Одной из основных задач дополнительного образования, наряду с обучением, является воспитание обучающихся. Согласно Приказу Минобрнауки России N1008 от 29.08.2013г. "образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на <...> обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся".
В Гимназии № 201 ведется систематическая обширная воспитательная работа с обучающимися. Одним из мероприятий, осуществленных в образовательном учреждении в рамках организации работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, является коллективный проект "День Победы 9 мая".
9 мая 2015 года исполнилось 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Эта дата важна для каждого россиянина. День Победы остается одним из главных праздников в России, а память о подвиге советского народа в борьбе за освобождение своей Родины поддерживается и передается от отцов к детям. Несмотря на это, каждое последующее поколение россиян все дальше от тех событий. Если для фронтовиков, их детей и, даже, внуков, события Великой Отечественной войны были частью их жизни, то для нынешней молодежи они уже становятся историей. Это естественно, поскольку эмоциональную вовлеченность дает, прежде всего, личный опыт или, в меньшей степени, общение с участниками событий.
Перед современными педагогами стоит сложная задача помочь детям не только осознать, но и прочувствовать сердцем, что пришлось пережить советским людям, прежде чем они со слезами на глазах встретили День Победы 9 мая 1945 года. В решении этой задачи может быть полезен метод реконструкции исторических событий, изучение быта, воспоминаний современников военных лет. «Гибель одного человека – трагедия, гибель миллионов – статистика». Эти слова, сказанные Э.М. Ремарком в романе «Черный обелиск», дают ключ к тому, как сформировать у современного поколения понимание событий Великой Отечественной войны.
Концепция проекта «День Победы», реализованного на базе нашего образовательного учреждения в 2014-15 уч. гг. состояла в том, чтобы дать возможность обучающимся изучить, как прошел День Победы – 9 мая 1945 года. Как советские люди встретили этот великий день. Как поздравляли друг друга, какие песни они пели, какие танцы танцевали. Какие рисунки, стихи были напечатаны в газетах, вышедших в этот день. Организация проектной деятельности, направленной на реконструкцию событий 9 мая 1945 года, дала возможность детям прочувствовать счастье и радость людей, переживших четыре военных года и встретивших День Победы, понять, что «праздник со слезами на глазах» – это не только строчка из хорошо знакомой песни, но и реальность, случившаяся 70 лет назад с их дедушками и бабушками.
Целью проекта «День Победы» являлось путем организации проектной деятельности, направленной на изучение и реконструкцию событий Великой Отечественной Войны, формировать у обучающихся чувство гордости и благодарности за подвиг советского народа.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Организовать мероприятия, направленные на выработку концепции и алгоритма реализации коллективного проекта «День Победы»;
- Формировать ценностно-смысловые компетенции обучающихся (чувства патриотизма, гордости за свою Родину) путем организации и проведения массовых просветительских мероприятий патриотической направленности;
- Формировать учебно-познавательные и информационные компетенции обучающихся путем организации работы с элементами исследовательской деятельности (сбор и анализ информации, необходимой для реализации проекта);
- Формировать предметные компетенции путем организации практической деятельности обучающихся по реализации проекта (подготовка концертных номеров и выставочных материалов);
- Организовать мероприятия по подготовке и проведению защиты проекта (концерт и выставка «День Победы»);
- Формировать у обучающихся коммуникативную компетенцию (навыки коллективной деятельности, чувство ответственности за достижение общего результата);
- Организовать анализ результатов коллективной проектной деятельности.
Этапы реализации проекта
|
Этап |
1. | Разработка концепции коллективного проекта «День Победы». Разработка методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования по реализации коллективного проекта «День Победы» |
2. | Консультации с руководителями структурных подразделений, педагогами, педагогами-организаторами. Тема: «Организация коллективной проектной деятельности обучающихся. Проект «День Победы» |
3. | Организация просветительских мероприятий патриотической направленности (для обучающихся различных возрастных групп) |
4. | Организация исследовательской деятельности обучающихся, направленной на сбор и анализ информации, необходимой для осуществления проекта |
5. | Организация практической деятельности обучающихся, направленной на реализацию проекта. |
6. | Проведение мероприятий, направленных на создание условий для реализации защиты проекта: консультации, репетиции, предзащиты, оформление выставочного пространства. |
7. | Коллективная зашита проекта в форме концерта и выставки «День Победы». |
Продуктом проекта стали концерт-реконструкция и историческая выставка «День Победы».
Концерт-реконструкция «Письма Победы» был организован в соответствии с концепцией проекта и включал в себя материал, отобранный, прежде всего, в соответствии с хронологическим принципом. Особое внимание было уделено костюмам выступающих, их соответствию представляемой эпохе. Концерт выключал в себя 21 номер, исполненный в хореографическом, вокальном, театральном, и инструментальном жанрах.
В основу сценария концерта легли письма с фронта участника Великой Отечественной войны Знобищева Бориса Петровича.
Список номеров, представленный на концерте:
Танцевальные номера |
Вальс «Дунайские волны», муз. И. Ивановича (1880) |
«Дорога на Берлин» муз. Фрадкина, сл. Долмацкого исп. Л. Утесов |
Русский танец «Переполох» |
«На сопках Маньчжурии», муз. И.А. Шатрова (1908г) |
Инструментальные номера |
«Одинокая гармонь», муз. Б. Мокроусова (1947г) |
«Рио-Рита», муз. Э. Сантеухини (1932г) |
«В лесу прифронтовом» муз. М. Блантера (1943г) |
Марш «Прощание Славянки», муз. В.И. Агапкина (1912г) |
«В землянке», муз. К. Листова (1942г) |
«Три танкиста», муз. братьев Покрасс (1939г) |
Художественное слово |
«Священная война», муз. А.В. Александрова (1941г); |
«В землянке» муз. К. Листова (1942г); К. Симонов «Жди меня» – (1942г) |
Г. Суворов «Еще утрами черный дым клубится» (1944г) |
С. Михалков стихотворение «Посылка» (1941г) + частушки военных лет |
Вокальные номера |
«Смуглянка», муз. А.Г. Новикова, сл. Я.З. Шведова (1940г) |
«Марш защитников Москвы» муз. Мокроусова, сл. Суркова (1941г) |
«Катюша», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского (1938г) |
«На солнечной поляночке», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова (1944г) |
Вальс «Синий платочек», муз. Е. Петерсбургского, сл. Галицкого (1940-42 гг) |
Фольклор |
Частушки военных лет о Победе (1944-45гг) |
Выставка "День Победы" также была выстроена в соответствии с концепцией проекта и включала в себя работы, созданные после изучения исторического материала о Дне Победы.
Список работ, представленных на выставке:
Коллаж «Фотографии войны» (1941-1945 гг) |
Рисунок «Письма с фронта» (иллюстрация воспоминаний) |
Рисунок «9 мая 1945г, в школе» (иллюстрация воспоминаний) |
Рисунок «Победа» (иллюстрация воспоминаний) |
Серия плакатов «Окна ТАСС» (8 шт) |
Панорама Москвы «Салют Победы» |
«Ради жизни на земле» Иллюстрация к стихотворению |
«Они сражались за Родину» |
«Победитель» |
«Регулировщица» |
«Салют в честь победителей» |
«Листая семейный альбом» |
Стенгазета «8/9 Мая. Почему разнятся даты?» |
Стенгазета «Dig for Victory (Копай ради Победы)» Плакаты стран- союзников временен Второй Мировой Войны (США, Англия) |
Стенгазета «United we will win (Вместе мы победим)» |
Фотоколлаж «9 мая 1945г. И ликует вся планета» |
Фотоколлаж «9 мая 1945г. Москва» |
Реализация коллективного проекта «День Победы 9 мая» позволила привлечь значительное число обучающихся участию в деятельности, направленной на формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических основ личности.
Целью проекта являлось формирование у обучающихся чувства гордости и благодарности за подвиг советского народа, победившего фашизм.
В результате реализации проекта «День Победы» наблюдается положительная динамика в формировании у обучающихся следующих компетенций:
- Ценностно-смысловой. На мероприятиях патриотической направленности (просмотрах фильмов с последующим обсуждением, вечерах встреч с ветеранами) дети получили возможность не только узнать новую информацию о событиях Великой Отечественной Войны, но и глубже их прочувствовать.
- Учебно-познавательной и информационной. В ходе работы по сбору и анализу информации о событиях, произошедших 9 мая 1945 года, а также о советском военном быте, нравах, культуре дети получили возможность развить навыки в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
- Предметных – в соответствии с программами дополнительного образования объединений, в которых обучаются дети. Компетенции развивались в ходе практической работы по реализации проекта. Обучающиеся занимались подготовкой номеров для концерта и материалов для выставки на основе песенного, хореографического, литературного, художественного материала, полученного в результате исследовательской деятельности.
- Коммуникативной. В результате участия в коллективной деятельности, объединяющей обучающихся всего образовательного учреждения, дети получили возможность развить свои коммуникативные навыки. Прежде всего, навык работы в коллективе (ответственность, не конфликтность, умение соотносить свою деятельность с деятельностью коллектива). Кроме того, коллективный проект помог сплотить детей, обучающихся в объединениях ДЮЦа.
В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" отмечается, что "...целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию".
Реализация коллективного проекта "День Победы 9 мая 1945 года", в основу которого был положен метод реконструкции исторических событий, способствовала формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории России и гордости за подвиг советского народа, а также обеспечению преемственности поколений. Данные результаты позволяют говорить о положительном опыте организации коллективной проектной деятельности в условиях дополнительного образования детей и возможности трансляции данного опыта с целью организации подобных проектов в других образовательных учреждениях.
Список литературы.
1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
2. Педагогические условия проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. М., 2009.
3. Великая Отечественная война. 1941-1945. Иллюстрированная энциклопедия. М., 2005.
4. Великая Отечественная война. Юбилейное издание. М., 2010.
5. Вторая Мировая война. Краткая история. М., 1984.