической волне передаётся энергия от точки к точке, движущиеся тело обладает кинетической энергией и т.д.

Вот некоторые виды энергии: на слайде потенциальная, кинетическая, тепловая, химическая. Какие ещё можете назвать виды энергии? (Ответ детей: атомная, световая).

Вам знакомы источники энергии, такие, как:

а) гальванический элемент;

б) аккумулятор;

в) ТЭЦ;

г) АЭС;

д) ГЭС;

е) ветер:

ж) солнце.

Энергия пополняется от ярких образов (роль изобразительного искусства в восприятии понятия “энергия”). Энергия может пополняться и от ярких образов. Костер дает нам тепло и свет. Его вид приятно созерцать. А почему? Из-за цвета.

Цвет окружает нас с рождения. Цвет несет в себе энергию. Один цвет может бодрить, а другой успокаивать.

Белый цвет – идеальный цвет, цвет совершенства, равенства и завершенности.

Как может распадаться белый цвет? На цвета радуги. Назовите цвета радуги. А вспомните основные цвета? Синий, красный, желтый.

Синий цвет – создает предпосылки к размышлению, это цвет постоянства и настойчивости.

Желтый цвет – олицетворяет ум, помогает проникать и преодолевать трудности, гибкий.

Красный цвет – цвет могущества, порыва, воли к победе, а так же источник энергии.

Но во всем нужна мера.

Продукты белого цвета (молоко) снимают раздражение.

- Какие продукты синего цвета вы знаете ребята?

Виноград, слива, черника – защищают кровеносные сосуды и зрение.

- Назовите продукты желтого цвета?

Банан, лимон – улучшают аппетит, стимулируют пищеварение.

- Какие продукты окрашены в красный цвет?

Свекла, клубника – стимулируют обменные процессы, улучшают кровообращение.

Это интересно!

В Канаде ученые провели эксперимент, изменив цвета привычных продуктов до неузнаваемости. Большинство участников эксперимента не смогли проглотить не кусочка. Еда казалась пресной. Вывод: наши вкусовые рецепторы работают в тесной связи со зрительными рецепторами. Цвет еды имеет большое значение наряду со вкусом.

Предлагается разминка: Закрыли глаза, представили костёр. Открыли глаза; подняли руки вверх, изобразили пламя костра, потрясли кистями рук, вращаем в одну сторону, в другую, восстановим дыхание, вдох через нос, подули на пламя костра – выдох, раздули костёр жарче...

Среди названных источников энергии для человека главным является - пища! Мы потребляем еду, которую даёт нам энергия для жизнедеятельности нашего организма. Она копится не только в наших мускулах, но и мозг человека также получает энергию от пищи, в том числе и витаминов. Следовательно, эта энергия постепенно расходуется как при силовых упражнениях, так и при мыслительной деятельности человека.

Давайте научимся разумно тратить полученную энергию и своевременно пополнять её запасы: вам предлагается составить меню завтрака и рассчитать энергию, которую вы, как учащиеся, потратите во время школьных занятий. (Деление на группы: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд).

Мудрая пословица гласит:

Завтрак съешь сам,
Обедом поделись с другом,
Ужин отдай врагу!

Выходит, что большая часть калорий, которую мы берём от пищи, приходится на завтрак.

Учебная смена – 6 уроков:

  • 1 урок – литература;
  • 2 урок – алгебра;
  • 3 урок – информатика;
  • 4 урок – география;
  • 5 урок – английский язык;
  • 6 урок – физкультура.

Необходимо учесть: расход калорий при ходьбе за смену 50 ккал, при умственной деятельности учащегося 35 кал в мин., на занятиях по физической культуре около 100 ккал.

Таблица продуктов с указанием их энергетической ценности и расход калорий, в зависимости от рода деятельности, прилагается (граница набранных калорий не должна превышать 1500 калорий за завтрак). Есть много правил, методов, систем приёма пищи. Некоторые продукты не сочетаются друг с другом. Иные – дополняют друг друга. Система питания по группе крови вызывает всё больший интерес. Питаться правильно – это цель многих людей.

Наименование продуктов Калорийность на 100 г продукта, ккал
Апельсиновый сок 47
Яблочный сок 44
Банан 89
Яблоки 48
Лимон 40
Чай с сахаром 59
Кофе с молоком 116
Какао 203
Компот из сухофруктов 85
Салат овощной 65
Баклажаны 24
Икра баклажанная, кабачковая 128
Капуста белокачанная 25
Картофель 86
Макароны 336
Рис 334
Гречневая крупа 317
Овсяные хлопья 336
Блины 227
Хлеб ржаной 204
Хлеб пшеничный 268
Булка 270
Молоко коровье 62
Печенье 410
Кефир 48
Творог 141
Сыр 345
Масло сливочное 733
Масло подсолнечное 882
Яйцо 157
Печень трески 66
Горбуша 147
Треска 66
Сосиски 156
Ветчина 365
Колбаса вареная 290
Колбаса полукопченая 370
Говядина 138
Свинина 121

Пока идет составление меню на завтрак, можно предложить такое сообщение:

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты!

Американский психолог выявил закономерность черт характера в соответствии с вкусовыми пристрастиями.

  • Апельсины – любят энергичные люди, располагающие к себе.
  • Яблоки предпочитают усердные и консервативные.
  • Груши нравятся оптимистам и весельчакам.
  • Клубнику обожают ревнивцы.
  • Картошку жалуют уравновешенные, терпимые люди.
  • Капусту – покладистые, но расчетливые.
  • Баклажаны и сладкий перец – целеустремленные и общительные.
  • Черешню – мягкие и добросердечные.
  • Без мяса не могут прожить лидеры – волевые, яркие.
  • А без рыбы и морепродуктов – интеллектуалы.

Обсуждение составленных меню (учащиеся видят, что в одном случае есть недостаток энергетической ценности меню, а в другом – избыток).

Но среди всего списка продуктов есть те, которые попадают в чёрный список: высококалорийные продукты, которые ведут к нарушению обмена веществ в организме, способствуют накоплению лишнего веса. И давайте вспомним о том, что есть не высококалорийные продукты, но богатые витаминами, которые необходимы для организма в целом. А значит, их нужно включать в свой рацион питания. Комплексное, сбалансированное питание, основа здорового образа жизни. Накопление энергии ведёт к двигательной активности всего организма, полноценного развития человека как личности. Энергичный человек – это здоровый человек, а значит и счастливый.

Подведём итог:

а) Согласны ли вы, что питание – есть источник энергии? (ответ детей)

б) Сможете ли вы теперь грамотно контролировать расход энергии? (ответ детей)

Мы ещё раз убедились, что движение – это жизнь, а жизнь без энергии, как без солнца, не возможно. Быть активными в жизни, значит всегда иметь запас энергии, источником которой является пища. И главное, соблюдать баланс получение и расхода этой энергии!