Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний о типах придаточных и видах подчинения в СПП;
- закрепление навыков постановки знаков препинания в СПП;
- воспитание стремления совершенствовать себя.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
Цели урока учащиеся формулируют самостоятельно.
2. Задание на развитие внимания и мышления.
– Как называется высшее учебное заведение, дающее музыкальное образование?
КОНСЕРВАТОРИЯ
- Используя буквенный состав слова, образуйте за 2 минуты наибольшее количество слов.
(Консерватор, сервант, версия, серия, кот, оратория, ситро, ресторан, ария, нота, вера, автор ...)
- Лексическое значение каких слов вы затрудняетесь сформулировать?
Самостоятельная работа с толковым словарем.
3. Орфоэпическая разминка.
Расставьте ударение в выделенных словах.
- Съешь-ка ещё кусочек тОрта.
- Ты добрался до аэропОрта?
- Когда же ты включИшься в работу?
- Где взять бАнты на праздник для дочери?
- Купи бронирОванный автомобиль.
4. Повторим изученное.
1) Творческое конструирование предложений.
Работа в парах. Карточки на каждом столе
Задание: допишите подходящие по смыслу части предложения.
- Какие предложения у вас должны получиться? (СПП)
Определите тип придаточного.
Карточка (Приложение 1)
- Добро которое ... ты делаешь всегда себе.
- Чтобы ... надо начать делать его.
- Люди перестают мыслить ...
- Кто ... тот ничему не научится.
- Если рост прекратится ...
Вам были предложены высказывания великих людей. Давайте проверим насколько ваши мысли совпали.
Проверка.
- Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л. Н. Толстой) – придаточное определительное
- Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Н. Толстой) – придаточное цели
- Люди престают мыслить, когда перестают читать. (Дидро) – придаточное времени.
- Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится. (Фуллер) – придаточное местоименно-определительное
- Если рост прекратится, близок конец. (Сенека) – придаточное условия
5. Проверка усвоения знаний о видах подчинительной связи.
1. На прошлом уроке мы познакомились с разными видами подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Назовите их и дайте пояснение. Воспользуйтесь линейными или вертикальными схемами.
2. Объяснительный диктант.
Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (однородное).
Если друг упрекает тебя в каком-нибудь недостатке, думай всегда, что он сказал тебе ещё не всё.(параллельное)
Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были жестоки к тебе. (последовательное)
6. Проблемная ситуация. (Задание можно предложить только для сильных)
Как расставить знаки препинания?
В газетной статье указывается, что ожидаются заморозки (,) и следует принять меры к защите ранних овощей от холода.
- В заметке не только предупреждается о наступлении заморозков, но и даются рекомендации насчет защиты овощей.
- В заметке делается только предупреждение о возможных заморозках, а вывод уже делает читатель о необходимости принять меры.
Остальные ребята выполняют упражнение 203. При затруднении обращаются к параграфу или консультантам.
7. Мини-тест “Проверь себя”.
Определите вид связи придаточных предложений с главным
- Покуда есть моя страна на свете, уверен я , что человечий род свою судьбу устроит на планете.
- Ты помнишь товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза?
- Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
- Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
- Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
Взаимопроверка и взаимооценивание.
Проверка
- Параллельное
- Однородное
- Последовательное
- Последовательное
- Параллельное
Домашнее задание: п. 14, упр.207
Литература.
- Горшкова В.Н. Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом. Пособие для учителей вечерней школы. М., “Просвещение”, 1975.
- Кладезь мудрости. Афоризмы/ Сост. Ткачева О.В. , Тыщенко А.И. – Самара: Изд-во “АВС”, 2000.