Цель: Формирование в занимательной досуговой форме речевой компетенции.
Задачи:
- Развивать у дошкольников интерес к художественной литературе.
- Учить детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворения.
- Побуждать детей к выразительному чтению стихов.
- Формировать слуховое и зрительное внимание, тренировать память, мышление.
- Развивать ловкость, точность движений, общую моторику.
- Воспитывать желание оказать помощь тому, кто попал в беду.
- Воспитывать доброжелательность и взаимопонимание.
Оборудование:
- Аудиозапись стихотворения А.Л. Барто “Зайка” из цикла “Игрушки”. Конверт с письмом, объявление, мольберт, ширма, разрезная картинка самосвала из пособия в Н.В. Нишевой “Играйка”, коробочка со стекляшкой, прыгалки, ведро, удочка, скамейка, орехи, две корзиночки для орехов, два подноса, две ложки, колокольчик, книга-подарок для детей, шкатулка, шарфик, мешочек, стол, следы из бумаги, стеллажи, рисунки детей.
- Игрушки: самосвал, собака, кораблик, козлёнок, самолёт, кукла, юла со стрелкой, мишка, лошадка, флажок, бычок, слон, мяч.
Оформление зала: на стене висит портрет А.Л. Барто. Вокруг портрета – выставка рисунков детей к стихотворениям А.Л. Барто. У противоположной стены, на специальных стеллажах, стоят игрушки: лошадка, слон, бычок, кукла, мишка, мяч, флажок. Перед игрушками лежат следы. Около игрушек стоит ширма. На ширме висит объявление. На противоположной стороне стоит мольберт. Стулья для детей стоят полукругом. Перед детьми стоит столик с юлой.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворений А.Л. Барто:
“Я выросла”, “Сторож”, “Самосвал”, “Я знаю что надо придумать...”,
“Не одна”, “Верёвочка”, “Девочка чумазая”, “Сонечка”, “Любитель-рыболов”, “Машенька” “Девочка-рёвушка”, “Синенькая юбочка”, “Помощница”, “Подари, подари...”.
- Повторение стихотворений из цикла “Игрушки”.
- Прослушивание стихотворений из цикла “Игрушки” в исполнении артистов (аудиозапись).
- Заучивание стихов.
- Рассматривание иллюстраций к стихам А.Л. Барто.
- Рисование на тему “Моё любимое стихотворение А.Л. Барто”.
Звучит музыкальная заставка. На сцену выходит ведущая досуга и объявляет:
“Собрались мы здесь сейчас
На весёлый детский час!
Встречайте ребят!”
Входят дети и садятся на стульчики.
Ведущий:
- Ребята! Посмотрите внимательно на портрет. Это Агния Львовна Барто. Прошло уже 105 лет со дня её рождения, а её стихи знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно: ведь маленьким детям читают стихи родители. Вырастают дети, сами становятся мамами и папами и читают стихи своим детям.
Агния Барто – моя любимая поэтесса. Её стихи с слушала и заучивала, когда была совсем маленькой, как вы. Мне было очень жалко зайку:
(включается запись стихотворения “Зайка”).
С этого стихотворения началось моё первое знакомство с творчеством Агнии Барто. Я уверена, ваши мамы тоже читали вам стихи, написанные А. Барто. Давайте посмотрим, помните ли вы их.
Ведущая подходит к игрушкам, берет их по очереди и читает начало стихотворений. Дети продолжают читать стихи.
Это стихи: “Мишка”, “Лошадка”, “Слон”, “Бычок”, “Резиновая Зина”, “Флажок” (ведущий раскладывает около игрушек следы).
Ведущий:
- Молодцы! Когда вы будите взрослыми, то прочитаете эти стихи своим деткам. Но там осталась ещё игрушка, пойду за ней.
Вместо игрушки педагог приносит конверт и у него очень удивленное лицо.
Ведущий:
- Ребята, посмотрите, что я нашла.
Кто-то бросил к нам, в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, это кот, как мышку,
На окошко заманил?
- Сейчас посмотрим, что в нём написано.
Педагог достаёт из конверта письмо и читает:
“Помогите! Спасите! Меня похители!”
Ведущая:
- Интересно! Кто же это написал? Подписи нет.
Ребята, с кем-то случилась беда. Мы поможем?
Придётся вам стать сыщиками.
Только кого же нам спасать? Вы знаете?
Что же делать?
- Давайте посмотрим, нет ли следов там, где лежал конверт.
Ведущий подходит к игрушкам и говорит:
- Ой, здесь много разных следов. Мне нужны сыщики.
Он вызывает двоих детей и просит найти одинаковые следы.
Дети находят две пары одинаковых следов и отдают воспитателю.
Ведущий:
- Кажется здесь есть подсказка.
Он читает первую подсказку:
“Срочно найдите объявление и прочитайте его!”
Ведущий:
- Ребята, вы видите объявление?
Он просит одного ребёнка снять и принести его. Объявление прикреплено прищепкой.
Ведущий читает:
Объявление!
Сидеть надоело мне
Лапы сложа
Я очень хотел бы
Пойти в сторожа”.
Ведущий:
- Кто же это написал? Может быть, нам подскажет Агния Барто?
Ребёнок читает стихотворение “Сторож”
Ведущий:
- Ребята, вы догадались, кто написал это объявление? (Ответы детей).
- Конечно, это написал щенок. Только, где же его искать0 я по-прежнему, не знаю.
- Мы совсем забыли, что есть ещё одна пара следов. Посмотрите, может быть, там есть вторая подсказка.
Ведущий читает:
“Самосвал ты собери и орешки привези”
- Ну, вот ещё одна подсказка. Кто же теперь нам поможет?
Выходит Катя Володина (6 группа):
- Я вам помогу. Соберите вот эту картинку.
(Она приносит разрезную картинку из игры Н.В. Нищевой “Играйка”)
Ведущий:
- Катя, что случилось с самосвалом?
- Я сейчас вам расскажу.
Катя читает первую половину стихотворения.
Ведущий:
- Ребята, а вы узнали это стихотворение? Как оно называется?
А теперь давайте скорее собирать самосвал.
Звучит музыка. Два ребёнка на мольберте собирают самосвал.
Игра “Собери картинку”
В это время Катя привозит самосвал, в кузове которого лежат орехи и записка. Воспитатель благодарит девочку. Катя уходит. Ведущий читает записку:
“Когда все орешки окажутся в баночке, вы меня и найдёте”
- Что бы это значило?
- Я кажется, догадалась. Будем играть в игру “Вопрос на засыпку”
За каждое задание, выполненное правильно, вы будете получать орешек.
Орехи вы будете опускать в баночку.
Ведущий:
- Тогда скорее давайте приступать к игре.
Ведущий подходит к столу, на котором разложены по кругу задания. В центре стоит юла со стрелкой. Ведущий крутит юлу. Берёт то задание, на которое указывает стрелка и читает его.
Задания
“Волшебная коробочка”
Ведущий достаёт коробочку и говорит, что надо отгадать предмет, который там лежит:
- Скажите, что придумала девочка?
“Я знаю, что надо придумать,
Что б не было больше зимы,
Что б вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы”.
(Ответы детей)
- Зачем же нужна стекляшка?
(Ребёнок читает отрывок):
“Смотрю я в стекляшку
Зелёного цвета,
И сразу зима
Превращается в лето”.
“Синенькая юбочка”
- У кого “синенькая юбочка, ленточка в косе”?
“Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все” (Читает ребёнок)
Игра “Чудесный мешочек”
В мешочке лежат: самолёт, кораблик, козлёнок.
Дети выходят по одному, отгадывают, вытаскивают игрушку и читают стихи про игрушку.
Игра “Шкатулка”
- Вспомните стихотворение “Подари, подари...”
Назовите, что просила подарить Люсенька у бабушки:
Шапочку, шарфик, платье? (Из шкатулки достаётся шарфик).
Игра “Доскажи словечко”
*Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
А он боится (кошки) “Машенька”
*Мы не ели, мы не пили
Бабу снежную (лепили) “Не одна”*Вышла Лидочка вперёд
Лида прыгалку (берёт) “Верёвочка”*С утра сидит на озере
Любитель-рыболов
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка (без слов) “Любитель-рыболов”*Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу
Я вам завтра (помогу) “Помощница”*Подари мне, подари
Эти бусы-янтари
Для чего вас бусинки?
Подарите (Люсеньке) “Подари, подари...”*Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может (вырасти). “Девочка-рёвушка”
“Верёвочка”
Ведущий достаёт прыгалки.
- Кому принадлежит этот предмет?
- Как называется стихотворение?
Прочитайте отрывок.
“Не одна”
- Послушайте отрывок.
“Вдруг нахмурилась Наталка,
Ей всего лет пять,
Говорит: “Мне бабу жалко,
Что ж ей тут стоять?
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Будет баба снеговая
Под луной одна?
- Что придумали дети? Как они помогли снежной бабе?
“Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную слепили.
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Наша баба снеговая
Будет не одна”.
Игра “Узнай гостя”
Выходит чумазая девочка. (Хомжукова Женя – 5 группа)
Ведущий:
- Ах ты, девочка
Чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные
Ладошки,
На локтях –
Дорожки!
Девочка:
- Я на солнышке
Лежала,
Руки кверху
Держала,
Вот они и загорели.
Ведущий:
- Ах ты, девочка
Чумазая,
Где ты носик
Так измазала?
Кончик носа чёрный
Будто закопчёный.
Девочка:
- Я на солнышке
Лежала
Нос кверху
Держала,
Вот и загорела.
Ведущий обращается к детям:
- “Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?”
(Ответы детей).
- Какие предметы помогли избавиться от грязи? (Мыло, губка, щётки)
- Как называется стихотворение?
“Сонечка”
Появляется девочка (Илюшина Настя – 9 группа)
- Караул!
Ольга Николаевна
Он меня толкнул!
- Ой, я укололась!
- Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
- Голова болит...
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Ведущий:
- Вы узнали эту девочку? Как её зовут?
- О чём сговорились мальчики?
“Любитель-рыболов”
Появляется мальчик с удочкой и ведром. Садится на скамеечку, закидывает удочку и поёт:
“Тра-ля-дя
Тра-ля-ля
Тра-ля-ля
Ведущий:
- Вы узнали этого героя?
- Как называется это стихотворение?
- Кто прочитает его?
Игра “Рыболов”
Дети ложками переносят из ветра в ведро орехи (Мячи, каштаны).
Игра на время. (Песочные часы).
“Я выросла”
Ведущий:
- Вспомните стихотворение “Я выросла”.
- Девочка хотела подарить свои игрушки: деревянную посуду, зайца, куклу, паровозик, мяч.
Что лишнее? Чего не было в стихотворении?
Когда в машине не остаётся орехов, ведущий достаёт колокольчик и говорит:
- Орехов больше нет, но есть колокольчик. Сыщики, что мы будем делать?
(Ответы детей). Один ребёнок звонит в колокольчик.
На ширме появляется щенок.
Ведущий:
- Что случилось?
- Где ты был?
- Кто же тебя украл?
Щенок:
- А меня никто не похищал. Я сам спрятался.
Ведущий:
- Кто же тогда писал нам записки, присылал гостей?
Щенок:
- Это я придумал такую игру с вами.
Ведущий:
- Зачем?
Щенок:
- Мне было скучно одному. На работу меня не взяли, потому что я ещё маленький. Мне очень хотелось поиграть. Ребята, вам понравилось играть со мной?
(Ответы детей).
Ведущий:
- Играть нам понравилось. Мы много вспомнили стихов Агнии Барто, но мы очень переживали за тебя. Оставайся с ребятами в детском саду: будешь играть с ними каждый день.
Щенок:
- Спасибо, а я вам за это подаю красивую книжку.
Ведущий прощается, дети уходят.