Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имен существительных; формировать умение определять безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; выработать умения самостоятельно применять знания.
Формируемые УУД:
Предметные:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
- Выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные:
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные:
- Постановка учебной задачи;
- Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- Оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные:
- Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Я умею думать,
Я умею рассуждать
Все, что надо на уроке,
То и буду выполнять.
Будем знанья добывать,
Чтоб с успехом применять
Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке
2. Актуализация знаний:
Сценка “Падежи”
Действующие лица: Учитель и Петров
Обстановка: написано предложение “Родители велели Алине сходить за хлебом, а на сдачу разрешили купить конфет”.
Учитель. Петров, пойди-ка к доске и определи, в каких падежах употреблены все имена существительные.
Петров. Родители — это родительный падеж, по самому слову видно. Алине — именительный.
Учитель. А почему?
Петров. Так имя же: Алина. За хлебом...(задумчиво, в недоумении) за хлебом...
Учитель. Ну-ну, решительнее, Петров.
Петров (радостно, с неожиданным озарением). За хлебом предложили сходить — предложный! На сдачу... Сдачу ей дали: это дательный.
Учитель. Петров, хорошенько подумай.
Петров. Да что тут думать! “Конфет” осталось. Сказали бы ей, каких именно конфет, все было бы понятно. А так — она же выбирать будет два часа. Это какой простор для творчества! Творительный падеж, короче.
Учитель. Ну хватит. Тему ты не выучил, двойка.
Петров (грустно). Каждый день одно и то же. Всегда двойка, вечно Петров виноват. Видно, мой личный падеж — винительный.
Как думаете?
- Ребята, давайте поможем Петрову!
Родители - И.п. велели Алине - Д.п. сходить за хлебом,- Т.п. а на сдачу -В.п. разрешили купить конфет.-В.п.
Молодцы!
- в этом предложении встретились падежи – близнецы И.п и В.п. как их различить?
- для чего надо правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные окончания)
3. Самоопределение к деятельности
на слайде записана тема: “Правописание окончаний имен существительных в ... падеже”
выставляю карточки, дети рассматривают и комментируют их содержание
Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?
От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме
Значение: - указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет;
-на материал, из которого сделан предмет;
место совершения действия
Роль в предложении: второстепенный член
1-е склонение: -и -ы 2-е склонение: -а -я
3-е склонение: - и
- на какой падеж указывают сведения на карточках? (на родительный падеж)
- на какой карточке записаны сведения, которые нами ещё недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (на последней карточке)
- в чем состоит трудность при определении падежных окончаний имен существительных? (падежные окончания бывают ударные и безударные)
- сформулируйте задачи урока (познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже)
4. Наблюдение над правописанием окончаний имен существительных в родительном падеже (работа в группах по рядам)
- запишите данные слова в Р.п., определите их склонение, выделите и сравните окончания.
- 1-я группа: белка, земля, вода
- 2-я группа: поле, конь, окно
- 3-я группа: степь, тетрадь, рожь
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
белки | поля | степи |
земли | коня | тетради |
воды | окна | ржи |
- в написании окончаний каких слов вы не сомневались? Почему? (земли, коня, степи - в этих словах окончания ударные, стоят в сильной позиции)
- а как поступить, если окончание безударное? (существует два способа проверки:
1) определить падеж, склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в Р.п.;
2) подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием)
- сделайте вывод.
- 1-е склонение: -и -ы
- 2-е склонение: -а -я
- 3-е склонение: - и
Нет ни реки, ни лужи и ни мыши
Падеж родительный
Здесь И всегда мы пишем!
- вы сделали открытие, давайте посмотрим, так ли считают авторы учебника?
Работа по учебнику
С.107, Упр.191 работа с таблицей
- что вы знаете о Р.п.?
- каким способом проверены окончания имен существительных?
- объясните написание окончаний в предложении.
- почему окончания различны?
Запишите предложение в тетрадь
С. 108 Упр. 193 (Сергей Михалков “А что у вас?”)
- имена существительные какого склонения в Р.п. имеют окончание –и (1-го 3-го)
- от чего зависит выбор окончания? (после мягких согласных пишется –и, после твердых - -ы)
Вспомнить профессии из стихотворения
- 30 ноября отмечаем праздник День матери.
Работа с пословицей:
Милее, нет, родная, дружка, матушка, чем
Солнце, сердце, греет, лучше, матери
Поставить физкультминутку
- Возьмите у своей мамы интервью и запишите.
Составьте хокку о своей маме
Физкультминутка зрительная
Поставить электронное приложение
Словарная работа
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
К истокам слова.
Слово произошло от латинского ингениум – “ум”, “изобретательность”. Слово инженер родственно слову гений.
Однокоренные слова: инженерство, инженерша (простонародное слово), инженерский, инженерный
Когда так говорят?
инженерша (простонародное слово) –
1) женщина-инженер,
2) жена инженера
инженерский – относящийся к инженеру, инженерам
инженерный –
1) технический,
2) связанный с деятельностью инженера
Предложения:
- А у Толи и у Веры – обе мамы инженеры.
- Столяру хорошо, а инженеру лучше,
Я бы строить дом пошел,
Пусть меня научат. - Буду звать по отчеству бывших пионеров:
агронома, летчицу, новых инженеров.
Электронное приложение со словарным словом инженер
Работа по учебнику
С.109 Упр.196 – заменить имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом или без предлога - письменно
Работа в тетради на печатной основе с.60
Рефлексия
Электронное приложение
Измените предложения по образцу:
- На небе луна. – На небе нет луны.
- У меня есть собака.
- В лесу есть земляника.
- На столе стоит стакан.
- На грядке растет морковь.
- В небе яркое солнце.
- За лесом поле.
- оцените свою работу.
Подведение итогов урока
- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание имен существительных в Р.п.?
- У каких существительных окончания в Р.п. одинаковые?
- Что было для вас сегодня легко?
- Что ещё трудно?
- Что показалось самым интересным?