Класс: 9
Цель урока для обучающихся: на основе изучения материала по истории Рязани и Рязанской области в годы Великой Отечественной войны, оценить вклад рязанской земли и рязанцев в победу СССР в Великой Отечественной войне.
Цель урока для учителя: организовать деятельность учащихся по развитию навыков работы с текстовым материалом, структурированию текстового материала, умения работы в группах, построения логических рассуждений.
Задачи:
предметные:
- развитие способностей применять знания по истории Великой Отечественной войны для оценки вклада Рязани и Рязанской области в победу в войне;
- развитие умения проводить поиск информации в исторических текстах, понимать и интерпретировать информацию.
метапредметные;
- развитие умения заполнения таблицы;
- развитие умения работы с текстовым материалом, отбора необходимой информации;
- развитие умения интерпретировать информацию;
- развития умения работать с текстом:
- развитие умения представлять информацию в наглядно-символической форме;
- развитие умения работать в группе.
личностные:
- формирование позитивного отношения к истории страны;
- формирование уважения к истории родного города;
- понимание ценности вклада Рязани и Рязанской области в достижения страны;
- формирование умения самостоятельной оценки учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма организации учебно-познавательной деятельности: групповая.
Оборудование и материал: для организации работы групп необходим тематический раздаточный материал, ватман, маркеры, изображение Монумента Победы в г. Рязани, магниты, изготовленные из бумаги красные тюльпаны.
Тема предыдущего урока: "Начальный период Великой Отечественной войны".
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Прогнозируемый результат | Формируемые УУД |
Организационый момент | Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Психологическая готовность обучающихся к уроку. | Регулятивные: способность к самоорганизации |
Актуализация знаний. | Вспомните, какой этап Великой Отечественной войны изучали на прошлом уроке? | Отвечают на вопросы | Начальный этап войны 22.06.1941 – 19.11.1942. Изучали события с июня по декабрь 1941 года. |
Регулятивные: - фиксировать и анализировать динамику собственных результатов. Познавательные: - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в необходимом контексте; Коммуникативные: - соблюдать нормы публичной речи. |
Выделите характерные черты данного этапа войны. | Период оборонительных боев и вынужденного отступления Красной армии. | |||
Какие города проявили мужество и героизм на начальном этапе войны? Почему Вы так считаете? | Брест, Минск, Смоленск, Ленинград, Одесса, Киев. Севастополь. Обучающиеся поясняют свой ответ. | |||
Какое звание было присуждено городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.? | Города-герои. | |||
Мотивационный этап | А что Вы знаете о роли Рязани и
Рязанской области в Великой Отечественной войне? |
Отвечают на вопросы | Обучающиеся предлагают в качестве ответа отрывочные сведения | Познавательные: - строить логическое рассуждение. Коммуникативные: - изложение своего мнения; - умение слушать, вступать в беседу. |
Объясните, почему необходимо более подробно изучить вклад Рязани и Рязанской области в победу в войне? | Высказывают предположение | Обучающиеся предполагают о необходимости знать историю родного края, т.к. это наша малая родина, жители города и области принимали участие в войне, а значит мы можем и должны гордиться подвигами рязанцев. | ||
Постановка целей урока | 5 декабря 2015 года Губернатор Олег Ковалев подписал распоряжение о присвоении Рязани почетного звания "Город воинской доблести". Прочитайте текст документа и выделите основания для присуждения городу такого почетного звания. (Приложение 1) | Активное слушание, работа с текстом документа, ответ на вопрос | Почетное звание присваивается населенным пунктам Рязанской области, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. | Регулятивные: Целеполагание. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Познавательные: - строить логическое рассуждение. Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свое мнение; - корректно отстаивать свою точку зрения; - умение слушать, вступать в беседу. |
Как вы думаете, какую главную проблему необходимо решить в ходе занятия? | Формулируют проблему занятия | Какую роль в Великой Отечественной
войне сыграла Рязань и Рязанская область. Что явилось основанием для присуждения Рязани почетного звания "Город воинской доблести". |
||
На какие вопросы необходимо дать ответы в ходе урока? | Ответ на вопрос. | Велись ли на территории Рязани
военные действия? Какую помощь оказывала Рязань фронту? |
||
Открытие новых знаний | Каждая группа получает пакет
информации по определенной теме, ватман и
маркеры. Задание: Проанализируйте в группах
предложенный материал (Приложение
2) и оформите Боевой листок по вашей теме. На основе выступления представителей групп, необходимо заполнить таблицу "Вклад рязанского края в победу в Великой Отечественной войне" (Приложение 3). |
Выполняют задание в группах. | На основе анализа предложенного группам материала, используя ватман и маркеры, выпускают Боевой листок по заданной теме. | Регулятивные: - определение критериев планируемых результатов. - планирование деятельности группы; - определение последовательности действий; - сверять свои действия с целью. Коммуникативные: - конструктивное взаимодействие с членами группы; - умение слушать членов группы; - умение выражать свои мысли; - интеграция в группу; сверстников - умение сотрудничать с другими людьми в поисках информации; -умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку Познавательные: - переводить многоаспектную информацию из текстовой в графическую или схему. Находить в тексте требуемую информацию. |
Каких критериев будете
придерживаться при выполнении и оценке качества
выполнения здания? Учитель информирует о необходимости оценивания деятельности как своей, так и других групп согласно критериям. |
Обучающиеся предлагают критерии | Возможные критерии: - четкость, логичность выступления; - аргументированность выступления; - самостоятельность выступления; - наглядность Боевого листка, соответствие теме; |
||
Учитель предлагает завершить работу и перейти к выступлению групп. | Выступление представителей групп. Заполнение таблицы | Самостоятельное изложение материала по теме, ведение записей в тетради. | ||
Первичный контроль | Учитель предлагает вернуться к проблеме урока и задает вопрос: "Почему Рязани присуждено почетное звание "Город воинской доблести"? | Обучающиеся отвечают на вопрос | Обучающиеся используют полученную информацию для ответа на вопрос. | Познавательные: - строить логическое рассуждение; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в необходимом контексте. Коммуникативные: - изложение своего мнения; - умение слушать, вступать в беседу. |
Рефлексия | В 1975 году на площади Победы в нашем городе был сооружен монументальный комплекса в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Монумент символизирует единство фронта и тыла в то героическое время. Вечный огонь славы, горит у монумента, В праздники у подножья монумента всегда лежат цветы в знак памяти тружеников фронта и тыла. Если вы согласны с тем, что Рязанский край сыграл значительную роль в ходе Великой Отечественной войны, достоин носить почетное звание "Город воинской доблести", возложите свой цветок к подножию памятника. | Обучающиеся определяют свою позицию и выходят к доске с небольшими символическими изображениями тюльпанов и крепят их на доске. | Все обучающиеся считают необходимым прикрепить символичное изображение тюльпана к фотографии Монумента Победы. | Регулятивные: - принимать решение в учебной ситуации. |
Учитель просит оценить по пятибалльной шкале выступление собственной группы, степень участия в деятельности каждого члена группы, выступление других групп. | Обучающиеся коллективно оценивают деятельность групп. | Выставление отметок согласно выработанным критериям оценивания | Регулятивные: - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. Коммуникативные: - изложение своего мнения. |
|
Информация о домашнем задании | Учитель задает выполнить творческую работу: "Письмо в прошлое" – обращение к рязанцам, жившим в годы Великой Отечественной войны, в котором необходимо аргументирована выразить свое отношение к подвигу жителей в годы лихолетья.. | Запись домашнего задания в дневник. | Обучающие задают вопросы для уточнения домашнего задания. | Регулятивные: - определять критерии выполнения домашнего задания. |
Использованные источники и литература.
1. Грешнова Н.В. Рязанская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг [Электронный ресурс]. - Режим доступа (датаhttp://rounb.ru/elbibl/el_res/bogatiri/Pdf/ryaz_obl_1941-45.pdf (дата обращения: 14.02.2016).
2. Закон Рязанской области от 19 марта 2015 г. N 8-ОЗ "О почетных званиях Рязанской области "Город воинской доблести", "Населенный пункт воинской доблести", "Рубеж воинской доблести" (принят постановлением Рязанской областной Думы от 4 марта 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/ryazan/615939/#ixzz3zWC5Hjik (дата обращения: 07.02.2016).
3. История родного города. Учебное пособие по курсу краеведения для 8-9 классов общеобразовательной школы по курсу краеведение. Часть вторая. Рязань, 2007.