Урок русского языка на тему "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний о типах придаточных и видах подчинения в СПП;
  • закрепление навыков постановки знаков препинания в СПП;
  • воспитание стремления совершенствовать себя.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

Цели урока учащиеся формулируют самостоятельно.

2. Задание на развитие внимания и мышления.

– Как называется высшее учебное заведение, дающее музыкальное образование?

КОНСЕРВАТОРИЯ

- Используя буквенный состав слова, образуйте за 2 минуты наибольшее количество слов.

(Консерватор, сервант, версия, серия, кот, оратория, ситро, ресторан, ария, нота, вера, автор ...)

- Лексическое значение каких слов вы затрудняетесь сформулировать?

Самостоятельная работа с толковым словарем.

3. Орфоэпическая разминка.

Расставьте ударение в выделенных словах.

  • Съешь-ка ещё кусочек тОрта.
  • Ты добрался до аэропОрта?
  • Когда же ты включИшься в работу?
  • Где взять бАнты на праздник для дочери?
  • Купи бронирОванный автомобиль.

4. Повторим изученное.

1) Творческое конструирование предложений.

Работа в парах. Карточки на каждом столе

Задание: допишите подходящие по смыслу части предложения.

- Какие предложения у вас должны получиться? (СПП)

Определите тип придаточного.

Карточка (Приложение 1)

  1. Добро которое ... ты делаешь всегда себе.
  2. Чтобы ... надо начать делать его.
  3. Люди перестают мыслить ...
  4. Кто ... тот ничему не научится.
  5. Если рост прекратится ...

Вам были предложены высказывания великих людей. Давайте проверим насколько ваши мысли совпали.

Проверка.

  1. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. (Л. Н. Толстой) – придаточное определительное
  2. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Н. Толстой) – придаточное цели
  3. Люди престают мыслить, когда перестают читать. (Дидро) – придаточное времени.
  4. Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится. (Фуллер) – придаточное местоименно-определительное
  5. Если рост прекратится, близок конец. (Сенека) – придаточное условия

5. Проверка усвоения знаний о видах подчинительной связи.

1. На прошлом уроке мы познакомились с разными видами подчинения в СПП с несколькими придаточными.

Назовите их и дайте пояснение. Воспользуйтесь линейными или вертикальными схемами.

2. Объяснительный диктант.

Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (однородное).

Если друг упрекает тебя в каком-нибудь недостатке, думай всегда, что он сказал тебе ещё не всё.(параллельное)

Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были жестоки к тебе. (последовательное)

6. Проблемная ситуация. (Задание можно предложить только для сильных)

Как расставить знаки препинания?

В газетной статье указывается, что ожидаются заморозки (,) и следует принять меры к защите ранних овощей от холода.

  1. В заметке не только предупреждается о наступлении заморозков, но и даются рекомендации насчет защиты овощей.
  2. В заметке делается только предупреждение о возможных заморозках, а вывод уже делает читатель о необходимости принять меры.

Остальные ребята выполняют упражнение 203. При затруднении обращаются к параграфу или консультантам.

7. Мини-тест “Проверь себя”.

Определите вид связи придаточных предложений с главным

  1. Покуда есть моя страна на свете, уверен я , что человечий род свою судьбу устроит на планете.
  2. Ты помнишь товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза?
  3. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
  4. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
  5. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.

Взаимопроверка и взаимооценивание.

Проверка

  1. Параллельное
  2. Однородное
  3. Последовательное
  4. Последовательное
  5. Параллельное

Домашнее задание: п. 14, упр.207

Приложение 2.

Литература.

  1. Горшкова В.Н. Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом. Пособие для учителей вечерней школы. М., “Просвещение”, 1975.
  2. Кладезь мудрости. Афоризмы/ Сост. Ткачева О.В. , Тыщенко А.И. – Самара: Изд-во “АВС”, 2000.