Возрастные особенности шестиклассников
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
- У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
- Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
- Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом, подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
- Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
- Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
- Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
- Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
- Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
- Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
- В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются
резким возрастанием познавательной активности и любознательности,
возникновением познавательных интересов.
В этот период подростку становится интересно многое, далеко
выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают
интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира,
жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности
познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита
любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми).
Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих
проявлений любознательности, а также на практически полное
отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди
психологов распространена шутка, что подросток знает все и
интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес
школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие
возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства
взрослости.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь
у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у
большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной
программы (Дубровина И.В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще
достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный
характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой
основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область
подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить
полноценный профессиональный выбор.
МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ
Специфика интересов подростков заключается в том, что эти
интересы во многом обслуживают потребность в общении со
сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его
содержание и средства. В значительной части случаев подросток
интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в
какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает
действительно интересоваться тем, что интересно этой компании
(например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или
направлением в моде).
С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы»,
когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс,
параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно
гаснет.
Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации
самые разные интересы — от достаточно возвышенных до простых и даже
вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания
возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные
бытовые химические препараты.
Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое
увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и
педагогам важно помочь ребенку в его делах.
Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность
увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг
приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое
встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но
наиболее часто — в 11—12 лет.
В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ
«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно
устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка.
Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при
отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке
группы сверстников они могут приобрести характер длительного
сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные
фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников.
Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к
различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он
определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на
те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно
сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с
особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают
потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем
эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на
многие мучающие подростка вопросы.
ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ
Подростку становится неинтересным многое из того, чем он
увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по
своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно
наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового
возраста.
Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте
чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о
развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия
интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких
увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их
чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо
интереса у школьника.
Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия:
нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или
высокая, недоступная семье школьника стоимость средств
удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и
др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей
атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и
наличием у них более широких интересов, желанием передать это
ученикам, поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает
вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в
себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом),
он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому
поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу
причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие
интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к
«отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы
пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда
преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки
составляют основной контингент всевозможных асоциальных
группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей,
и педагогов.
«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка
является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л.С.
Выготский. — Все психологические функции человека на каждой ступени
развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно,
а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися
в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л.С.,
Сочинения, т. 4, с. 6).
ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости
общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так
называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно
отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития.
Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от
взрослых особого к нему внимания.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно
отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания
в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних
классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью,
как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту
связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить
систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать
абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные
знания усваиваются формально.
Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в
учении в средних классах школы.
При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются
проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не
задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или
сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков,
стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся
несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием
познавательных интересов.
Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у
школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными
понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления,
но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного
психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к
конкретному».
Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень
развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять
суть явлений действительности, понять реально существующие
причинно-следственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только
на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их
личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к
учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.