Тип урока: Изучение нового материала.
Место урока в курсе обществознания: 7 урок темы “Социальная сфера жизни общества”, что позволяет использовать знания, полученные в ходе предыдущих уроков.
Формы обучения: индивидуальная,фронтальная,работа в парах,групповая работа.
Цель урока: изучение темы “Социальный конфликт и пути его разрешения” в рамках темы “Социальное взаимодействие”.
Цели урока:
Образовательные:
- углубить знания обучающихся о конфликте,;
- дать представление о формах, видах и стадиях конфликта;
- раскрыть типичные черты социальных конфликтов;
- совместно с обучающимися определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.
Воспитательные:
- показать значение диалоговых и компромиссных форм выхода из конфликта;
- вовлечь обучающихся в практическую деятельность;
- продолжить формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся через общение и групповую работу;
- сформировать у обучающихся потребность в необходимости договариваться между собой, а так же создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.
Развивающие:
- формировать умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,
- продолжить овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности
- уметь работать с разными источниками информации, использовать данную информацию в качестве примеров.
Применяемые технологии на уроке: информационные, личностно-ориентированная, проблемного обучения, разноуровневой дифференциации.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, бланки ЕГЭ, на доске термины, домашнее задание, презентация к уроку.
Раздаточный материал;
- форма опорного конспекта на каждого учащегося( рабочие листы для индивидуальной и групповой работы.)
- ксерокопии с заданием на каждую группу
- тест на каждого учащегося
Предполагаемый результат урока:
Обучающиеся должны:
- Знать основные понятия темы: конфликт, причины конфликта, стадии конфликта, типы конфликта, условия выхода из конфликтов;
- Уметь обобщать и анализировать материал на основе разных источников информации;
- Уметь предложить гуманистические формы выхода из конфликта
Способы проверки знаний:
- Фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных обучающихся;
- Задания группе, где обучающиеся совместно могут приготовиться к ответу перед классом
План урока:
- Организационный момент. 1-2 мин.
- Повторение изученного материала –промежуточная диагностика(тест) 5 мин.
- Изучение нового материала 30 мин
- Введение в тему, постановка проблемного задания (учитель), определение основных тематических блоков 2 мин.
- Объяснение учителем вопросов о видах и причинах социальных конфликтов 5 мин.
- Упражнения : “Руки”, “На мостике” 2-3 мин
- Теоретический материал, заполнение рабочих листов.10 мин.
- Практическое занятие в группе “Анализ предложенного социального конфликта по критериям 5 мин.
- Определение условий, способствующих успешному разрешению любого вида конфликтов. 2 мин
- Обобщение изученного(рефлексия).2мин.
- Итог урока.1-2 мин.
- Игра на социальное взаимодействие “Невидимая нить” .(при наличии времени) 4-5 мин.
Ход урока
Работа учителя | Работа детей | ||||||
I. Организационный момент.
(Презентация) Приветствие, проверка отсутствующих учащихся.д.з Создание позитивного настроя. (Слайд 1) |
Дети занимают свои места в классе. | ||||||
II. Постановка цели и задач урока.
Актуализация темы. (слайды 2-3) Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о социальном взаимодействии и в первую осередь о социальном конфликте.Тема соответствует программе, входит в кодификатор ЕГЭ В течение урока нам предстоит:
|
Записывают тему урока и домашнее задание | ||||||
II. Промежуточная диагностика
(повторение изученного) Приложение
2. - Мы продолжаем работать с тестами 1 и2 на бланках ЕГЭ с целью отработки навыков верного выполнения заданий. Не забывайте о правилах заполнения бланков. - Время на выполнение задания истекло, возьмите цветную ручку и проверяем выполнение заданий. (слайд 4-6) Проверка Части 1 и 2 (Работа парами:взаимопроверка) (часть 1 - взаимопроверка, часть 2 (задания 25,26) - выборочный) задания 25 проверка задания 26 проверка Как видно из ваших ответов процесс социализации невозможен без социального взаимодействия... Дополните схему по типам социального взаимодействия.... (слайд 7-10) В рамках форм социального взаимодействия мы говорим о сотрудничестве и соперничестве.Что мы рассматривоем под соперничеством? (конкуренция и конфликт) |
5 мин. Индивидуальная работа Дети выполняют задания на бланках ЕГЭ Взаимопроверка и исправление ошибок Работа в парах Дают опр. Сотрудничество и соперничество |
||||||
III. Изучение нового материала. 30 мин. 1. Учитель: Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему. Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели? Что тогда? Возможные варианты ответов учащихся: применить силу, уступить, договориться и.т.п. Учитель: Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликтам. (СЛАЙД 11) Вот мы и подошли вплотную с вами к теме нашего урока “Социальный конфликт” Конфликт - это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов Учитель: А что же такое “социальный конфликт”? Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов |
30 мин.
Дают опр. конфликт, Записи в рабочем листе |
||||||
Проблемное задание:Какова роль
социального конфликта в жизни общества и
человека? (СЛАЙД 12) План:
Давайте вместе разберемся, что такое конфликты, какими они бывают попробуем решить проблему выхода индивида из конфликтной ситуации. Дома вы поработаете с пар.16, заданием 28,29 из рабочего листа Чтобы лучше усвоить новый материал и успешно его закрепить, в ходе урока вы будете самостоятельно заполнять опорный конспект, а в этом нам поможет работа с презентацией. Учитель: Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти,престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами. |
Делают записи в рабочем листе, затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют | ||||||
(СЛАЙД 13) Упражнение 4. Упражнение
“Руки” Педагог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. (По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится). Обсуждение:
|
Выполненяют упражнение
Ответы детей |
||||||
Учиель: В ответ на (агрессию)
раздражение мы подсознательно начинаем
сопротивляться, т.е. раздражение рождает
конфликт, агрессию. Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты. Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). -Наши обида, плохое настроение, оказывают влияние на наше состояние. Так происходит и в обществе – эти же чувства приводят к состоянию социального напряжения. Понятие социальной напряженности – высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающегося в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному. |
Делают записи в рабочем листе | ||||||
(СЛАЙД 14) Упражнение “На мостике”. Сейчас мы с вами сыграем в одну игру, представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же как и вам необходимо перебраться на другой берег. Выходят 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка. Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть. Упражнение повторяется еще раз с другими участниками (желательно попросить выполнить это упражнение разных по темпераменту ребят) Выполнение упражнения начинается по команде ведущего. |
Упражнение “На мостике” | ||||||
(СЛАЙД 15) Причины социальных
конфликтов:
2. Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. Учащиеся продолжают заполнять опорный конспект. (СЛАЙД 16-17) Структура конфликта. Определить логическую цепочку разворачивания конфликта и роль каждого участника конфликта. Оппоненты – противоборствующие стороны Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту. Пособники – люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами. Посредники – которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт. Предмет конфликта – объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласия между оппонентами. Объект конфликта – некоторый дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом) |
Делают записи в рабочих листах | ||||||
(СЛАЙД 18) Субъекты конфликтов 3.Учитель: Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа с учебником стр 165-166. Необходимо в рабочем листе заполнить таблицу По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в опорный конспект |
Записи в рабочих листах | ||||||
(СЛАЙД Ы 19-20) Стадии протекания
конфликта
Предконфликтная стадия - Накапливается эмоциональное напряжение, раздражение. Выбирается стратегия Непосредственно конфликт - Происходит инцидент(словесное/физическое воздействие) и переход к действиям Разрешение конфликта - Приостановлен/Завершен |
Работа с учебником стр.165-166, заполнение таблицы | ||||||
ПРОВЕРЯЕМ таблицу (СЛАЙДЫ 21-22) Виды социальных конфликтов (схема) (СЛАЙД 23) Работа по группам (ряд - группа) Проанализировать
Схема анализа конфликта:
|
Проверка таблицы
Работа в группе (анализ конфликта по заданному плану. Возможно использование интернет ресурсов
3-4 мин. Выступление представителей от каждой группы |
||||||
Учитель: К сожалению, конфликты в
нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все
люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному.
Наверное, и некоторые из вас участвуя в
конфликте, находили пути выхода из него. Поделитесь своим опытом. Возможные варианты ответов учащихся: Применял силу, договаривалась, уступали, прерывал спор и.т.д. Учитель: Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте с обязательной записью в опорном конспекте. Обратите внимание на доску. Какие чувства, мысли, действия характерны для каждой стратегии? |
2 мин. Беседа.Записи в рабочих листах.
Записи в рабочих листах |
||||||
(СЛАЙД 24-25) Разрешение конфликта.
(СЛАЙДЫ 26-27) Стратегии поведения в конфликтах Избегание - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта. Уступки – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои нтересы, соглашательство с другими в ущерб себе. Подавление – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других. Компромисс – дипломатичность, гибкость. Сотрудничество – уважение своих и чужих интересов Задание Согласны ли вы с тем, что конфликт является стимулом социального развития, прогресса? Какова роль социального конфликтта? Плюсы и минусы? Ответы учеников |
Беседа, ответы учеников на проблемный вопрос урока, заполнение таблицы. |
||||||
(СЛАЙД 28) IV. Обобщение изученного
(рефлексия) Роль социального конфликта
Вывод. Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в “горячих точках”, помогают разрешить групповые и межличностные конфликты. |
|||||||
Выполнение задания 28. Цель – систематизировать полученные знания по новому материалу, проверить, усвоен ли материал (индивидуальный контроль); отработка выполнения задания 28. 28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Социальный конфликт”.Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему. Еще раз обращаем внимание на технологиюсоставления сложного плана. Проверка планов. (Дома необходимо будет все записать) |
Устное выполнение задания ЕГЭ №28. 1-2 минуты
Запись д.з. индивидуальная работа |
||||||
V. Итог урока. Сегодня мы говорили о “Соц.конфликте :
Домашнее задание: Сделать план (задание 28) письменно. Написать эссе на одну из тем: 29.1. “Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется” (Шевелев И. Н., современный российский ученый). 29.2. "Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим"Б. Вул Найти в интернете и посмотреть мультипликационный фильма Г. Бардина “Социальный конфликт” и определить стадии и участников конфликта. |
1-2 минуты | ||||||
(СЛАЙД 29) VI. Игра на социальное
взаимодействие “Невидимая нить”. Приложение № 6 (при наличии времени эта игра будет красивым и запоминающимся завершением урока) Дети встают в круг Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе. Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом: Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении гармоничные и конфликтные. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.
Использованная литература.
Интернет-ресурсы.
|
4-5 минут Участие в игре групповая работа |