Интегрированное занятие по развитию речи и конструированию «Насекомые и птицы» для будущих первоклассников

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: Закрепить и обобщить знания о насекомых и птицах. Научить конструировать модель бабочки по образцу.

Задачи:

Коммуникативные УУД:

  • способность взаимодействовать с товарищами в группе, в паре.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные УУД:

  • активизировать словарный запас по теме;
  • развивать звуковой анализ;
  • закреплять умение соотносить звуки с буквами;
  • проводить сравнение и классификацию объектов природы;
  • осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
  • развивать умение конструировать по образцу, работать с симметрией и зеркальным отражением.

Личностные УУД:

  • способность к самооценке, знание основных правил поведения на занятии.

Оборудование:

  • Предметные картинки с изображением птиц и насекомых,
  • Касса букв,
  • Проектор, экран, компьютер,
  • Изображение модели бабочки,
  • Конструкторы Лего “MoreToMath”

Ход занятия

Учитель Ответы детей Примечания
Мотивационно - целевой этап.
Добрый день. Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете тему нашего занятия:

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?...

Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет?

И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку...

Молодцы!

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык;
Шесть ног без копыт.
Летит - воет,
Сядет - землю роет.

Голубой аэропланчик
сел на белый одуванчик.

Побежали по дорожке
Чьи-то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей ...

 

 

 

Ворона

 

 

Грач

 

 

Синица

 

 

Жук

 

Стрекоза

 

 

Муравей

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель - логопед: после ответа детей выставляет на доску картинки с изображением птиц и насекомых.

Ориентировочный этап.
Вы правильно отгадали загадки. Посмотрите на доску. Кто попробует распределить эти картинки в две группы? 1 группа: ворона, грач, синица

2 группа: жук, стрекоза, муравей

 
Как можно назвать животных каждой группы одним словом? 1 группа – птицы.

2 группа – насекомые.

 
Какая тема нашего урока? Птицы и насекомые.  
Поисково-исследовательский этап
Посмотрите на картинку, назовите, кто на ней изображен. Прикрепите картинку в нужную группу. Игра “Живая цепочка”

(Ответы детей “по цепочке”)

Учитель раздает детям картинки с птицами и насекомыми.
Назовите общие признаки птиц. Туловище покрыто перьями,
Есть клюв,
Две ноги,
Есть два крыла
 
ИГРА - ФИЗМИНУТКА

А теперь поиграем. Выполняйте движения вместе со мной.

Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг.
(Дети делают взмахи руками, поворачивая головы направо - налево)
Чтоб скорее прилетать, надо крыльями махать.
(Взмахи рук становятся интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
(Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля – расстилается земля.
(Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться, на поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.

(Дети садятся за столы)

Птицы улетели, и у нас на доске остались картинки насекомых. Рассмотрим их внимательно.   Учитель убирает с доски картинки птиц и добавляет картинки с насекомыми.
У насекомых есть общие признаки? Нет

Да

 
Мнения разделились. Давайте определим признаки насекомых.

У всех ли насекомых есть крылья?

 

 

Нет. У гусеницы крыльев нет.

 
А у каких насекомых крылья есть? У мухи, бабочки, пчелы, стрекозы, кузнечика и жука.  
Сколько у них крыльев? 4 крыла  
Сколько лапок у насекомых? 6 лапок, три пары.  
Молодцы.

Назовите насекомое и произнесите первый и последний звуки в его названии.

Жук –ж, к

Муха – м, а

Бабочка – б, а

Пчела – п, а

Кузнечик – к, к

Стрекоза – с, а

Муравей – м, й

Гусеница - г, а

Учитель-логопед указкой показывает на картинки, дети “по цепочке” отвечают
Правильно. Давайте составим предложение со словом гусеница.

Сколько слов в этом предложении?

Большая гусеница ползет по траве.

5 слов

 
Назовите первое слово,

второе, третье, четвертое, пятое.

Какое маленькое слово есть в этом предложении?

 

Большая, гусеница, ползет, по, траве

Дети составляют предложения. Одно из них выбирается для составления схемы.
А теперь, посмотрите на экран. Чем мы сейчас будем заниматься? Конструировать модель гусеницы. Дети в парах по образцу конструируют модель гусеницы
Молодцы. Кто знает, в кого превращается гусеница? В бабочку  
ИГРА-ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся,
(наклоны вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(наклоны вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, взмахи вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружится, вьется.
(покружиться).
Дети возвращаются за столы.

Продолжим наше занятие. Сейчас вы превратите вашу гусеницу в бабочку.

Посмотрите на экран. Кого вы видите?

Бабочку.

Мы с вами будем конструировать модель бабочки. Что необычного в этой модели?

Правильно. Глядя на экран, к модели гусеницы прикрепите одно крыло, как на образце, а второе крыло сделайте точно такое же, в зеркальном отражении.

У этой бабочки крылья только с одной стороны.

Работа в парах.

Рефлексивно-оценочный этап
  • О ком мы сегодня говорили на занятии? (О птицах и насекомых)
  • Модель какого насекомого вы сконструировали? (Модель бабочки)
  • Какая бабочка у вас получилась? (Красивая, большая, яркая, разноцветная)

На следующем занятии мы с вами научимся конструировать модель бабочки без опоры на образец.